Статья "Конструирование диагностических тестов по истории"
Оценка 4.9

Статья "Конструирование диагностических тестов по истории"

Оценка 4.9
Контроль знаний
doc
история
10.03.2022
Статья "Конструирование диагностических тестов по истории"
В статье говорится о способах конструирования диагностических тестов по истории и приводится пример теста "Россия в XVII веке"
Статья_Конструирование диагностических тестов учителем имтории.doc

Конструирование диагностических тестов по истории.

 

В современных условиях возрастает диагностическая функция учителя. Это связано, во-первых, с реализацией личностно ориентированной концепции образования, которая требует планирования процесса обучения истории не только на основе требований, декларированных  в программах и стандартах, но и с учётом уровня познавательных  возможностей школьников, конкретного образовательного маршрута. Поэтому учитель должен владеть информацией об учениках на всех этапах образовательного процесса.

Во-вторых, в современной школе учитель должен работать по вариативным программам, учебникам, самостоятельно решать задачи проектирования учебного процесса, освоения новых предметных технологий. Все эти задачи требуют постоянного самоконтроля со стороны педагога и анализа полученных результатов для своевременного корректирования методов и форм преподавания.

Таким образом, остро  встаёт вопрос об экономичных и эффективных способах методической диагностики, которая включает в себя различные способы выявления результатов деятельности учителя и учащихся в ходе образовательного процесса.

В отличие от проверки знаний, диагностика ставит своей целью не только контроль  за  результатами обучения школьников. Она, в первую очередь, создаёт основу для планирования и коррекции процесса изучения истории на основе исследования уровня познавательных возможностей учащихся.

Одним из способов диагностики результатов обучения являются тесты. Они позволяют отслеживать результативность процесса формирования знаний и умений. Диагностические тесты отличаются от тестов контроля по своим целям использования, способу конструирования и анализу полученных результатов. Их использование позволяет сравнительно быстро получить формализованные данные, легко поддающиеся обработке, анализу и идентификации (сопоставлению с другими материалами).

При помощи тестов учитель может исследовать качество своей педагогической деятельности как на уровне одного урока, так и в масштабе всей своей системы преподавания истории. В данном случае мы рассмотрим вопросы конструирования диагностических тестов, направленных на исследование эффективности изучения больших тем и курсов истории.

Тестовые задания целесообразно разрабатывать, ориентируясь на объём нормативных требований учебных программ и стандартов. Чтобы учитель мог получить целостное представление о результативности процесса формирования знаний тестирование должно охватывать все структурные компоненты изучаемого содержания по областям исторических знаний, которые изучаются в данном школьном курсе: политика, экономика, культура, религия, исторические личности, историческое краеведение.

Желательно, чтобы структурные компоненты знаний были одними и теми же при изучении разных тем курса.  Это позволяет легко сопоставлять результаты, изученные в разное время, в разных классах одной параллели.

Тестовые задания должны сочетать проверку теоретических знаний (понятий, ведущих идей) и конкретно-исторического материала (факты событий и явлений, даты и т.д.).

Степень конкретизации вопросов в тестах зависит от уровня диагностического тестирования (урок, тема, раздел, курс и т.д.). Например, при текущей диагностике результативности урока «Восстание Спартака» ставятся вопросы в соответствии со смысловыми единицами знаний параграфа учебника. Тестовые задания могут быть посвящены выявлению знаний об этапах этого события, об именах и характеристиках их главных и второстепенных участников, о географии движения восставших и т.д. Но на уровне диагностического тестирования по всей теме «Древний мир» целесообразно ставить вопросы, на выявление результатов усвоения укрупнённых смысловых единиц знаний, которые определяются в учебной программе.

