Музыка в повседневной жизни детского сада
Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т. д.
Включение музыки в повседневную жизнь
детей в условиях детского сада определяется четким руководством со стороны
воспитателя, который, учитывая цели и задачи воспитания, а также возможности,
склонности и интересы детей, с помощью музыкального руководителя и
самостоятельно подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в
разные моменты жизни ребенка.
Воспитателю необходимо так организовать жизнь
детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные
детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях, разнообразные впечатления
от окружающего могли быть самостоятельно ими применены. С этой целью
воспитатель заранее продумывает возможные варианты использования музыки в
повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринужденного ее включения
в детскую деятельность.
Рассмотрим некоторые возможности использования музыки в часы досуга, во время игр детей, на прогулках, в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей.
Сопровождая подвижные игры, различные занятия, прогулки, утреннюю гимнастику, музыка создает определенное настроение, объединяет общими переживаниями, дисциплинирует детей. Такая организация требует от воспитателя большого мастерства, изобретательности, творческого подхода, чтобы суметь своевременного предложить детям спеть подходящую для этого момента песню, прослушать несколько произведений в записи или поплясать вместе с ребятами.
Музыка в утренней гимнастике используется более планомерно. Здесь могут звучать песни, марши и другие произведения в записи или исполненные на фортепиано.
Помимо этого, в практике широко применяется как музыкальный инструмент бубен, на котором хорошо звучат своеобразные ритмы (путем встряхивания, скользящих ударов, ударов «свободной» кистью, пальцами т т.п.). все это помогает развитию ходьбы и бега, улучшает осанку, координацию и амплитуду движений детей.
Самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная музыкальная деятельность возникает непосредственно по инициативе детей. Каждый ребенок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальном занятии, он настойчиво, с интересом повторяет элемент пляски или подбирает мелодию на музыкальном инструменте и т.д. Такие упражнения становятся как бы продолжением занятий, их можно рассматривать как элементы самообучения. Устанавливается связь с занятиями, особенно в том случае, если, обучая ребенка, педагог развивает у него навык самостоятельного действия. Например, детям предлагают спеть песню без музыкального сопровождения в удобной для них тональности или самим сочинить вариант какого-либо перестроения, хоровода и т.д.
Особенно разнообразно могут проявить себя дети в сюжетно-ролевых играх, основанных на ярких впечатлениях после праздника, развлечений, музыкальных занятий, просмотра телепередач и т.п. сюда относятся игры в «концерт», «музыкальные занятия», «загадки».
Самостоятельная музыкальная деятельность является результатом обучения на занятиях, приобретенных музыкальных впечатлений на праздниках и развлечениях и возникает на основе накопленного ребенком опыта.
Музыка в часы досуга
Дети любят слушать музыку не только во
время музыкальных занятий: С большим удовольствием они слушают песни,
танцевальную, инструментальную музыку в грамзаписи.
У детей старшего дошкольного возраста
возникает интерес к музыке определенного характера, жанра, появляются любимые
произведения, которые хотелось бы слушать чаще. Поэтому так важно иметь в
каждом детском саду электропроигрыватель и комплект грампластинок с записями
детских песен, танцев, музыкальных сказок, инсценировок и т. д. Воспитатель
должен поддерживать интерес детей к музыке, желание слушать ее. Его основной
задачей в плане музыкального воспитания детей является закрепление тех знаний,
умений, навыков, которые дети получают на музыкальных занятиях. С этой целью он
поет вместе с ними знакомые песни, занимается с отдельными детьми, помогая им
освоить игру на музыкальных инструментах или сложный элемент танца.
Следовательно, воспитатель должен хорошо
знать весь музыкальный репертуар, который разучивается во время
музыкальных занятий.
В повседневной работе с детьми (особенно в группах с круглосуточным пребыванием детей) воспитателю помогают детские радио- и телепередачи, в которых также звучит музыка, исполняемая либо их сверстниками, либо профессиональными музыкантами. Используя диапроекторы, фильмоскопы, воспитатель может показать диафильмы с музыкальным сопровождением.
Во многих детских садах организуются поздравления детей с днем рождения. В такие дни музыка, самостоятельное пение, танцы детей очень уместны. Ребята могут сами сочинить для своего товарища песню, исполнить танец, сыграть на музыкальных инструментах. Все это не только развивает музыкальные способности детей, но и приучает их заботиться друг о друге, делать и исполнять то, что приятно товарищу.
Музыка во время игр детей
В свободное от занятии время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и т. д., дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте.
Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, «аккомпанируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т. д.
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет с детьми эти игры и знакомит с новыми.
