«Повышение качества патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеучебной деятельности»
Газман Татьяна Николаевна,
учитель математики
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.
Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору»
Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:
· чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;
· уважительное отношение к языку своего народа;
· заботу об интересах Родины;
· осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;
· проявление гражданских чувств;
· гордость за своё Отечество, за символы государства;
· ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;
· уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
· гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно – нравственные и социокультурные компоненты.
В связи с этим перед современной школой стоит масштабная социокультурная задача – стать структурообразующим компонентом в процессе духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося.
Однако все мы с вами прекрасно понимаем, что реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует содержания, форм и методов, адекватных современным социально-педагогическим реалиям, основанных на системно-деятельностном подходе: только через вовлечение обучающихся в активную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успеха в данном направлении.
Патриотическое воспитание школьников эффективно при следующих условиях:
1) найдены новые формы и способы организации деятельности учащихся;
2) процесс воспитания организован целенаправленно, систематически, комплексно и интегрировано;
3) воспитание носит личностно-ориентированный характер, направлено на реализацию индивидуальных запросов учащихся и их родителей.
При соблюдении указанных условий возможны следующие результаты:
- повышение уровня развития ребёнка, его учебной мотивации и активной жизненной позиции;
- повышение эффективности воспитания у детей, познавательного интереса к родному краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину;
- обеспечение условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышения его общественного и личного статуса;
Вышеизложенные позиции вошли в сложившуюся систему гражданско-патриотического воспитания в нашей школе. Основой этого воспитания является, безусловно, учебно-воспитательный процесс, изучение программного материала в ходе преподавания учебных дисциплин. Но немаловажным звеном в гражданско-патриотическом воспитании школьников является его непрерывность, целостность, чёткость взаимодействия всех заинтересованных структур. Организация работы осуществляется в содружестве с местным Домом культуры, Администрацией поселения, Советом молодежи района.
Разработанная нами система воспитания включает в себя три блока:
1. Урочная деятельность (в рамках преподавания предметов).
2. Внеурочная деятельность
3. Внеклассная деятельность по следующим направлениям:
– работа музейной комнаты;
- дополнительное образование;
– волонтерское формирование «Твори добро»;
- ученическое самоуправление;
- отряд Юных помощников полиции;
– взаимодействие с общественными организациями.
В урочной деятельности
Школьные учебные предметы в своем содержании имеют огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Средствами разных предметов у учащихся в ходе образовательного процесса воспитывается отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, родному языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Уроки, направленные на воспитание, могут носить интегрированный характер. Главная цель урока - это не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической, самостоятельной работе патриотического характера.
Задача каждого учителя способствовать формированию патриотических качеств с помощью своего предмета. При этом учитель должен направлять учеников, вооружать их инструментарием оценки тех или иных событий, в нравственном плане должен апеллировать к лучшим качествам в человеке, опираясь на воспитательный материал по своему предмету.
Для того, чтобы повысить нравственную значимость школьного урока, нужно действовать в 3-х направлениях:
- через самого педагога;
- через содержание учебного материала;
- через форму подачи материала.
Использование всех направлений в совокупности дает максимальную эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей урока.
Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон. Так, учитель сам должен любить свою Родину и уважительно относиться к окружающим его людям, обсуждать актуальные вопросы, связанные с современными событиями, совершать поездки в культурно-значимые места нашей Родины.
Внеклассная деятельность
Добиться реализации поставленных задач гражданско - патриотического воспитания просто невозможно без внеурочной и внеклассной деятельности.
В нашей школе, как и во многих школах, воспитательная работа с учащимися ведется по следующим направлениям:
· Гражданско-патриотическое воспитание
· Нравственно-эстетическое воспитание
· Физкультурно-оздоровительное воспитание
· Пропаганда здорового образа жизни
· Правовое воспитание и социальная профилактика правонарушений
· Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
В 2014 году мы, вместе с волонтерами, реализовали проект по созданию музейной комнаты. Ребята от мала до велика с удовольствием участвовали в оформлении стендов, подборе и поиске экспонатов для музея, сборе информации для музейных архивов. Особенность школьного музея состоит в том, что он создает широкое поле воспитывающе-развивающей среды, условия для самореализации и позитивной социализации личности современного школьника. В школьном музее ребята 6-8 классов, обучающиеся по программе внеурочной деятельности «Родина» приобщаются к исследовательской, собирательской, оформительской, экскурсионно-лекторской и другим видам деятельности, приобретая тем самым навыки позитивного социального поведения.
Важнейшим воспитывающим фактором являются организуемые в школьном музее встречи с интересными людьми, героями войны и труда - нашей живой памятью, встречи, где дети получают уникальные нравственные уроки общения, доброты, внимания, мужества, стойкости, оптимизма, все то, что даст им силы для будущей сложной жизни в современном обществе.
Еще одним из немаловажных направлений патриотического воспитания является развитие краеведческой и туристской деятельности школьников. Походы и экскурсии по родным местам с целью изучения истории и культуры родного края, его природных памятников, помогают детям проникнуться гордостью за свою Родину, воспитать в них не только чувство любви к родной природе, но и чувство ответственности за неё. Ежегодно ученики нашей школы посещают районные, областные музеи. Уже два года подряд ребята принимают участие в Национальной программе детского туризма «Моя Россия. Дети». Мы уже посетили Москву, Коломну, Константиново, Рязань, Санкт Петербург, Пятигорск, Кисловодск, где в у ребят была возможность посетить лучшие музеи и узнать много нового о истории своей страны.
