Тема: Принципы выхаживания недоношенных детей ПМ 02 лечебная деятельность МДК 02.04 Лечение пациентов детского возраста

  • Лекции
  • pptx
  • 15.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Недоношенность - одна из основных причин смерти новорожденных. На долю недоношенных детей приходится 60-70% ранней неонатальной смертности. Проблема выхаживания недоношенных чрезвычайно сложна, так как дети еще не созрели для существования вне материнского организма. Это проблема особой важности и требует особого внимания, особенного среди специалистов среднего звена, медицинских сестер, фельдшеров и акушерок.
Иконка файла материала 1. Тема Принципы выхаживания недоношенных детей — копия.pptx

1

П Е Д И А Т Р И Я

Принципы выхаживания недоношенных детей

2

Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

ПМ 02 Лечебная деятельность
МДК 02.04 Лечение пациентов детского возраста
Специальность 31.02.01 Лечебное дело
Квалификация выпускника: Фельдшер
3 курс 5 семестр
2024-2025 уч.г.

Преподаватель ПМ: Зулунова Г.Т.

В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен, знать /уметь (выписка из рабочей программы)

3

Уметь:
1. определять тактику ведения пациента;
2. назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение;
3. определять показания, противопоказания к применению лекарственных средств;
4. применять лекарственные средства пациентам разных возрастных групп;
5. определять показания к госпитализации пациента и организовывать транспортировку в лечебно-профилактическое учреждение.

Знать:
1. принципы лечения и ухода при
осложнениях заболеваний;
2. фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов;
3. показания и противопоказания к применению лекарственных средств; побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов
4. особенности применения лекарственных средств у разных возрастных групп;
5. организация специализированного ухода за пациентами.

План занятия:

Актуальность темы, характеристика терминов и периодов детства, классификация.
Характеристика и особенности недоношенных детей.
Принципы выхаживания недоношенных детей.
Условия выхаживания и организация ухода за недоношенными детьми

1. Актуальность темы

Недоношенность - одна из основных причин смерти новорожденных. На долю недоношенных детей приходится 60-70% ранней неонатальной смертности.
Проблема выхаживания недоношенных чрезвычайно сложна, так как дети еще не созрели для существования вне материнского организма. Это проблема особой важности и требует особого внимания.

Доношенный ребёнок

Недоношенный ребёнок

Доношенным считается ребенок, родившийся при сроке беременности 37-42 недели, имеют массу тела от 2500 до 4000 г и длину тела от 46 до 52 см.

Недоношенным считается ребенок, родившийся до окончания 37-й недели беременности. Массу тела менее 2500 г и длину тела менее 45 см имеют 70-80 % недоношенных детей.

Переношенный ребёнок

Переношенным считается ребенок, родившийся при сроке беременности 42 недели и более и рост более 52 см.

Клиническая классификация недоношенности

7

Степень недоношенности

Срок беременности, недели

Масса тела, г

Длина тела, см

I

36–37

2500–2000

45–41

II

32–35

1999–1500

40–36

III

31–28

1499–1000

35–30

IV

Менее 28

999–500

< 30 до 25

Классификация недоношенности по ВОЗ (по сроку гестации)

8

поздний недоношенный ребенок родившийся между 34 и 36 неделями гестации;
умеренно недоношенный ребенок родившийся в сроке от 32 до 34 недель гестации;
глубоко недоношенный ребенок родившийся в сроке до 32 недель гестации;
экстремально, или чрезвычайно, недоношенный ребенок родившийся до 28 недель гестации

Классификация недоношенности (по массе тела)

С точки зрения клинического подхода выделяют:
экстремально низкую массу тела (ЭНМТ) при рождении — до 1000 г;
очень низкую массу тела (ОНМТ) при рождении — 1000–1499 г (до 1500 г);
низкую массу тела (НМТ) при рождении 1500–2499 г (до 2500 г).

9

Пример формулировки диагноза: Р07.1 недоношенность 30 недель, ОНМТ при рождении.

Периоды развития: 1. внутриутробный (пренатальный) 2. интранатальный (период родов) 3. внеутробный (постнатальный)

28 недель

18 недель

12 недель

Антенатальный период развития

начинается с момента образования зиготы и заканчивается началом родов

Интранатальный период развития

Длится от времени появления регулярных родовых сваток до
момента перевязки пуповины (6-18 часов).

Неонатальный период развития

начинается от момента рождения и заканчивается через 28 суток после рождения
ранний неонатальный период - от момента рождения до 7 суток (168 часов) и
поздний неонатальный период - от 7 суток до 28 суток

Недоношенный ребёнок, кто Он?

