Конструирование диагностических тестов по истории.
В современных условиях возрастает диагностическая функция учителя. Это связано, во-первых, с реализацией личностно ориентированной концепции образования, которая требует планирования процесса обучения истории не только на основе требований, декларированных в программах и стандартах, но и с учётом уровня познавательных возможностей школьников, конкретного образовательного маршрута. Поэтому учитель должен владеть информацией об учениках на всех этапах образовательного процесса.
Во-вторых, в современной школе учитель должен работать по вариативным программам, учебникам, самостоятельно решать задачи проектирования учебного процесса, освоения новых предметных технологий. Все эти задачи требуют постоянного самоконтроля со стороны педагога и анализа полученных результатов для своевременного корректирования методов и форм преподавания.
Таким образом, остро встаёт вопрос об экономичных и эффективных способах методической диагностики, которая включает в себя различные способы выявления результатов деятельности учителя и учащихся в ходе образовательного процесса.
В отличие от проверки знаний, диагностика ставит своей целью не только контроль за результатами обучения школьников. Она, в первую очередь, создаёт основу для планирования и коррекции процесса изучения истории на основе исследования уровня познавательных возможностей учащихся.
Одним из способов диагностики результатов обучения являются тесты. Они позволяют отслеживать результативность процесса формирования знаний и умений. Диагностические тесты отличаются от тестов контроля по своим целям использования, способу конструирования и анализу полученных результатов. Их использование позволяет сравнительно быстро получить формализованные данные, легко поддающиеся обработке, анализу и идентификации (сопоставлению с другими материалами).
При помощи тестов учитель может исследовать качество своей педагогической деятельности как на уровне одного урока, так и в масштабе всей своей системы преподавания истории. В данном случае мы рассмотрим вопросы конструирования диагностических тестов, направленных на исследование эффективности изучения больших тем и курсов истории.
Тестовые задания целесообразно разрабатывать, ориентируясь на объём нормативных требований учебных программ и стандартов. Чтобы учитель мог получить целостное представление о результативности процесса формирования знаний тестирование должно охватывать все структурные компоненты изучаемого содержания по областям исторических знаний, которые изучаются в данном школьном курсе: политика, экономика, культура, религия, исторические личности, историческое краеведение.
Желательно, чтобы структурные компоненты знаний были одними и теми же при изучении разных тем курса. Это позволяет легко сопоставлять результаты, изученные в разное время, в разных классах одной параллели.
Тестовые задания должны сочетать проверку теоретических знаний (понятий, ведущих идей) и конкретно-исторического материала (факты событий и явлений, даты и т.д.).
Степень конкретизации вопросов в тестах зависит от уровня диагностического тестирования (урок, тема, раздел, курс и т.д.). Например, при текущей диагностике результативности урока «Восстание Спартака» ставятся вопросы в соответствии со смысловыми единицами знаний параграфа учебника. Тестовые задания могут быть посвящены выявлению знаний об этапах этого события, об именах и характеристиках их главных и второстепенных участников, о географии движения восставших и т.д. Но на уровне диагностического тестирования по всей теме «Древний мир» целесообразно ставить вопросы, на выявление результатов усвоения укрупнённых смысловых единиц знаний, которые определяются в учебной программе.
Тестовые задания по истории дают возможность оценить уровень освоения учениками широкого круга умений: работать с хронологией, с исторической картой, с источниками, осуществлять анализ, сравнение, оценку исторического факта и явления и т.д. Качественное выполнение теста на выявление сформированности умения зависит от требований программ и стандартов, от возрастных возможностей школьников. Так, например, в 6 классе при работе с картой к ученикам предъявляется требование показывать исторические объекты, читать несложные карты с опорой на легенду, а к 8 классу школьникам необходимо уметь извлекать из исторической карты сведения о событиях и явлениях. Соответственно выбирается и форма заданий: это могут быть задания по работе с контурными картами, на «узнавание» очертаний стран, всех битв и т.д.
Разнообразие в способах представления заданий – необходимое условие тестовой диагностики. Оно снижает вероятность утомления от одинаковых заданий, позволяет избежать обилия текстовой информации, повышает позитивное отношение учащихся к проводимому исследованию. В зависимости от возраста учеников способ представления тестовых заданий изменяется. Это может быть: изобразительный ряд из картин прошлого (преобладает в средних классах) для выявления сформированности представлений об образах истории, отрывок художественного произведения или первоисточника для диагностики умений работы с текстом и т.д.
