Аулиекольская школа-гимназия имени Султана Баймагамбетова
Учитель начальных классов Кравченко Марина Владимировна
Модернизация системы образования в Казахстане
Создание в Казахстане современной высокоэффективной системы образования является одним из важнейших условий для достижения стратегической цели, поставленной Президентом Нурсултаном Назарбаевым для вхождения в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. В своих выступлениях Глава государства подчёркивает необходимость пробуждения интеллектуального потенциала нашей нации. «Наша задача – изменить отношение казахстанцев и, в первую очередь, молодёжи к образованности, к интеллекту, служению Родине и народу. Нам необходимо создать ядро национального интеллекта, нам нужны эрудированные люди, способные конкурировать на международном уровне», - сказал Президент [Послание Президента РК народу Казахстана].
Поэтому учитель в настоящее время становится ключевой фигурой модернизации казахстанского образования, акцент ставится прежде всего на его профессионализм и мастерство. Учитель имеет право учить других до тех пор, пока учится сам. Эта профессиональная заповедь особенно актуальна в наше время, когда ничто, пожалуй, не стареет так быстро, как знания. Большинство современных стран мира признали необходимость модернизации общего среднего образования, так как эффективность общеобразовательной школы является важным показателем степени развития любой страны и её международного авторитета. Отставание в области образования прямо сказывается на конкурентоспособности страны, на национальных перспективах и государственной безопасности.
Качество образования разных стран значительно варьирует. Поэтому очень важно понять, что объединяет лучшие школьные системы образования – независимо от культурного и социального контекста, а также какие механизмы в них используются для постоянного улучшения результатов учащихся. Благодаря международному мониторингу и международной сравнительной оценке эффективности (бенчмакингу) отличия в результатах образования различных национальных систем становятся более очевидными. Именно сравнительные международные исследования позволяют представить эффективность системы школьного образования по результатам образовательных достижений учащихся, а также сделать вывод о сильных и слабых сторонах образования, факторах и условиях, которые способствуют улучшению образовательной деятельности каждой стороны.
Анализ результатов исследований показывает, что странами – призерами, учащиеся которых стабильно показывают высокие результаты, являются Финляндия, Сингапур, Южная Корея и Япония [Кусаинов А.]. Казахстанские учащиеся 4 класса по общим результатам заняли 7 –е место среди 37 стран – участниц, что говорит о широком кругозоре и информированности наших детей. Самые высокие показатели продемонстрировали учащиеся Гонконга, Сингапура, Тайваня, Японии, России. В 2009 году Казахстан впервые принимал участие в PISA-2009. Результаты оказались неутешительные: средний результат казахстанских учащихся значительно ниже среднего результата по странам ОЭСР. Казахстанские учащиеся 15 – летнего возраста занимают 59 место среди 65 стран по уровню функциональной грамотности [Международные исследования, онлайн на http://www.peblib.ru]. Наши дети умеют решать учебные задачи, однако применять свои знания в жизни они не могут. Из этой «печальной» статистики нужно извлекать уроки:
-Соответствуют ли наши стандарты образования эталону?
-Высок ли статус педагога в нашем обществе? Каков его профессиональный уровень?
-На должном ли уровне ведётся духовно-нравственное воспитание?
-Эффективна ли система управления образованием?
-Нужна ли школа наставничества?
А теперь давайте остановимся на каждом из них в отдельности. Для того, чтобы дать исчерпывающий ответ на первый вопрос, думаю, надо вернуться в прошлое. Школа как бы зеркально отражает развитие общества. Содержание образования, полученное нами в наследство от советского государства, было нацелено на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности. Отсюда - перегрузка ученика и учителя, падение интереса к учению, снижение качества подготовки учеников, ухудшение их здоровья. Таким образом, имеющиеся проблемы обуславливают необходимость внедрения нового стандарта 12-летнего образования с условиями интеграции в мировое образовательное пространство. Безусловно, содержание образования 12-летней школы должно отвечать мировому стандарту образования. Естественно, что школы должны быть обеспечены качественными, апробированными учебниками. Полностью согласна с мнениями ведущих ученых о необходимости изменения модели 12-летней школы с 4+6+2 на более приемлемую модель 5+5+2, ни в одной ведущей стране мира нет 4-х летнего начального образования. Дети в 12-летнюю школу пойдут, как это принято во всех развитых странах, в возрасте 6 лет, а начальную школу закончат в возрасте 10 лет, то есть в этом возрасте наши дети перейдут в основную школу и начнут получать фундаментальные знания. Психологами доказано, что период младшего школьного возраста длится с 6-7 лет до 11 лет. К 11 годам у детей формируется произвольность мышления и поведения, закладываются основы когнитивных стилей, поэтому целесообразнее, конечно, перейти на новую модель. Страны с высокими образовательными достижениями, такие как Сингапур, Япония, Финляндия, Южная Корея работают по модели 6+3+3. Сам набор предметов в начальной школе разных стран особо не отличается – вопрос в том, на чем делается акцент. Например, в Сингапуре определено 7 критериев при окончании начальной школы. Среди них – «уметь размышлять и выражать свои мысли» и «проявлять живой интерес вокруг». Казалось бы, всё просто, кстати, другие 5 критериев к академическому обучению отношения не имеют, например: «уметь различать хорошее от плохого», «любить Сингапур» и прочие. Однако нацеленность именно на эти результаты позволяет сингапурским школьникам быть столь успешными.
