Статья на тему «Повышение качества патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеучебной деятельности»

  • doc
  • 01.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Повышение качества патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.doc

«Повышение качества патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеучебной деятельности»

Газман Татьяна Николаевна,

учитель математики

 

 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения все­гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.

Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору»

Содержание понятия «патриотизм» включает в себя: 

·        чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;

·  уважительное отношение к языку своего народа;

·  заботу об интересах Родины;

·  осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;

·  проявление гражданских чувств;

·  гордость за своё Отечество, за символы государства;

·  ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;

·  уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;

·  гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно – нравственные и социокультурные компоненты.

В связи с этим перед современной школой стоит масштабная социокультурная задача – стать структурообразующим компонентом в процессе духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося.

Однако все мы с вами прекрасно понимаем, что реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует содержания, форм и методов, адекватных современным социально-педагогическим реалиям, основанных на системно-деятельностном подходе: только через вовлечение обучающихся в активную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успеха в данном направлении.

Патриотическое воспитание школьников эффективно при следующих условиях:

1)  найдены новые формы и способы организации деятельности учащихся;

2)  процесс воспитания организован целенаправленно, систематически, комплексно и интегрировано;

3)  воспитание носит личностно-ориентированный характер, направлено на реализацию индивидуальных запросов учащихся и их родителей.

При соблюдении указанных условий возможны следующие результаты:

- повышение уровня развития ребёнка, его учебной мотивации и активной жизненной позиции;

- повышение эффективности воспитания у детей, познавательного интереса к родному краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину;

- обеспечение условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышения его общественного и личного статуса;

Вышеизложенные позиции вошли в сложившуюся систему гражданско-патриотического воспитания в нашей школе. Основой этого воспитания является, безусловно, учебно-воспитательный процесс, изучение программного материала в ходе преподавания учебных дисциплин. Но немаловажным звеном в гражданско-патриотическом воспитании школьников является его непрерывность, целостность, чёткость взаимодействия всех заинтересованных структур. Организация работы осуществляется в содружестве с местным Домом культуры, Администрацией поселения, Советом молодежи района.

Разработанная нами система воспитания включает в себя три блока:

1. Урочная деятельность (в рамках преподавания предметов).

2. Внеурочная деятельность

3. Внеклассная деятельность по следующим направлениям:

– работа музейной комнаты;

- дополнительное образование;

– волонтерское формирование «Твори добро»;

- ученическое самоуправление;

- отряд Юных помощников полиции;

– взаимодействие с общественными организациями.

 

В урочной деятельности

 

Школьные учебные предметы в своем содержании имеют огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Средствами разных предметов у учащихся в ходе образовательного процесса воспитывается отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, родному языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Уроки, направленные на воспитание, могут носить интегрированный характер. Главная цель урока - это не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической, самостоятельной работе патриотического характера.

Задача каждого учителя способствовать формированию патриотических качеств с помощью своего предмета. При этом учитель должен направлять учеников, вооружать их инструментарием оценки тех или иных событий, в нравственном плане должен апеллировать к лучшим качествам в человеке, опираясь на воспитательный материал по своему предмету.

Для того, чтобы повысить нравственную значимость школьного урока, нужно действовать в 3-х направлениях:

- через самого педагога;

- через содержание учебного материала;

- через форму подачи материала.

Использование всех направлений в совокупности дает максимальную эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей урока.

Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон. Так, учитель сам должен любить свою Родину и уважительно относиться к окружающим его людям, обсуждать актуальные вопросы, связанные с современными событиями, совершать поездки в культурно-значимые места нашей Родины.

 

Внеклассная деятельность

Добиться реализации поставленных задач   гражданско - патриотического воспитания просто невозможно без внеурочной и внеклассной деятельности. 

В нашей школе, как и во многих школах, воспитательная работа с учащимися ведется по следующим направлениям:

·        Гражданско-патриотическое воспитание

·        Нравственно-эстетическое воспитание

·        Физкультурно-оздоровительное воспитание

·        Пропаганда здорового образа жизни

·        Правовое воспитание и социальная профилактика правонарушений

·        Трудовое воспитание и профессиональная ориентация

 

В 2014 году мы, вместе с волонтерами, реализовали проект по созданию музейной комнаты. Ребята от мала до велика с удовольствием участвовали в оформлении стендов, подборе и поиске экспонатов для музея, сборе информации для музейных архивов. Особенность школьного музея состоит в том, что он создает широкое поле воспитывающе-развивающей среды, условия для самореализации и позитивной социализации личности современного школьника. В школьном музее ребята 6-8 классов, обучающиеся по программе внеурочной деятельности «Родина» приобщаются к исследовательской, собирательской, оформительской, экскурсионно-лекторской и другим видам деятельности, приобретая тем самым навыки позитивного социального поведения.

Важнейшим воспитывающим фактором являются организуемые в школьном музее встречи с интересными людьми, героями войны и труда - нашей живой памятью, встречи, где дети получают уникальные нравственные уроки общения, доброты, внимания, мужества, стойкости, оптимизма, все то, что даст им силы для будущей сложной жизни в современном обществе.

Еще одним из немаловажных направлений патриотического воспитания является развитие краеведческой и туристской деятельности школьников. Походы и экскурсии по родным местам с целью изучения истории и культуры родного края, его природных памятников, помогают детям проникнуться гордостью за свою Родину, воспитать в них не только чувство любви к родной природе, но и чувство ответственности за неё. Ежегодно ученики нашей школы посещают районные, областные музеи.  Уже два года подряд ребята принимают участие в Национальной программе детского туризма «Моя Россия. Дети». Мы уже посетили Москву, Коломну, Константиново, Рязань, Санкт Петербург, Пятигорск, Кисловодск,  где в у ребят была возможность посетить лучшие музеи и узнать много нового о истории своей страны.