Тестовые  задания по истории дают возможность оценить уровень освоения учениками широкого круга умений: работать с хронологией, с исторической картой, с источниками, осуществлять анализ, сравнение, оценку исторического факта и явления и т.д.  Качественное выполнение теста на выявление сформированности умения зависит от требований программ и стандартов, от возрастных возможностей школьников. Так, например, в  6 классе при работе с картой к ученикам предъявляется требование показывать исторические объекты, читать несложные карты с опорой на легенду, а к 8 классу школьникам необходимо уметь извлекать из исторической карты сведения о событиях и явлениях. Соответственно выбирается и форма заданий: это могут быть задания по работе с контурными картами, на «узнавание» очертаний стран,  всех битв и т.д.

Разнообразие в способах представления заданий – необходимое условие тестовой диагностики. Оно снижает вероятность утомления от одинаковых заданий, позволяет избежать обилия текстовой информации, повышает позитивное отношение учащихся к проводимому исследованию. В зависимости от возраста учеников способ представления тестовых заданий изменяется. Это может быть: изобразительный ряд из картин прошлого (преобладает в  средних классах) для выявления сформированности представлений об образах истории, отрывок художественного произведения или первоисточника для диагностики умений работы с текстом и т.д.

Способ представления задания может значительно упростить или усложнить его. Это позволяет конструировать диагностические тесты разного уровня сложности. Например, тест на классификацию памятников культуры можно оформить в виде перечисления (статуя Афины, бюст Перикла, Парфенон, пирамида Хеопса) или в виде изобразительного ряда, в зависимости от того какое умение надо выявить.

Анализ полученных результатов проводится как индивидуально для каждого ученика, так и в масштабах класса  по шкале содержания и по шкале умений. При этом на первое место выходят задачи дальнейшей коррекции, а не аттестации. Индивидуальный анализ даёт возможность выявить личные трудности каждого учащегося и подобрать наиболее оптимальные коррекционные задания. Анализ на уровне класса позволяет оценить эффективность выбранных учителем технологий обучения и при необходимости внести в них изменения. В отличие от других способов диагностическое тестирование даёт максимально формализованные и объективные результаты, что особенно важно в гуманитарных предметах.

Комплексные диагностические тесты могут конструироваться на материале раздела, полугодия, года, более мелкие отрезки образовательного маршрута анализируются с помощью проблемных тестов. Проблемные тесты преследуют узко ориентированные цели, выявляя один или несколько аспектов процесса обучения истории. Их целью может быть анализ одного умения или группы умений и т.д.

Как показал опыт проведения диагностических тестов по истории, они хорошо принимаются учащимися, и при внешней простоте являются очень показательными, так как полученные результаты зачастую не совпадают с ожидаемыми и чётко показывают какие именно умения  недостаточно освоены.

Таким образом, общие диагностические тесты являются маневренным и экономичным инструментом, отслеживающим развитие познавательных возможностей учеников в процессе обучения истории.

 

 

Диагностический тест по теме «Россия в  17 веке»

 

1.      В первой графе отметьте события, относящиеся к Смутному времени, во второй – укажите их даты.

1. Принятие нового свода законов царя Ивана Грозного

 

 

2. Семибоярщина

 

 

3. Ливонская война

 

 

4. Венчание Ивана IV Васильевича на царство

 

 

5. Захват власти Лжедмитрием I

 

 

6. Восстание Хлопка

 

 

7. Восстание под предводительством С. Разина

 

 

8. Избрание М. Ф. Романова на царство

 

 

9. Переяславская рада

 

 

10. Ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского

 

 

11. Восстание под предводительством И. Болотникова

 

 

12. Деулинское перемирие с Польшей

 

 

13. Столбовский мир со Швецией

 

 

14. «Стоглавый» собор

 

 

15. Стояние на реке Угре

 

 

 

2.      Соотнесите название законов, юридически закреплявших право помещиков и вотчинников владеть крестьянами, и годы их принятия.