То же и в Японии. Академическим результатам отводится чуть больше 10 процентов, остальное - отношение со сверстниками, гигиена, личные привычки и т.д. Есть ли различия в изучаемых предметах в 1-6 классах Казахстана и Японии? Особых принципиальных различий нет. Нашим детям отводится больше часов, чем японским, но по результатам читательской грамотности PISA-2009 Казахстан занял 58-60 место, а Япония 5-9 место. Математику наши дети также изучают больше, чем дети Японии. А по результатам математической грамотности PISA-2009 Казахстан занял 53-54 место, тогда как Япония 8-12 место [Кусаинов А.].Анализируя успешный опыт коллег Японии по использованию групповой работы, делению детей на малые группы на уроках, считаю уместным внедрение этого метода на начальном этапе обучения в наших школах. Применение этого метода даст возможность сохранить здоровье ребёнка, так как при работе в группе ребёнок чувствует себя более комфортно, что способствует повышению качества знаний. Тем самым дети с малого возраста учатся размышлять, рефлексировать, приучают себя заниматься саморегуляцией [Котряков А.]
Из постановки данной проблемы вытекает ответ на второй вопрос, поставленный выше. Каково же положение учителя в современном казахстанском обществе? Какова его профессиональная пригодность? Вспомним историю: в советские времена профессия учителя была в почете, учителя получали неплохую зарплату, имели льготы, а те, кто жил на селе, имели сельскую квоту. В тот период я сама работала в обыкновенной железнодорожной школе: один раз в год мы имели право бесплатного проезда по Казахстану и по территории Советского Союза, ежегодно семье учителя полагалось бесплатно три тонны угля, были льготы при оплате электроэнергии. После распада Союза тяжёлая экономическая ситуация отразилась на учительской зарплате, она резко уменьшилась, учителям -мужчинам пришлось уйти из школ, многие сильные учителя – женщины перевелись на высокооплачиваемую работу, а некоторые и вовсе подались на базар -всё это привело к снижению профессионального уровня педагогов. Снизился и статус учителя в обществе. Чем только сейчас не занимаются учителя: это и подворный обход при выборах депутатов, это и «обязательные» походы на концерты, в кино (когда организаторы не могут распространить билеты), это и бесконечные субботники по очистке улиц. Низкая зарплата учителей в настоящее время никак не привлекает выпускников, которые хорошо окончили школу. После сдачи ЕНТ на педагогические специальности подают документы абитуриенты, получившие слабые знания в школе, уверенные, что низкий проходной балл именно на эти специальности и они непременно пройдут, особенно это касается предметов математики и физики, ведь на эти специальности мало кто хочет поступать. В дальнейшем, как правило, эти студенты не могут хорошо освоить вузовскую программу и получить качественное образование. Эти слабые учителя, приходя в школу, не могут дать нашим детям хорошие знания. Особенно страдают наши дети при сдаче математики, как обязательного предмета при сдаче ЕНТ. Круг замкнулся, следовательно, качество школьного образования по Казахстану ежегодно стало падать.
Уверена, что на педагогические специальности должны приниматься выпускники, успешно закончившие школу, прошедшие собеседование. Ведущие страны мира в области образования принимают на педагогические специальности лучших выпускников школ: из 5% в Южной Корее, из 10%-в Финляндии, из 30% -в Сингапуре и Гонконге (Кусаинов А.(2013)).
В нашей же стране педагогами часто оказываются случайные люди. Сингапур и Финляндия проводят наиболее эффективные методы отбора учителей, это проводится на общенациональном уровне, учитываются академические достижения кандидатов, коммуникативные навыки, мотивации к учительской работе. Ещё одним существенным фактором, позволяющим привлекать к учительской профессии подходящих людей, является хорошая начальная зарплата. Выплачивая такую зарплату, Финляндии удалось привлечь к учительской профессии сильные кадры. В Сингапуре студентам, поступившим на педагогические специальности, заранее оплачивают заработную плату во время обучения, правительство тратит на подготовку будущего учителя больше, чем в других странах. Только в Южной Корее, где зарплата в два раза выше максимальной зарплаты учителя в странах ОЭСР, последующее её увеличение послужило стимулом для повышения качества соискателей на должность учителя. В системах вышеназванных стран привлекательность профессии учителя неразрывно связана со статусом, который она имеет в обществе. Если профессия учителя имеет высокий статус в обществе, соответственно стать им будут стремиться более талантливые люди, что приведёт к дальнейшему повышению статуса этой профессии. Эта закономерность проявилась в Финляндии, Японии и Южной Корее, где глубокое уважение к учителям придало этой профессии высокий статус, что позволило привлечь к учительской профессии квалифицированных людей, а это, в свою очередь, повысило статус учителя.