Способ представления задания может значительно упростить или усложнить его. Это позволяет конструировать диагностические тесты разного уровня сложности. Например, тест на классификацию памятников культуры можно оформить в виде перечисления (статуя Афины, бюст Перикла, Парфенон, пирамида Хеопса) или в виде изобразительного ряда, в зависимости от того какое умение надо выявить.
Анализ полученных результатов проводится как индивидуально для каждого ученика, так и в масштабах класса по шкале содержания и по шкале умений. При этом на первое место выходят задачи дальнейшей коррекции, а не аттестации. Индивидуальный анализ даёт возможность выявить личные трудности каждого учащегося и подобрать наиболее оптимальные коррекционные задания. Анализ на уровне класса позволяет оценить эффективность выбранных учителем технологий обучения и при необходимости внести в них изменения. В отличие от других способов диагностическое тестирование даёт максимально формализованные и объективные результаты, что особенно важно в гуманитарных предметах.
Комплексные диагностические тесты могут конструироваться на материале раздела, полугодия, года, более мелкие отрезки образовательного маршрута анализируются с помощью проблемных тестов. Проблемные тесты преследуют узко ориентированные цели, выявляя один или несколько аспектов процесса обучения истории. Их целью может быть анализ одного умения или группы умений и т.д.
Как показал опыт проведения диагностических тестов по истории, они хорошо принимаются учащимися, и при внешней простоте являются очень показательными, так как полученные результаты зачастую не совпадают с ожидаемыми и чётко показывают какие именно умения недостаточно освоены.
Таким образом, общие диагностические тесты являются маневренным и экономичным инструментом, отслеживающим развитие познавательных возможностей учеников в процессе обучения истории.
Диагностический тест по теме «Россия в 17 веке»
1. В первой графе отметьте события, относящиеся к Смутному времени, во второй – укажите их даты.
1. Принятие нового свода законов царя Ивана Грозного |
|
|
2. Семибоярщина |
|
|
3. Ливонская война |
|
|
4. Венчание Ивана IV Васильевича на царство |
|
|
5. Захват власти Лжедмитрием I |
|
|
6. Восстание Хлопка |
|
|
7. Восстание под предводительством С. Разина |
|
|
8. Избрание М. Ф. Романова на царство |
|
|
9. Переяславская рада |
|
|
10. Ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского |
|
|
11. Восстание под предводительством И. Болотникова |
|
|
12. Деулинское перемирие с Польшей |
|
|
13. Столбовский мир со Швецией |
|
|
14. «Стоглавый» собор |
|
|
15. Стояние на реке Угре |
|
|
2. Соотнесите название законов, юридически закреплявших право помещиков и вотчинников владеть крестьянами, и годы их принятия.
1. О пятилетнем сыске беглых крестьян |
|
А. 1497 |
2. О бессрочном сыске беглых крестьян (окончательное установление крепостного права) |
|
Б. 1550 |
3. Об установлении срока, в течение которого крестьяне могли уходить от своего владельца – за неделю до и неделю после Юрьева дня (26 ноября) с уплатой пожилого |
|
В. 1581 |
4. О запрещении ухода крестьян в Юрьев день |
|
Г. 1597 |
5. Об увеличении платы за пожилое и установлении компенсации за повоз (подводную повинность) |
|
Д. 1649 |
3.Укажите, как называются предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленной техники, созданные в середине 16 века в Европе и в 17 веке в России:
1. Фабрики |
|
2. Мануфактуры |
|
3. Ремесленные мастерские |
|
4. Цехи |
|
5. Артели |
|
4.Обозначьте цифрами, о каких исторических деятелях Смутного времени идёт речь в тексте:
1. К. Минин 2. М. Скопин-Шуйский 3. Д.Пожарский 4. И.Сусанин
5. И. Болотников 6. Лжедмитрий I 7. Василий Шуйский
А. Сын князя; дальний родственник царя; проявил полководческий талант, разгромив войска Лжедмитрия II в поволжских городах, снял осаду Троице-Сергиевой лавры, в марте 1610 года освободил Москву от войск самозванца, ему в ту пору было 24 года; скоропостижно умер, ходили слухи, что он был отравлен. |
|
Б. Сын крестьянина; завёл отряд поляков в дремучий лес, за что принял от врагов жестокие мучения перед смертью; царь наградил его потомков – освободил от всех податей и повинностей; в Костроме этому герою поставлен памятник. |
|
В. Сын посадского, ставший дворянином; занимался мелкой торговлей; явился инициатором создания «Совета всея земли» в Нижнем Новгороде; заседал в Боярской думе и подписывал многие важные государственные документы. |