 

1. О пятилетнем сыске беглых крестьян

 

А. 1497

2. О бессрочном сыске беглых крестьян (окончательное установление крепостного права)

 

Б. 1550

3. Об установлении срока, в течение которого крестьяне могли уходить от своего владельца – за неделю до и неделю после Юрьева дня (26 ноября) с уплатой пожилого

 

В. 1581

4. О запрещении ухода крестьян в Юрьев день

 

Г. 1597

5. Об увеличении платы за пожилое и установлении компенсации за повоз (подводную повинность)

 

Д. 1649

 

3.Укажите, как называются предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленной техники, созданные в середине 16 века в Европе и в 17 веке в России:

1. Фабрики

 

2. Мануфактуры

 

3. Ремесленные мастерские

 

4. Цехи

 

5. Артели

 

 

4.Обозначьте цифрами, о каких исторических деятелях Смутного времени идёт речь в тексте:

Картинка 1 из 36804           Картинка 14 из 716                 Картинка 1 из 3149         Картинка 63 из 49040

1.  К. Минин              2. М. Скопин-Шуйский        3. Д.Пожарский          4. И.Сусанин

      Картинка 13 из 4470          Картинка 7 из 8148

               5. И. Болотников      6. Лжедмитрий I        7. Василий Шуйский

 

А. Сын князя; дальний родственник царя; проявил полководческий талант, разгромив войска Лжедмитрия II в поволжских городах, снял осаду Троице-Сергиевой лавры, в марте 1610 года освободил Москву от войск самозванца, ему в ту пору было 24 года; скоропостижно умер, ходили слухи, что он был отравлен.

 

Б. Сын крестьянина; завёл отряд поляков в дремучий лес, за что принял от врагов жестокие мучения перед смертью; царь наградил его потомков – освободил от всех податей и повинностей;  в Костроме этому герою поставлен памятник.

 

В. Сын посадского, ставший дворянином; занимался мелкой торговлей; явился инициатором создания «Совета всея земли» в Нижнем Новгороде; заседал  в Боярской думе и подписывал многие важные государственные  документы.

 

Г. За свою жизнь он повидал множество стран; называл себя воеводой « чудесным образом спасшегося   царевича Дмитрия»; проявил незаурядные способности военачальника – несколько раз одерживал победы над правительственными войсками; был разбит при осаде Москвы в 1606 г.; в 1608 году был убит.

 

Д. Его предок сражался под знамёнами Дмитрия Донского на Куликовом поле, отец участвовал в Ливонской войне; во главе стрельцов  он нёс дозорную службу на южных границах государства; в эпоху Смуты сражался на стороне правительственных войск; с февраля 1610 года был воеводой в Зарайске и не раз выходил победителем в военных столкновениях с поляками и тушинцами; освободил Москву в 1612 году.

 

Е. Он был князем, царём, монахом; участвовал в заговоре против Бориса Годунова, в 1605 году был приговорён Боярской думой к смерти, но получил прощение, в то время как многие его родственники были наказаны; установил 15-летний срок сыска беглых крестьян; умер в Польше.

 

Ж. Он был и монах, и царь; женился на польке Марине Мнишек; не выиграв ни одного сражения, завладел шапкой Мономаха; правил в Москве 11 месяцев; о его правлении историки писали, что поляки стали проявлять свою власть над русским боярством, вмешиваться в православную религию, нарушать законы; был убит в 1606 году.

 

 

5. Отметьте причины церковного раскола:

1. Проникновение на Русь протестантского мировоззрения

 

2. Исправление религиозных книг

 

3. Ослабление царской власти

 

4. Изменение некоторых церковных обрядов

 

5. Усиление власти патриарха

 

6. Создание религиозных сект на Руси

 

7. Закрепощение крестьян

 

8. Введение троеперстного крестного знамения

 

 

6. Отметьте цифрами события: 1 – первая половина 17 века, 2 – вторая половина 17 века.

