Учетные дисциплины являются одними из основных в процессе обучения по экономическим специальностям. Трудность в восприятии обучающимися материала заключается в сложности и специфичности рассматриваемых вопросов. Практика показывает, что повышается качество обучения при использовании преподавателем предлагаемых форм организации учебного занятия. Работодатели резюмируют, что студенты, в процессе обучения которых применяются исследуемые формы, лучше адаптируются на рынке труда и на конкретном предприятии, легче входят во «взрослую бухгалтерскую профессиональную жизнь».
Индивидуальная работа
При использовании данной формы организации возможно определить потенциал каждого обучающегося: заметить какие моменты вызывают у него наибольшее затруднение, пояснить тонкости выполнения практических задач, указать ему на ошибки и помочь в будущем избежать ошибок подобного рода. Реализация этой формы позволит дать обучающимся (с учетом их психологических особенностей) более наглядную картину отражения хозяйственных операций, их логичности, законности, законченности и экономической целесообразности. В дальнейшем это будет способствовать качественному, детальному восприятию системного бухгалтерского учета, а также поможет закрепить полученные знания и приобретенные умения. Следует отметить, что индивидуальный подход в обучении оптимален в группах с небольшой численностью после проведения комбинированного занятия, когда на уроке излагается новый материал на основе полученных базовых теоретических знаний, уже изученных определений и он подкрепляется решением ситуационной задачи вместе с преподавателем, а затем обучающимися самостоятельно. В ходе урока обучающимся предлагается к решению общая ситуационная задача. С условием задачи можно ознакомиться в методичке, при необходимости преподаватель выносит его базовые элементы его на доску. Обучающимся нужно составить корреспонденцию счетов, обозначить необходимые суммы, четко сформулировать хозяйственные операции, при возможности указать, какими первичными документами данная операция подтверждается. В процессе решения преподаватель подходит к каждому обучающемуся, просматривает бухгалтерские записи, уточняет, верно ли выбраны счета, верно ли дебетуется или кредитуется тот или иной счет, правомерно ли применяется метод двойной записи. Возможно обсуждение отдельных моментов работы со всей аудиторией, допускается полемика. Также при необходимости преподаватель помогает рассчитать недостающие суммы и определить финансовый результат. Следует отметить, что преподаватель не решает задачу за обучающегося, в этот момент он является консультантом, при этом помогает сформировать необходимые компетенции, выполняет словесные действия и обращается к вопросам изученного материала.
Работа в парах
При использовании данной формы организации возможно проследить грамотность формулировки обучающимися бухгалтерской проблемы, правильность оформления решения и расчета показателей, компетентность и объективность оценки обучающимися знаний своих напарников. Реализация этой формы позволит обучающимся в достаточно непринужденной форме овладеть навыками не только решения, но и составления задач, что также необходимо для более полного понимания положений системного бухгалтерского учета, закрепления полученных знаний и приобретенных умений, для формирования общих и профессиональных компетенций. Следует отметить, что такая форма организации, как работа в парах, содержит игровой элемент, может быть использована в группах с любой численностью после проведения комбинированного занятия, когда на уроке излагается новый материал на основе полученных базовых теоретических знаний, уже изученных определений и он подкрепляется решением ситуационной задачи вместе с преподавателем, а затем студентами самостоятельно. В процессе урока обучающиеся делятся на пары. Преподаватель подбирает психологически совместимых участников. Каждый из них составляет задачу на предложенную тему. Преподаватель отмечает, что при формировании условия необходимо соблюдать предъявляемые требования: должна быть обозначена база, определены виды имущества (в т.ч. это могут быть объекты и (или) предметы учета, денежные средства, дебиторская задолженность) и источники образования этого имущества (в т.ч. капиталы и кредиторская задолженность); сформулирована хозяйственная ситуация, которую необходимо отразить в системе счетов с использованием метода двойной записи; должен быть подобран оптимальный числовой материал. Перед напарником ставят конкретный вопрос. Затем обучающиеся в паре обмениваются задачами, решают их, вновь обмениваются и оценивают решение. Оно должно содержать корреспонденцию счетов и четкие формулировки операций. Преподаватель проверяет выполненную работу только после того, как студенты проставили друг другу оценки. В дальнейшем преподаватель обращает общее внимание на то, насколько грамотно была составлена та или иная задача, обсуждает ее решение, указывает на неточности, помогает исправить ошибки, сформулировать и решить задачу корректно. Помимо словесных действий преподаватель выполняет письменно-графические, результатом которых будет являться оформление решения задачи в виде логической схемы.
«Найди ошибку»
При использовании данной формы организации возможно определить насколько хорошо обучающийся разбирается в отдельных вопросах бухгалтерского учета, знаком ли он с методологической базой учета, верно ли применяет метод двойной записи и рассчитывает нужные показатели. Реализация этой формы организации позволит развить у обучающихся (с учетом их психологических особенностей) внимание, терпение, ответственность, навыки проведения контрольных мероприятий и работы в коллективе, обозначит необходимость тщательной проработки законодательных, нормативных и бухгалтерских документов. В дальнейшем это будет способствовать более детальному восприятию системного бухгалтерского финансового учета, а также поможет в закреплении полученных знаний, приобретенных умений и в формировании необходимых компетенций. Следует отметить, что форма организации «найди ошибку» может быть использована в группах с любой численностью после проведения комбинированного занятия, когда на уроке излагается новый материал на основе полученных базовых теоретических знаний, уже изученных определений и он подкрепляется решением ситуационной задачи вместе с преподавателем, а затем обучающимися самостоятельно. В ходе урока преподаватель дает обучающимся две задачи, условие которых составлено в соответствии с предъявляемыми требованиями: обозначена база, определены виды имущества (в т.ч. это могут быть объекты и (или) предметы учета, денежные средства, дебиторская задолженность) и источники образования этого имущества (в т.ч. капиталы и кредиторская задолженность); сформулирована хозяйственная ситуация, которую необходимо отразить в системе счетов с использованием метода двойной записи; подобран оптимальный числовой материал. Одновременно обучающимся предлагается готовое решение этих задач и сообщается, что одна из них содержит ошибки(у). Ошибка может быть не одна, может быть бухгалтерской и (или) арифметической. Студенты либо индивидуально, либо всей группой пересматривают решение: верно ли составлена корреспонденция и разнесены суммы, корректно ли сформулированы хозяйственные операции; проверяют правильность математических расчетов. Преподаватель контролирует и направляет образовательный процесс, при необходимости дает пояснения, предпринимая словесные действия. Также выполняются письменно-графические действия, которые заключаются в том, что бухгалтерская информация оформляется в виде логической схемы. При выполнении задания возможно использовать элементы формы организации индивидуальная работа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.