Шумская Л.А.
ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум»
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО МЕНЕДЖЕРА
Для эффективного осуществления управленческой деятельности в современных условиях, недостаточно иметь фундаментальные знания в области экономики, необходимо также ориентироваться в области достижений информационных технологий, осознавать их значительное влияние на время сбора и анализа информации, на качество принимаемых управленческих решений, а, следовательно, на результаты деятельности предприятия.
Менеджмент традиционно считается процессом управления, охватывающим такие управленческие функции, как планирование, организация, управление, руководство (мотивация) и контроль. [1]. В современных условиях лавинообразного роста объемов информации эти функции можно осуществлять только благодаря использованию вычислительной техники и программных продуктов, способных обрабатывать эту информацию и оказывать тем самым помощь для принятия обоснованных управленческих решений. Одновременно появляются новые информационные технологии, пренебрежение которыми неизбежно приводит к негативным последствиям коммерческой деятельности организации. Все это требует от менеджеров высокого уровня знаний и умение применять соответствующие информационные решения. Специалисту необходим удобный инструментарий для обеспечения профессиональной деятельности в конкретной сфере, что определяется используемыми технологиями и распределением обязанностей между работниками управления.
Определим, что же собой представляет, рабочее место.
Рабочее место - это часть пространства, в котором менеджер осуществляет трудовую деятельность, и проводит большую часть рабочего времени.
Однако, под автоматизированным рабочем местом менеджера (АРМ) менеджера понимается рабочее место, оснащенное персональным компьютером и представляющее собой самостоятельный программно-технический комплекс индивидуального или коллективного пользования, который позволяет в диалоге или пакетном режиме вести обработку информации и получать все необходимые выходные данные в виде экранных или печатных форм. [2].
АРМ менеджера реализуется посредством совокупности информационных, технических, программных средств и методов. На номенклатуру АРМ и совокупность включаемых в них информационных технологий влияют структура управления, сложившаяся в учреждении, технологии предметных областей, схема распределения обязанностей и целей между сотрудниками. Все это требует повышения квалификации и профессиональной грамотности занятых управленческой деятельностью специалистов. [3].
АРМ присущи следующие признаки (рис.1):
Рисунок1 Признаки АРТ
Таким образом, АРМ в системе управления представляет собой проблемно-ориентированный комплекс технических, программных, лингвистических (языковых) и других средств, установленный непосредственно на рабочем месте пользователя и предназначенный для автоматизации операций взаимодействия пользователя с ЭВМ в процессе проектирования и реализации задач.
АРМ состоит из трех основных компонентов (рис.2):
Рисунок 2 Основные компоненты АРМ
Обучающая система включает в себя: интегрированную строку подсказок, систему закладок, указателей и справок, встроенная система примеров, гипертекстовая система документации, включающая руководство пользователя и руководство программиста, система контроля и обнаружения ошибок.
Комплекс программных продуктов для обработки информации включает в себя:
- для пакетного режима: ввод информации с дискет, сканера, по каналам связи (компьютерная связь, модемная связь), автоматизированные расчеты, обработку данных, вывод данных на печать, формирование архивов за отчетный период.
- для диалогового режима: ввод с клавиатуры, обработку информации в реальном времени, выписку документов с загрузкой базы, вывод данных по запросу на принтер, экран, в файл, работу с архивами [6].
Сервисные средства для настройки АРМ включают: настройку значности реквизитов, эргономическое обеспечение экранных форм, настройку цвета и звука, визитную карточку предприятия, установку системы доступа к данным, настройку алгоритмов расчетов, настройку таблиц входимости, настройку устройств (принтер, модем, сканер), календарь подготовки и сдачи отчетности. [5].
Главным назначением АРМ является решение задач профессиональной направленности (задач бухучета, анализа хозяйственной деятельности, планирования и прогнозирования и т.п.).
Компьютеризация способствует совершенствованию доступности и качества информации, поэтому сегодня в журналах по менеджменту часто обсуждают систему управленческой информации, сформированную на компьютерной основе. В зависимости от уровня управления (оперативный, тактический, стратегический) менеджеру приходится принимать управленческие решения в условиях различной степени неопределенности. При этом часто приходится решать задачи разного типа. Использование достижений информационных технологий позволяет смоделировать результаты принятия различных вариантов управленческих решений и выбрать оптимальное решение. В этом заключается одно из главных преимуществ информационных технологий над методом проб и ошибок при управлении только на основе опыта, который зарождается в условиях обучения.
Информационная система, которая построена на основе автоматизированной информационной технологии, то есть с использованием методов и средств сбора, передачи, обработки и накопления информации, а именно совокупность современных средств компьютерной техники, технологии, программного обеспечения, представляет собой автоматизированное рабочее место менеджера (APM).
Следовательно, такой подход предусматривает техническую, организационную и методологическую интеграцию многих направлений управленческой деятельности, в том числе и вопросы кадрового менеджмента. Доступ к информационным продуктам происходит через АРМ, подключенное к компьютерной сети и регламентируется законодательной базой. Таким образом, АРМ менеджера - это инструмент рационализации, интенсификации управленческой деятельности и принятия эффективных управленческих решений, а создание АРМ на рабочем месте менеджера повышает эффективность выполнения им своих функциональных обязанностей и рост производительности труда.
Список литературы:
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 2013. – 384с.
2. Нечаев В. П. Автоматизированное рабочее место менеджера: курс лекций [для студ. всех форм обучения] / В. П. Нечаев, Н.В. Гринь. - Кривой Рог: ЧНЗ» Ида", 2009. - 163 с.
3. Скороходов В.А. Автоматизированное рабочее место менеджера: учеб. пособие / Скороходов В. А., Худякова И.М. - К.: Издательский дом» профессионал", 2008. - 416 с.
4. Войнаренко М. П. Информационные системы и технологии в управлении организацией: учеб.пособие / М. П. Войнаренко, О.М. Кузьмина и проч. - Винница: ООО "Эдельвейс и Ко", 2015. - 497 С.
5. Винокуров М. А. Компьютерные технологии в кадровых службах / м. А. Винокуров, Р. Д. Гутгарц, В.А. Пархомов - И.: Издательство ИГЭА, 2012.
6. Фетисов В.С. Автоматизированное рабочее место менеджера: учеб. пособ. / В. С. Фетисов. – К : Знання, 2008. – 390 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.