Статья на тему: "Современные методы обучения математике с применением информационно-коммуникационных технологий"
Оценка 4.8

Статья на тему: "Современные методы обучения математике с применением информационно-коммуникационных технологий"

Оценка 4.8
docx
22.05.2024
Статья на тему: "Современные методы обучения математике с применением информационно-коммуникационных технологий"
Современные методы обучения математике с применением информационно-коммуникационных технологий.docx

 

Современные методы обучения математике с применением информационно-коммуникационных технологий

Аннотация.  Данная статья направлена на рассмотрение вопроса о применении современных методов обучения математике, а именно методов с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Ключевые слова: виды источников информации, информационно-коммуникационные технологии, уроки с применением ИКТ, группы методов обучения.

Annotation. This article is aimed at considering the application of modern methods of teaching mathematics, namely methods using information and communication technologies (ICT).

Keywords:    types of information sources, information and communication technologies, ICT lessons, groups of teaching methods.

 

Информация является связующим звеном между обучающимся и обучающим, она структурирует процесс обучения через его компоненты, то есть – деятельность учителя и ученика. Исходя из этого, именно способ передачи, восприятия учебного содержания должен послужить основанием для классификации методов обучения.

Информационные технологии - это главная движущая сила нашего столетия. Поэтому применение ИКТ в процессе обучения математике, и не только, играет важную роль в сфере образования. Использование ИКТ стимулирует учебный процесс и позволяет развивать потенциал каждого учащегося, формирует самостоятельность, стремление к самообразованию и, что не мало важно, превращает урок в увлекательный и насыщенный процесс.

Ведущая цель применения ИКТ – расширение интеллектуальных возможностей человека, а также умение пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера. В век информационных технологий - это как никогда актуально!

Все педагогические технологии по сути являются информационными. И в самом деле, ведь учебный процесс - это процесс обмена информацией. Сегодня «информационные технологии» определяются как процессы накопления, обработки, представления, и использования информации с помощью информационных средств.

Различают четыре ведущих источников информации в учебном процессе:

1.                 Звук;

2.                 Изображение;

3.                 Мышечное усилие;

4.                 Либо все в комплексе.

Опираясь на исследование И. С. Садовской, выделяют 4 группы методов обучения:

1.                 Визуальные;

2.                 Аудиальные;

3.                 Кинестетические;

4.                 Полимодальные.

Рассмотрим их по отдельности.

Визуальные методы обучения. Уже по названию понятно, что речь идет об информации, представимой в виде изображения. К этой группе относятся демонстрации натуральных объектов и изобразительных пособий, а также методы, предполагающие работу со всеми видами печатной или письменной информации.

Аудиальные методы обучения. Информация предоставляется в виде звука. К ней относятся все виды рассказов, бесед, лекций, объяснений. Эти методы передают и фиксируют информацию по аудиальному каналу.

Кинестетические методы обучения. Информация передается и воспринимается благодаря мышечным усилиям и другим ощущениям тела. Для общеобразовательной школы и ВУЗа данные методы не описаны, но обучение детей с проблемами зрения и слуха возможно только этим способом. В начальной школе также используются некоторые кинетические методы.

Полимодальные методы обучения. Информация транслируется по всем каналам восприятия.

Также возможно использование методов, сочетающих в себе несколько групп методов (обычно 2 группы методов), к примеру:

Аудиально-визуальные - демонстрация кино и видеофильмов, некоторых опытов и экспериментов.

Визуально-кинестетические - методы, предполагающие выполнение графических и письменных работ без устного пояснения: распознавание и определение природных объектов, зрительное наблюдение с последующей фиксацией явлений, а также методы с использованием компьютера без звуковой карты. К этой группе относятся основные методы обучения детей с проблемами слуха.

Аудиально-кинестетические - представляет собой прослушивание с последующим описанием. Обычные общеобразовательные школы практикуют данные методы редко, но они являются основными для обучения слепых детей.

Аудиовизуально-кинестетические - проведение опытов и экспериментов, демонстрации учебных видео и кинофильмов, работа с компьютерными обучающими программами.