Ощутимую помощь в повышении патриотического воспитания оказывает также сельский Дом культуры. Согласно отработанной системе совместной деятельности на базе ДК проходят различные мероприятия: встречи с ветеранами труда, просмотры фильмов, викторины, квесты, мероприятия летнего пришкольного лагеря, новогодние утренники, профориентационные встречи, литературные посиделки и др.. Учащиеся школы активно участвуют в концертных программах для населения.
Однако особое место в патриотическом воспитании занимает деятельность волонтерского формирования «Твори добро», которое объединяет два отряда: «Сделаем школу красивой» и «Патриоты».
Ежегодно члены отряда «Патриоты» ведут масштабную работу в различных направлениях:
- благоустройство памятников и воинских захоронений;
- оказание помощи ветеранам войны и труда;
- организация и проведение культурно-массовых и спортивных
мероприятий, концертов и праздников;
- благоустройство территории школы и поселения;
- пропаганда здорового образа жизни и многое другое.
На территории Ямникского поселения находятся четыре братских захоронения: в д.Белый Бор и в д. Иловка, в д. Лужно и д. Каменная Гора. Волонтеры следят за порядком на них, каждый год сажают цветы, проводят митинги 23 февраля, 9 мая, 22 июня. Это стало традицией в нашей школе. Ребята-волонтеры организуют и проводят все Единые уроки, посвященные памятным датам, для учащихся нашей школы, проводят Уроки-мужества, участвуют в раскопках вместе с поисковиками отряда «Находка», принимают участие во всех Всероссийских, областных и районных акциях, реализуют социальные проекты.
Самый масштабный наш проект – экологической направленности. Он направлен на возрождение идеи чуткого и бережного отношения к различным природным объектам, в том числе и к родникам. Так, в 2018 году наш проект «Родники России» был отобран в 100 лучших проектов РФ в рамках конкурса «Добровольцы России» и командир отряда «Патриоты» презентовал его на Международном форуме добровольцев в г.Москва.
С каждым годом количество ребят, которые хотели бы заниматься волонтерством, растет. У них появляется интерес, они сами предлагают новые идеи, становятся инициаторами тех или иных мероприятий.
Также, учащиеся нашей школы активно участвуют в таких конкурсах, как «Я – гражданин России», «Если бы я был Президентом», «Наша история», областной олимпиаде по избирательному праву. Ученица 9 класса в прошлом году приняла участие в Финале Всероссийского конкурса «»Наша история», который проходил в Москве 8-9 мая, а ученик 10 класса – в финале Всероссийского конкурса «Если бы я был Президентом», который проходил в Санкт-Петербурге, и стал Дипломантом конкурса. Победы этих ребят мотивируют других и укрепляют чувство патриотизма.
Совокупность всех этих результатов дает мне право считать, что система воспитательной работы, сложившаяся в нашей школе, является эффективной. Ведь качество воспитания - это соотношение поставленных в этой области целей и реально полученных результатов, определенных в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества.
Показателями успешности организации воспитательной работы в нашей школе считаю:
1. Организация работы разных направлений: внеурочной, учебной и внешкольной, в едином русле.
2. Включенность в воспитательный процесс всего педагогического коллектива.
3. Включенность родителей в воспитательный процесс.
4. Демократический характер планирования воспитательной работы (участие в планировании тех, кто планирует, и тех, для кого планируют).
5. Наличие в школе сложившейся системы стимулирования участников воспитательного процесса.
6. Охват учащихся разнообразной содержательной и творческой деятельностью, которая способствует воспитанию целого ряда положительных качеств, развитию инициативы, активной жизненной позиции, формированию ответственности.
7. Динамика личностного роста учащихся.
8. Наличие в школе детского самоуправления(Совет обучающихся).
9. Стабильно высокие показатели удовлетворенности учащихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительных результатов воспитания(ежегодно проводим анкетирование родителей и учащихся на предмет удовлетворенности).
10. Положительная динамика участия учащихся в акциях, конкурсах, соревнованиях и т.п.
Воспитательная система есть развивающееся явление. Она никогда не достигает особенно высоких степеней целостности. И это естественно, т.к. идёт быстрая смена поколений детей. При этом каждое поколение вносит что-то своё, новое. Процесс развития воспитательной системы противоречив. В нём бывают спады и подъёмы, периоды стабильности и регрессивные явления.
Зная свои проблемы, мы определили перспективы развития воспитательной системы школы:
1. Совершенствование воспитательной системы школы на основе анализа сильных и слабых её сторон;
2. Разработка и апробирование новых форм, методик организации деятельности;
3. Повышение педагогической культуры родителей, активное вовлечение их в воспитательный процесс школы, совместную деятельность;
4. Совершенствовать структуру управления воспитательной системой в школе;
5. Повышение квалификации классных руководителей.
Результатами от реализации представленной системы станет повышение уровня патриотического сознания учащихся, развитие у них чувства гордости за историческое прошлое России, укрепление уважения к подвигу ветеранов Великой Отечественной войны. Все эти качества являются базовыми ценностями в условиях реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Их формирование должно стать одним из важнейших аспектов воспитательной деятельности любого общеобразовательного учреждения, особенно в условиях реализации ФГОС.
В заключении хочется отметить, что патриотическое воспитание является необходимым элементом и средством воспитания личности подрастающего поколения, формирования у него творческого мышления, пробуждения познавательного интереса у молодежи к историческому прошлому нашей Родины. В нашей школе накоплен достаточный опыт работы в данном направлении.
Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью - очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.