Статья на тему «Воспитание детей младшего школьного возраста»
Вне всяких сомнений, воспитание детей – сложный, тонкий и ответственный процесс. Тем более воспитание ребенка младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст - относительно стабильный период личностного развития.
Существуют расхождения и в научной литературе о хронологических рамках этой эпохи, и в зарубежных исследованиях также обсуждается её название: «раннее школьное детство» (Д. Бромли), «второй период детства» (Г. Гримм), «преходный возраст» (Э. Эриксон) и так далее. В нашей стране название времени «младшая школа» воспринимается как единственно возможное.
При этом хронологические границы этого возраста варьируются за рубежом: от 5-8 лет (нижняя граница) до 11-13 лет (верхняя граница). Российские авторы с этим вопросом не согласны. Так, Л. С. Выгодский относил детей в возрасте от 6-7 до 11 лет к младшим школьникам, А. А. Люблинский - от 7 до 12 лет, Л. И. Божович - от 7-8 до 10-11 лет, а Д. Б. Эльконин и А. Л. Венгер «сдвинули» возрастные границы соответственно до 6 и 9 лет [5]. Сегодня возраст начальной школы составляет от 6,5 до 10,5 лет. Это связано с тем, как официальные документы регулируют время начала и окончания начальной школы для ребенка. Исследователи отмечают, что возрастные границы подвижны и зависят от социокультурных обстоятельств, типа преобладающей культуры, требований окружающих, индивидуальных особенностей, пола ребенка.
Все это демонстрирует определенную условность, как разделение человеческой жизни на возрастные периоды, и категорическое отнесение ребенка к конкретному возрасту.
Влияние количества прожитых лет на состояние организма и психики, на личные проявления является объективным процессом, который не зависит от самого ребенка и встречается, как отметил Б. Г. Ананьев, на всех уровнях жизни человека, начиная с молекулярного уровня [1]. Тем не менее, не только метрические данные определяют возраст ребенка. Так, С.М Трапезников предлагает следующее. Дети десяти лет, обучающиеся в младших классах, и дети этого же возраста - пятиклассники одной школы - проявляют себя совершенно по-разному: одни - как типичные младшие ученики, другие - во многом как типичные младшие подростки. Поэтому ребенок является представителем той или иной возрастной группы, причем не только по формальным хронологическим и биопсихическим признакам, но и по отношению к социальному положению в обществе. В этом отношении возраст младшей школы очень особенный: ребенок сначала занимает положение, которое не совпадает с положением взрослого - он становится школьником. По российским законам ребенок может стать учеником начальной школы с 6,5 лет, а с 7 лет они должны быть включены в процесс систематического обучения [4].
Ребёнок пережил возрастной кризис 7 лет, и его психика, как правило, готова к началу новых испытаний, связанных с систематическим обучением в школе. Никаких или почти никаких новых проблем родители не замечают, поэтому «отдыхают» от родительских забот. Наиболее благополучно адаптационный период обучения в школе проходит у детей, посещавших дошкольные учреждения, где воспитатели целенаправленно готовят малыша к грядущим жизненным переменам. Сложнее тем, кто до школы имел ограниченный опыт общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Школьная жизнь предлагает ребёнку качественно новые социальные связи с миром. Это важнейшее время для формирования социальной и психологической полноценности - отношения к себе, окружающему миру, людям и труду. Школьный труд ребёнка - главное дело в его жизни. Учение - ведущая деятельность, которая лежит в основе развития ребёнка. На этой стадии школа и семья развивают в ребёнке при правильной организации воспитания либо трудолюбие, либо стойкое чувство социальной неполноценности и инфантильности, которое корректировать в дальнейшем уже придётся психологу.
Главными воспитателями в этом периоде детства остаются семья, соседи, ближайшие родственники. Но появляются и новые, очень значимые взрослые - учителя. Образ первой учительницы, её голос, тон и манера одобрения или осуждения порой до старости звучит в нашем сознании голосом нашей совести. Её отношение к делу, к людям, к важным и случайным событиям наше подсознание впитывает как губка.