|
Г. За свою жизнь он повидал множество стран; называл себя воеводой « чудесным образом спасшегося царевича Дмитрия»; проявил незаурядные способности военачальника – несколько раз одерживал победы над правительственными войсками; был разбит при осаде Москвы в 1606 г.; в 1608 году был убит. |
|
Д. Его предок сражался под знамёнами Дмитрия Донского на Куликовом поле, отец участвовал в Ливонской войне; во главе стрельцов он нёс дозорную службу на южных границах государства; в эпоху Смуты сражался на стороне правительственных войск; с февраля 1610 года был воеводой в Зарайске и не раз выходил победителем в военных столкновениях с поляками и тушинцами; освободил Москву в 1612 году. |
|
Е. Он был князем, царём, монахом; участвовал в заговоре против Бориса Годунова, в 1605 году был приговорён Боярской думой к смерти, но получил прощение, в то время как многие его родственники были наказаны; установил 15-летний срок сыска беглых крестьян; умер в Польше. |
|
Ж. Он был и монах, и царь; женился на польке Марине Мнишек; не выиграв ни одного сражения, завладел шапкой Мономаха; правил в Москве 11 месяцев; о его правлении историки писали, что поляки стали проявлять свою власть над русским боярством, вмешиваться в православную религию, нарушать законы; был убит в 1606 году. |
|
5. Отметьте причины церковного раскола:
1. Проникновение на Русь протестантского мировоззрения |
|
2. Исправление религиозных книг |
|
3. Ослабление царской власти |
|
4. Изменение некоторых церковных обрядов |
|
5. Усиление власти патриарха |
|
6. Создание религиозных сект на Руси |
|
7. Закрепощение крестьян |
|
8. Введение троеперстного крестного знамения |
|
6. Отметьте цифрами события: 1 – первая половина 17 века, 2 – вторая половина 17 века.
1. «Семибоярщина» |
|
2. Ликвидация местничества Земским собором |
|
3. Попытки самозванцев захватить власть в России |
|
4. Восстание Хлопка |
|
5. Избрание Михаила Романова на царство |
|
6. Освобождение Москвы народным ополчением от польских интервентов |
|
7. Прекращение созыва Земских соборов |
|
8. Заключение перемирия России и Польши в деревне Деулино |
|
9. «Соляной бунт» в Москве |
|
10. Правление царя Василия Шуйского |
|
11. Восстание под предводительством И. Болотникова |
|
12. Восстание под предводительством С. Разина |
|
13. Издание «Уложения о крестьянах» |
|
14. Царствование Алексея Михайловича |
|
15. «Двоецарствие» Ивана и Петра при регентстве Софьи |
|
7.Соотнесите характеристику и имя исторического деятеля. Поставьте букву под портретом исторического деятеля.
______ ______ _______ ______ _______ _______ _______
1. Государственный и военный деятель, дипломат, организатор почтового сообщения между границей государства и Москвой, инициатор создания рукописной газеты «Куранты» и Новоторгового устава |
А. Ерофей Павлович Хабаров |
2. Патриарх, инициатор проведения церковной реформы |
Б. Аввакум |
3. Предводитель казацкой голытьбы в походе «за зипунами» |
В. Богдан Хмельницкий |
4. Протопоп, противник церковной реформы, глава старообрядцев |
Г. Никон |
5. Гетман, возглавлявший освободительную борьбу украинского народа против Польши |
Д. Степан Разин |
6. Казак, именем которого назван мыс на восточной оконечности Азии |
Е. Семён Дежнёв |
7. Землепроходец, по имени и отчеству которого названы посёлок и железнодорожная станция, а по фамилии - город |
Ж. Афанасий Ордин-Нащёкин |
8.Отметьте памятники архитектуры 17 века.
Церковь Покрова Царский дворец в Коломенском Покровский собор в Москве
на Нерли
Палаты А.Кириллова и Успенский собор в Москве Храм Покрова Пресвятой
церковь Николы в Москве Богородицы в Рубцове
8. Соотнесите характеристики и имена выдающихся деятелей русской культуры 17 в.
1. Живописец, на иконах которого изображались черты реальных людей |
|
А. Иван Михайлов |
2. Стрелец, один из строителей царского дворца в селе Коломенское |
|
Б. Симон Ушаков |
3. Монах, автор ряда лирических стихотворений, популярных при царском дворе |
|
В. Анисим Михайлов |
4. Воевода, под руководством которого был составлен «Чертёж» - описание Сибирской земли. |
|
Г. Симеон Полоцкий |
5. Пушечных дел мастер, составивший «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» |
|
Д. Пётр Годунов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.