1. «Семибоярщина»

 

2. Ликвидация местничества Земским собором

 

3. Попытки самозванцев захватить власть в России

 

4. Восстание Хлопка

 

5. Избрание Михаила Романова на царство

 

6. Освобождение Москвы народным ополчением от польских интервентов

 

7. Прекращение созыва Земских соборов

 

8. Заключение перемирия России и Польши в деревне Деулино

 

9. «Соляной бунт» в Москве

 

10. Правление царя Василия Шуйского

 

11. Восстание под предводительством И. Болотникова

 

12. Восстание под предводительством С. Разина

 

13. Издание «Уложения о крестьянах»

 

14. Царствование Алексея Михайловича

 

15. «Двоецарствие» Ивана и Петра при регентстве  Софьи

 

 

7.Соотнесите характеристику и имя исторического деятеля.  Поставьте букву под портретом исторического деятеля.

 

  Картинка 5 из 40706 Картинка 3 из 1257 Картинка 3 из 18319  Картинка 24 из 1115  Картинка 8 из 96

______  ______ _______  ______  _______   _______   _______

 

1. Государственный и военный деятель, дипломат, организатор почтового сообщения между границей государства и Москвой, инициатор создания рукописной газеты «Куранты» и Новоторгового устава

А. Ерофей Павлович Хабаров

2. Патриарх, инициатор проведения церковной реформы

Б. Аввакум

3. Предводитель казацкой голытьбы в походе «за зипунами»

В. Богдан Хмельницкий

4. Протопоп, противник церковной реформы, глава старообрядцев

Г. Никон

5. Гетман, возглавлявший освободительную борьбу украинского народа против Польши

Д. Степан Разин

6. Казак, именем которого назван мыс на восточной оконечности Азии

Е. Семён Дежнёв

7. Землепроходец, по имени и отчеству которого названы посёлок и железнодорожная станция, а по фамилии - город

Ж. Афанасий Ордин-Нащёкин

 

8.Отметьте памятники архитектуры 17 века.

 


Картинка 69 из 10713          Картинка 1 из 1243       Картинка 38 из 44421

Церковь Покрова         Царский дворец в Коломенском                 Покровский собор в Москве

     на Нерли

 

Картинка 183 из 388    Картинка 4 из 15440    Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Палаты А.Кириллова и                 Успенский собор в Москве       Храм Покрова Пресвятой

церковь Николы в Москве                                                                   Богородицы в Рубцове

 

8. Соотнесите характеристики и имена выдающихся деятелей русской культуры 17 в.

 

Картинка 6 из 1558  Картинка 6 из 7816 Картинка 25 из 925  Картинка 2 из 1968 

 

 

1. Живописец, на иконах которого изображались черты реальных людей

 

А. Иван Михайлов

2. Стрелец, один из строителей царского дворца в селе Коломенское

 

Б. Симон Ушаков

3.  Монах, автор ряда лирических стихотворений, популярных при царском дворе

 

В. Анисим Михайлов

4. Воевода, под руководством которого был составлен «Чертёж» - описание Сибирской земли.

 

Г. Симеон Полоцкий

5. Пушечных дел мастер, составивший «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки»

 

Д. Пётр Годунов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                

 

 


Конструирование диагностических тестов по истории

Конструирование диагностических тестов по истории

Тестовые задания по истории дают возможность оценить уровень освоения учениками широкого круга умений: работать с хронологией, с исторической картой, с источниками, осуществлять анализ, сравнение, оценку…

Тестовые задания по истории дают возможность оценить уровень освоения учениками широкого круга умений: работать с хронологией, с исторической картой, с источниками, осуществлять анализ, сравнение, оценку…

Ливонская война 4

Ливонская война 4

И. Болотников 6. Лжедмитрий

И. Болотников 6. Лжедмитрий

Отметьте цифрами события: 1 – первая половина 17 века, 2 – вторая половина 17 века

Отметьте цифрами события: 1 – первая половина 17 века, 2 – вторая половина 17 века

Церковь Покрова Царский дворец в

Церковь Покрова Царский дворец в

Статья "Конструирование диагностических тестов по истории"

Статья "Конструирование диагностических тестов по истории"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2022