Ощутимую помощь в повышении патриотического воспитания оказывает также сельский Дом культуры.  Согласно отработанной системе совместной деятельности на базе ДК проходят различные мероприятия: встречи с ветеранами труда, просмотры фильмов,  викторины, квесты,  мероприятия летнего пришкольного лагеря, новогодние утренники, профориентационные встречи, литературные посиделки и др.. Учащиеся школы активно участвуют в концертных программах для населения.

Однако особое место в патриотическом воспитании занимает деятельность волонтерского формирования «Твори добро», которое объединяет два отряда: «Сделаем школу красивой» и «Патриоты».

Ежегодно члены отряда «Патриоты» ведут масштабную работу в различных направлениях:

- благоустройство памятников и воинских захоронений;

- оказание помощи ветеранам войны и труда;

- организация и проведение культурно-массовых и спортивных

мероприятий, концертов и праздников;

- благоустройство территории школы и поселения;

- пропаганда здорового образа жизни и многое другое.

На территории Ямникского поселения находятся четыре братских захоронения: в д.Белый Бор и в д. Иловка, в д. Лужно и д. Каменная Гора. Волонтеры следят за порядком на них, каждый год сажают цветы, проводят митинги 23 февраля, 9 мая, 22 июня. Это стало традицией в нашей школе. Ребята-волонтеры организуют и проводят все Единые уроки, посвященные памятным датам,  для учащихся нашей школы, проводят Уроки-мужества, участвуют в раскопках вместе с поисковиками отряда «Находка», принимают участие во всех Всероссийских, областных и районных акциях, реализуют социальные проекты.

Самый масштабный наш проект – экологической направленности. Он направлен на возрождение идеи чуткого и бережного отношения к различным природным объектам, в том числе и к родникам. Так, в 2018 году наш проект «Родники России» был отобран в 100 лучших проектов РФ в рамках конкурса «Добровольцы России» и командир отряда «Патриоты» презентовал его на Международном форуме добровольцев в г.Москва.

С каждым годом количество ребят, которые хотели бы заниматься волонтерством, растет. У них появляется интерес, они сами предлагают новые идеи, становятся инициаторами тех или иных мероприятий.

Также, учащиеся нашей школы активно участвуют в таких конкурсах, как «Я – гражданин России», «Если бы я был Президентом», «Наша история», областной олимпиаде по избирательному праву. Ученица 9 класса в прошлом году приняла участие в Финале Всероссийского конкурса «»Наша история», который проходил в Москве 8-9 мая, а ученик 10 класса – в финале Всероссийского конкурса «Если бы я был Президентом», который проходил в Санкт-Петербурге, и стал Дипломантом конкурса. Победы этих ребят мотивируют других и укрепляют чувство патриотизма.

Совокупность всех этих результатов дает мне право считать, что система воспитательной работы, сложившаяся в нашей школе, является эффективной. Ведь качество воспитания - это соотношение поставленных в этой области целей и реально полученных результатов, определенных в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества.

Показателями успешности организации воспитательной работы в нашей школе считаю:

1. Организация работы разных направлений: внеурочной, учебной и внешкольной, в едином русле.

2. Включенность в воспитательный процесс всего педагогического коллектива.

3. Включенность родителей в воспитательный процесс.

4. Демократический характер планирования воспитательной работы (участие в планировании тех, кто планирует, и тех, для кого планируют).

5. Наличие в школе сложившейся системы стимулирования участников воспитательного процесса.

6. Охват учащихся разнообразной содержательной и творческой деятельностью, которая способствует воспитанию целого ряда положительных качеств, развитию инициативы, активной жизненной позиции, формированию ответственности.

7. Динамика личностного роста учащихся.

8. Наличие в школе детского самоуправления(Совет обучающихся).

9. Стабильно высокие показатели удовлетворенности учащихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительных результатов воспитания(ежегодно проводим анкетирование родителей и учащихся на предмет удовлетворенности).

10. Положительная динамика участия учащихся в акциях, конкурсах, соревнованиях и т.п.

 Воспитательная система есть развивающееся явление. Она никогда не достигает особенно высоких степеней целостности. И это естественно, т.к. идёт быстрая смена поколений детей. При этом каждое поколение вносит что-то своё, новое. Процесс развития воспитательной системы противоречив. В нём бывают спады и подъёмы, периоды стабильности и регрессивные явления.

Зная свои проблемы, мы  определили перспективы развития воспитательной системы школы:

1.     Совершенствование воспитательной системы школы на основе анализа сильных и слабых  её сторон;

2.     Разработка и апробирование  новых форм, методик организации деятельности;

3.     Повышение педагогической культуры родителей, активное вовлечение их в воспитательный процесс школы, совместную деятельность;

4.     Совершенствовать структуру управления воспитательной системой в школе;

5.     Повышение квалификации  классных руководителей.

 

Результатами от реализации представленной системы станет повышение уровня патриотического сознания учащихся, развитие у них чувства гордости за историческое прошлое России, укрепление уважения к подвигу ветеранов Великой Отечественной войны. Все эти качества являются базовыми ценностями в условиях реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Их формирование должно стать одним из важнейших аспектов воспитательной деятельности любого общеобразовательного учреждения, особенно в условиях реализации ФГОС.

 

В заключении хочется отметить, что патриотическое воспитание является необходимым элементом и средством воспитания личности подрастающего поколения, формирования у него творческого мышления, пробуждения познавательного интереса у молодежи к историческому прошлому нашей Родины. В нашей школе накоплен достаточный опыт работы в данном направлении.

Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью - очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»