Во многих музыкально-дидактических играх используются детские музыкальные инструменты (металлофон, цитра, колокольчики, бубен, барабан, треугольник и др.). Так, в игре на различение тембра воспитатель поочередно играет на разных детских инструментах и обращается к каждому играющему с просьбой назвать инструмент, который звучал, или найти среди карточек, разложенных на столе, ту, на которой изображен этот инструмент.
Для дидактической игры на различение ритма воспитатель заранее готовит карточки с условной записью ритмического рисунка знакомых детям попевок из «Музыкального букваря» («Андрей-воробей», «Считалочка», «На лыжах», «Я иду с цветами» Е. Тиличеевой). Перед началом игры каждый играющий выбирает себе музыкальный инструмент (металлофон, триолу, бубен, погремушку и т. д.) Воспитатель показывает детям карточки, на которых в виде чередующихся прямоугольников и квадратиков разного цвета, условно обозначающих четверти и восьмью, «записан» ритм попевок. Сначала дети прохлопывают ритмический рисунок, изображенный на карточке, затем исполняют его на музыкальных инструментах и называют попевку. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество попевок.
С помощью магнитофона, электропроигрывателя можно организовать игру на различение характера танцевальной музыки. Слушая танцевальную музыку в грамзаписи, дети стараются определить, что это — полька, вальс или русская плясовая. Определить характер музыки иногда помогают движения под нее. Двигаясь под музыку, дети как бы проверяют, правильно ли они назвали танец, подходят ли их движения к данной музыке.
Музыка на прогулке
Музыка оказывает свое
воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность,
самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая
хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.
Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей н, прогулках является
летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут
самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы
(«Мы на луг ходили» А. Филиппенко, «Земелюшка-чернозем», русская народна; песня
в обработке Е. Тиличеевой и др.). Многие песни можно интересно инсценировать,
например, «Пошла млада за водой» — русская народная песня в обработке В.
Агафонникова, «На мосточке» А. Филиппенко и др. На прогулке воспитатель
помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и
др.).
Играя в такие игры, как «прятки», «салочки», перед началом дети
обязательно выбирают водящего. Поэтому с ними хорошо заранее выучить несколько
несложных считалочек, например «Конь ретивый», «Цынцы-брынцы, балалайка»,
«Зайка белый, куда бегал» и др. Дети с удовольствием будут использовать их в
своих играх.
Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив
детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. При наличии
определенных навыков игры на инструментах объединяться в ансамбль.
Музыкально-дидактические игры во время прогулок также имеют место, но здесь
большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким, как «Узнай по
голосу», «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой и др. Интересно можно провести
игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е.
Тиличеевой).
Воспитатель должен заранее продумать проведение прогулки так, чтобы
было интересно всем детям, помнить о том, что активное музицирование детей на
прогулке зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным
репертуаром и могут самостоятельно его исполнить. Успех этой работы во многом
зависит от активности воспитателя, от установления тесного контакта в работе
воспитателя и музыкального руководителя.
Музыка на художественных занятиях
На занятиях по
ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка
также может найти широкое применение. Знакомя детей с русскими народными
сказками «Кот, петух и лиса», «сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок»
и др., воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок
героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а
когда сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно.
Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при
первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты.
Например, знакомя детей с, русской народной сказкой «Колобок», он может
изобразить на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с
помощью барабана и трещотки показать, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает
медведь, а с помощью цитры изобразить мягкие, изящные движения хитрой лисы.
Дети очень любят сказку «Три поросенка» С. Михалкова. Ее чтение хорошо сопровождать музыкальными фрагментами — исполнением песенки веселых поросят и волка из музыкальной инсценировки этой сказки, записанной на пластинку.
Знакомя детей со стихотворением А. Барто «Лошадка», будет интересно прослушать в грамзаписи одноименную музыкальную пьесу Н. Потоловского. В старшей группе перед разучиванием стихотворения «Осенью» А. Пушкина целесообразно прослушать в грамзаписи «Осеннюю песню» П. Чайковского.
Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Например, пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского, прослушанная детьми в грамзаписи в начале занятия, создает определенный настрой, дает им возможность по-своему изобразить. веселого и смешного клоуна в рисунке.
На занятиях по рисованию в младшей группе воспитатель учит детей делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время вносит элемент игры — ритмичные мазки называет капельками дождя. «Кап-кап-кап — капает дождик сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее»,— говорит воспитатель и поет песенку: «Дождик, дождик, пуще, дадим тебе гущи, дадим тебе ложку — хлебай понемножку!»
Музыка в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога. Использование музыкальных произведений в часы досуга, на прогулке, на занятиях обогащает детей новыми впечатлениями способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. В организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.