В школе ребенок вступает в первые социальные связи: учитель - ученик, одноклассник - друг и т. д.
Основной целью воспитания школьника является оказание помощи личности во всестороннем развитии, т.е. высшей целью становится высоконравственный гражданин, воспитанный в духовных и культурных традициях России.
Перед воспитательным процессом школьников младших классов стоит целый ряд общечеловеческих задач, которые решаются в контексте национального воспитательного идеала. Вот основные из них:
− гармоничное развитие личности с учетом ее природных и социальных возможностей с учетом требований общества;
− воспитание инициативного, ответственного и компетентного гражданина;
− формирование основ морали, способности к духовному развитию;
− прививание школьнику основных общенациональных ценностей;
− формирование эстетических ценностей и чувств;
− развитие способности к трудолюбию, к преодолению трудностей [3].
Традиционно главным институтом воспитания и развития ребенка является семья. Те основы, которые ребенок получает в семейной обстановке сохраняются с ним на всю жизнь. В семье закладывается фундамент для создания полноценной личности, которая уже к поступлению в первый класс практически наполовину сформирована. Значительная роль семьи, как основному институту образования, отводится также потому, что ребенок находится в семейной обстановке длительное время.
Основная задача родителей - достижение душевной гармонии, нравственного единения с ребенком. Процесс воспитания не должен быть отпущен родителями на самотек, нельзя оставлять ребенка предоставленному самому себе, наедине с самим с собой. В семье, где царит любовь и радость, нежность и забота, оптимизм и душевность, ребенок развивается полноценным, психически здоровым, нравственно развитым человеком. От родителей ребенок перенимает абсолютно все: как внимание и доброжелательность, так и неуважение, грубость, злость, раздраженность.
Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос высоконравственным, ответственным, благоразумным и порядочным человеком. Родители могут ему в этом помочь, подавая хороший пример своими поступками, проявляя любовь, сочувствие и заботу по отношению к малышу.
Для того чтобы у ребенка развивались навыки общения, умения преодоления трудностей адаптации и тревожности требуются различные формы коллективной работы в учебной и внеучебной деятельности младшего школьника. И чем эта работа интереснее и разнообразнее, тем быстрее ребенок овладеет такими мыслительными процессами, как сравнение, общение, обобщение.
Игры ребенка с началом его образования тоже меняются, так как ребенок начинает привносить в них свой опыт, полученный в ходе обучения, новые открытия и знания. В дошкольном возрасте ребенку были интересны ролевые, подвижные и ситуативные игры. Школьнику же нравятся игры, где можно проявить свои интеллектуальные способности. Поэтому важно для успешного обучения младшего школьника максимально использовать элементы игры в ходе уроков.
Ребенок, переступивший порог школы, конечно же, рассчитывает на учебный успех, и в том случае, если этого не случается, малыш переживает целую гамму негативных чувств, а это оказывает отрицательное воздействие на восприятие, память, мышление, самоощущение ребенка. Поэтому важно поддерживать у младшего школьника позитивно окрашенные чувства и выстраивать цепочку - удивление-радость-интерес в процессе обучения.
Воспитание ребенка - ежедневный непрерывный процесс. Поэтому важно, чтобы малыш вел разнообразную, содержательную и познавательную жизнь. Познание мира с его неизбежными трудностями, приобретение новых навыков и умений, общение друзьями, приобщение к труду и общественно полезной деятельности - эти процессы для ребенка должны проходить радостно и увлекательно. Только тогда воспитание ребенка становится эффективным.
Роль семьи в воспитании ребенка сложно переоценить, но так же значимо и участие школы в образовательном процессе. И только при совместной, кропотливой работе родителей и учителей происходит формирование высоконравственной личности младшего школьника.
Список использованных источников
1. Ананьев, Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. - М., 1960. - С. 3-28.
2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.- 57 с.
3. Головнева, Е.В. Методика воспитания младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 3-2. – С. 172-173;
4. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 2018. - 461с
5. Педагогика: учебное пособие для студентов сред. пед. учебных заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2017. – 416 с.
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.