Статья Цифровые инструменты для развития и формирования навыка чтения и переработки информации у обучающихся

  • Лекции
  • Мероприятия
  • docx
  • 16.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья Цифровые инструменты для развития и формирования навыка чтения и переработки информации у обучающихся
Иконка файла материала Цифровые инструменты для развития и формирования навыка чтения и переработки.docx

«Цифровые инструменты для развития и формирования навыка чтения и переработки информации у обучающихся»

 

Автор: Пожидаева Е.Г.

(1 слайд)

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тему выступления вы видите на слайде. Время за окном весна, все оживает. И я решила представить своё выступление в виде роста растения. (2 слайд ) Ведь получая новые знания в нас взращивается росток, который начинает расти (идея), от нас зависит как мы будем применять наши знания, будем ли ухаживать за ним или в скором времени забудем и наш цветок завянет.
Мы своего рода «садоводы-флористы», взращиваем в детях, а их принято называть цветы жизни новое знания и умения. А в конце года получаем результат.

 

Многие из нас пользуются цифровыми инструментами, но я надеюсь, что после моего выступления вы узнаете что-то новое. Поговорим о преимуществах цифровых инструментов.

(3 слайд)

Цифровизация образования позволяет сделать процесс обучения более гибким, интерактивным и адаптивным. Вот несколько ключевых преимуществ использования цифровых технологий:

·        Доступность: Благодаря интернету ученики получают доступ к огромному количеству учебных материалов — книгам, статьям, мультимедийным ресурсам. Это значительно расширяет кругозор и позволяет глубже погружаться в изучаемую тему.

·        Интерактивность: Многие цифровые платформы предлагают интерактивные задания, тесты и игры, которые помогают развивать интерес к чтению и улучшают понимание прочитанного материала.

·        Индивидуализация: Современные образовательные программы позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, предлагая персонализированные задания и рекомендации.

·        Технологическая поддержка: Программы автоматического анализа текста, распознавания речи и другие инструменты помогают облегчить процесс чтения и усвоения информации.

(4 слайд)

 

Основные категории цифровых инструментов

Для эффективного развития навыка чтения и переработки информации используются различные виды цифровых инструментов. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

 

1. Онлайн-библиотеки и базы знаний

Онлайн-библиотеки предоставляют широкий выбор литературы различных жанров и направлений. Они включают художественную литературу, учебники, научные статьи и многое другое. Примеры популярных платформ:

 

Национальная электронная библиотека: огромная база электронных книг, включая классику мировой литературы.

Библиотека МЭШ: содержит учебные материалы для всех классов школы.

LitRes: одна из крупнейших библиотек электронных книг в России.

Эти ресурсы удобны тем, что позволяют быстро находить нужную книгу, выделять важные фрагменты, делать заметки и возвращаться к ним позже.

Вы можете сделать Qr –коды и не говоря, что это за произведение попросить ребят прочитать произведение.

(5 слайд )

2. Интерактивные приложения для чтения

Современные приложения для чтения обладают множеством функций, которые делают процесс изучения текста увлекательным и продуктивным. Например:

Readlang: приложение, которое помогает изучать иностранные языки через чтение текстов. Оно автоматически переводит незнакомые слова и сохраняет их в личный словарь.

Spritz: технология скоростного чтения, позволяющая улучшить скорость восприятия текста без потери понимания.

Такие приложения стимулируют интерес к чтению, развивая навыки быстрого и осознанного восприятия информации.

(6 слайд )

3. Платформы для коллективной работы над текстами

Платформы для совместной работы позволяют учащимся совместно обсуждать тексты, делиться мнениями и улучшать качество своей работы. К таким инструментам относятся:

VK WorkSpace, а также «Яндекс360»: облачный сервис, который позволяет нескольким пользователям одновременно редактировать документ, оставлять комментарии и исправления.

Notion: многофункциональная платформа для организации учебного процесса, где можно создавать совместные проекты, вести заметки и делиться идеями.

Работа в команде способствует развитию критического мышления и учит учащихся аргументированно выражать свою точку зрения.

(7 слайд )

4. Технологии искусственного интеллекта

Искусственный интеллект уже широко используется в образовательных целях. Некоторые из примеров:

Приложения для распознавания речи: такие как Маруся, Салют или Алиса, могут преобразовывать устную речь в текст, помогая лучше понимать содержание услышанной информации.

Автоматические анализаторы текста «Гига чат», «ChatGPT»: системы, способные анализировать структуру текста, выявлять ключевые идеи и помогать в создании конспектов.

«Шедеврум» или «Кандинский» помогут создать свою уникальную картинку или видео с героем о прочитанном произведении ребят.

Для учителей рекомендую:

Нейросеть «Бегемот» и «Гига чат» помогут написать проект, написать характеристику героя, а также сценарий литературного вечера.

Эти технологии облегчают процесс обработки больших объёмов информации, делая его менее трудоёмким и более эффективным. Отгадайте какого персонажа я загадала нейро сети? (8 слайд )

(9 слайд )

Использование цифровых инструментов требует продуманного подхода. Важно интегрировать их в учебный процесс таким образом, чтобы они дополняли традиционные методы обучения, а не заменяли их. Вот несколько рекомендаций по применению цифровых технологий:

·        Создание индивидуальных маршрутов обучения: Использование онлайн-платформ для подбора заданий, соответствующих уровню подготовки каждого ученика.

·        Проведение виртуальных дискуссий: Организация обсуждений текстов в формате видеоконференций или форумов, что развивает навыки аргументированного изложения мыслей.

·        Проектная деятельность: Задания, направленные на создание совместных проектов с использованием цифровых ресурсов, способствуют развитию креативности и командной работы.

·        Регулярное тестирование и мониторинг прогресса: Применение тестов и квизов, которые помогут отслеживать успехи учеников и корректировать образовательный процесс.

(10 слайд )

Заключение

Цифровые инструменты становятся неотъемлемой частью современного образования. Они помогают развивать навыки чтения и переработки информации, делают обучение более интересным и доступным. Однако важно помнить, что успешное использование технологий зависит от грамотного педагогического сопровождения. Только в сочетании с традиционными методами обучения и творческой работой учителя цифровые инструменты смогут раскрыть весь свой потенциал. На ваших столах от меня небольшие инструкции и ссылки для эффективного применения цифровых инструментов. Они помогут ваш урок сделать интересным уникальным, современным, а главное понятным и доступным для современных школьников.