Все эти методы призваны помочь более продуктивному усвоению преподаваемого материала по всем каналам восприятия.

Современное образование предполагает наличие у человека, еще со школьной скамьи, умения ориентироваться в информационном потоке. Определяя важность ИКТ в процессе обучения математике, хочется вспомнить слова великого математика всех времен и народов К. Ф. Гаусса: «математика - наука для глаз, а не для ушей».

Применение ИКТ на уроках математики очень важно в силу того, что математика и информатика связаны теснейшим образом и эту связь нужно продемонстрировать учащимся.

Если говорить об уроке математики, с использованием ИКТ, то выделяют следующие 3 группы:

1.            Уроки компьютерного тестирования.

Тест является наилучшим способом оценки результатов проделанной работы и выявление «проблемной зоны», т.е. темы, для учащихся.

2.            Уроки тренинга и конструирования.

Данный урок предполагает проведение в компьютерном классе. Программное обеспечение представляет собой какую-либо компьютерную среду, позволяющую решать определенный тип задач, на уроках математики — это тренажер решения задач конкретного типа или для решения конструктивных задач, задач на построение в курсе геометрии.

3.            Уроки демонстрационного типа.

Этот тип урока самый распространенный на сегодняшний день. Для его проведения необходим кабинет, который оснащен компьютером и проектором с проективной доской или же переносной техникой. Такой урок, благодаря тому, что преподаваемая информация отображается на большом экране, делает учебный процесс намного продуктивней и интересней.

Относят урок к той или иной группе исходя из имеющего оборудования и программного обучения, для его полноценного проведения.

Хотелось бы сказать несколько слов об всем известном уроке-презентация. Урок-презентация воплощает в себе принципы доступности, наглядности. Урок-презентация освящает большой объем информации и заданий за короткий промежуток времени (всегда можно поставить пройденный слайд, если у кого-то вопрос и т.п.). Такой урок развивает следующие психологические процессы учащихся, как: восприятие, внимание, память, мышление, а также познавательный интерес.

По своей природе, человек больше всего доверяет глазам и более 80% информации он воспринимает и запоминает через зрительный анализатор.

Применение ИКТ наиболее эффективно для уроков по геометрии, а именно в стереометрии, на уроке алгебры, при изучении функций и их графиков, а также при изучении внеклассных тем.

Пользуясь ИКТ на уроках математики, учитель не только дает знания, но и демонстрирует их границы, обучает обработке получаемой информации, различным видам деятельности, нацеливает их на поиск новых решений и, что очень значимо, на самообразование. Все это позволяет раскрыть способности учащихся, проявить себя.

Важнее и ценнее всего в первую очередь это найти себя, понять свою значимость и то, что он – личность, которая способна мыслить, творить и создавать нечто свое. А это уже значит, что преподаватель исполнил свое предназначение: «Нести огонь идеального!».

Список использованной литературы

1.                 Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.

2.                 Темербекова А. А., Чугунова И. В., Байгонакова Г. А. Методика обучения математике: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2015. -512с.:ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).- стр. 72-75.

3.                 УРОК.РФ. – Статья: Пашкова Н.В. «Применение ИКТ на уроках математики»

4.                 www.kopilkurokov.ru - "Применение ИКТ в процессе обучения математике»

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Современные методы обучения математике с применением информационно-коммуникационных технологий

Современные методы обучения математике с применением информационно-коммуникационных технологий

Различают четыре ведущих источников информации в учебном процессе: 1

Различают четыре ведущих источников информации в учебном процессе: 1

Аудиально-визуальные - демонстрация кино и видеофильмов, некоторых опытов и экспериментов

Аудиально-визуальные - демонстрация кино и видеофильмов, некоторых опытов и экспериментов

Данный урок предполагает проведение в компьютерном классе

Данный урок предполагает проведение в компьютерном классе

Важнее и ценнее всего в первую очередь это найти себя, понять свою значимость и то, что он – личность, которая способна мыслить, творить и создавать…

Важнее и ценнее всего в первую очередь это найти себя, понять свою значимость и то, что он – личность, которая способна мыслить, творить и создавать…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2024