На встрече с журналистами в Японии Н. Назарбаев сказал: »В период глобализации для сохранения нашего достояния мы должны учитывать многое. В этой связи, к примеру стоит брать пример с японцев, которые одеваются в кимоно, ходят в храмы и при этом создают новейшие разработки в области высоких технологий. Сохранение самобытности вовсе не означает консервацию» [Речь Назарбаева в Японии,2008]. Мы можем найти много схожего между системой духовно – нравственного воспитания детей в Японии и традиционно- народным воспитанием казахского народа, также имеющим вековые исторические традиции, но, к большому сожалению, многие ценности у нас потеряны и забыты: это и уважение к старшим, и уважение к учителю.
Не секрет, что авторитет учителя в казахстанском обществе в целом невысок. Чтобы поднять его на должный уровень, потребуется колоссальная работа как со стороны родителей, так и со стороны общественности, но прежде всего в этом должно быть заинтересовано правительство. Как бы это высокопарно не звучало, но Учитель должен быть национальным достоянием общества.
Чтобы поднять качество образования, необходимо улучшить качество преподавания. В лучших системах признано, что хороших учителей могут воспитать только хорошие учителя. В системах образования стран – призёров создаются условия, помогающие учителю получить знания об апробированном опыте, а также заинтересовать учителя в улучшении своей работы. Известно, что львиную долю своих педагогических навыков учителя приобретают в первые годы практики, а для этого, считаю, практикантам нужно учиться непосредственно в классе у опытного педагога. В 1989 году в Японии была введена в действие обязательная программа интенсивной подготовки для учителей, работающих в школе первый год. Новые учителя работают на полной ставке, но на протяжении первого года до двух дней в неделю к ним на уроки приходят индивидуальные наставники, которые оказывают помощь своим подопечным. Например, в Сингапуре назначаются старшие учителя, в обязанности которых входит наставничество; в Англии опытным учителям дают неполную нагрузку, чтобы предоставить им возможность для наставнической работы. Почему бы этот метод не применить у нас, в частности, в моей школе? Ведь в школе работает много молодых учителей, которым добрые советы наставников просто необходимы. Если опытный учитель будет больше времени проводить на уроках молодого учителя, передавая ему свой опыт, делясь с ним идеями, то естественно молодой учитель быстрее будет достигать профессионального совершенства, тем самым поднимая качество знаний учеников; затем, в свою очередь, этот молодой учитель будет распространять перенятый опыт вновь прибывшим. Казалось бы, всё банально просто: нужно как можно скорее возрождать культуру наставничества, чтобы передовой опыт получил как можно более широкое распространение. Как было уже сказано выше, если в ближайшие годы в школу будет идти поток «слабоватых» молодых учителей, то в школе они должны будут сразу же попадать в руки опытных наставников, чтобы не снизился уровень и качество знаний учеников, чтобы мы могли спасти своих детей. В данном случае, считаю уместным активное внедрение подхода Lesson Study, который по существу является коллаборативным подходом в обучении учителей и развитии их практики преподавания и обучения [Руководство для учителя, 2012]. В школе должна работать в полную силу «Школа молодого учителя», сетка часов опытного учителя должна состоять из часов, которые непосредственно он сам проводит и часов «наставничества», подразумевается, что оплата за «наставнические часы» должна идти в полном объёме.
В среде педагогов есть такое изречение: «Когда уходит на пенсию блестящий американский учитель, с ним уходят почти все его планы уроков и разработанные им методики. Когда уходит японский учитель, он оставляет за собой наследие». Опыт японских коллег в этом вопросе должен лечь в основу для наших наставников в Казахстане.
Таким образом, для искоренения актуальных проблем необходим глубокий анализ и системность в работе. Проблем в школе много, их необходимо поэтапно решать.
Горжусь тем, что Казахстан первым в СНГ с 2011 года приступил к модернизации педагогического образования. Резко сокращено число вузов, готовящих педагогов, кардинально пересматриваются программы их подготовки. Примером этому может служить принципиально новое обучение на курсах переподготовки учителей в сотрудничестве с Кембриджским университетом, которое охватит более трети учительского корпуса страны и с которым правительство связывает большие надежды в преобразовании отечественной системы образования.
Уверена, что в конечном итоге все эти усилия приведут к тому, что мы сможем воспитать достойного, грамотного, конкурентоспособного гражданина Республики Казахстан.
Литература
1. Котряков Н.В. Общеобразовательная школа Японии. –М., 2008
2. Кусаинов А. Качество образования в мире и в Казахстане. –Алматы, 2013.
3. Международные исследования по оценке качества образования PISA,TIMSS, PIRLS(2003, 2007, 2009), [онлайн на http://www.peblib.ru]. 4.Послание Президента Республики Казахстан народу. Стратегия вхождения РК в число 50 наиболее конкурентоспособных стран, 2012 год.
5. Речь Н. Назарбаева на встрече с журналистами в Японии, 2008 год.
6. Руководство для учителя, 2012 год, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», с. 146.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.