Недоношенным считается ребенок, родившийся до окончания 37-й недели беременности.
Массу тела менее 2500 г и длину тела менее 45 см

2. Причины рождения недоношенных детей:

1. Социально-биологические: возраст матери менее 17 и более 30 лет, инфекционные заболевания матери, предшествующие аборты, неполноценное питание во время беременности;
2. Социально-экономические: профессиональные вредности, образовательный ценз, вредные привычки;
3. Клинические факторы: экстрагенитальные заболевания матери, оперативные вмешательства во время беременности, гестозы, психологические и физические травмы, инфекции плода;
4. Экстракорпоральное оплодотворение

15

Причины преждевременных родов можно разделить по другому принципу:
1. исходящие от матери;
2. со стороны плода;
3. связанные с особенностями течения беременности;
4. внешняя среда.
 

2. Морфологические признаки недоношенности:

непропорциональное телосложение: большая голова (1/3 длины тела), преобладание размеров мозгового черепа над размерами лицевого, короткая шея, короткие нижние конечности.
открытые швы черепа и малый родничок
ушные раковины мягкие, плотно прижаты к голове, низко расположены.
невыраженность подкожно- жирового слоя, гиперемия кожных покровов
на коже спины, в области плеч, на лбу, щеках, бедрах имеется густой пушок.
у мальчиков яички не опущены в мошонку, у девочек большие половые губы не прикрывают малые, в результате половая щель зияет 
слабость или отсутствие рефлексов, ногти не достигают концов пальцев.
слабый крик, пупочное кольцо расположено ниже.

2. Морфологические признаки недоношенности:

2. Функциональные признаки недоношенности:

- мышечная гипотония, снижение физиологических рефлексов и двигательной активности,
- нарушение терморегуляции, слабый крик ребенка.
- дети беспокойны, отмечается непостоянный тремор подбородка и конечностей
- дыхание составляет 40-90 дыхательных движений в 1 мин, неравномерное по ритму и глубине, апноэ до 10-15 с.
- пульс лабилен, от 100-180 в минуту, артериальное давление не превышает 60-70 мм рт. ст.
- рефлексы сосания и глотания слаборазвиты
- нарушение наблюдается координации сосания и глотания
- наклонность к срыгиванию, рвоте, метеоризму, запорам
- отсутствие кашлевого рефлекса способствует аспирации пищи.

2. Фунциональные признаки недоношенности:

I этап. Отделение реанимации и интенсивной терапии перинатальных центров
II этап. Наблюдение и лечение в специализированном отделении для недоношенных детей.
III этап. Динамическое наблюдение в условиях детской поликлиники.

3. Этапы выхаживания недоношенных детей

Основные принципы ухода за недоношенными детьми заключаются в:
1. создании комфортных условий (тепловой режим)
2. профилактике инфицирования (асептика и антисептика)
3. организации естественного вскармливания 4. динамическом уходе

I этап выхаживания
Отделение реанимации и интенсивной терапии перинатальных центров
Цель: сохранить жизнь ребёнку

II этап выхаживания
Cпециализированные отделении для недоношенных детей при детских больницах Цель: удовлетворить основные жизненные потребности недоношенного ребёнка

III этап выхаживания
Динамическое наблюдение в условиях детской поликлиники.
Цель: довести недоношенного до уровня доношеннного

Наблюдайте за ребенком

«Все хорошо»
дыхание спокойное
кожа розовая
«поза эмбриона»
сосет кулак
кладет руки на лицо
Расслаблен, спокойно засыпает

«Мне нужна поддержка
дыхание учащенное
кожа мраморная
тремор, дрожание, подергивание
срыгивание
беспокоится, плачет
лицо напряженное

1. Оптимальный тепловой режим и влажность воздуха:

1. закрытый кувез – для детей с массой менее 1500 гр на 7-8 дней, более 1500 гр на 4-5 дней, каждые 3 дня дезинфекция кувеза.
Т-32-36 С, Влажность- 60%, Кислород- 40%
2. Флексорная поза
3. Шапочка, рукавички, носочки
4. Использования согретого белья.
5. Пеленальный стол с подогревом
6. Использование «гнезда»

2. Снижение света и шума

Интенсивность шума и света, влияют на отдых и развитие недоношенного ребенка
Накидка для кювеза помогает поддерживать атмосферу, подобную материнской утробе.
Чем менее доношен ребенок, тем он более чувствителен к свету, поэтому так важно избегать постоянного яркого освещения!!!

3. Метод «кенгуру», как часть семейно- ориентированного подхода

Метод «кенгуру» был разработан в 1970-х гг. колумбийским педиатром Эдгаром Рэем.
Суть метода - недоношенного ребенка помещают в условия раннего, длительного и непрерывного телесного контакта с матерью или другим членом семьи для обеспечения постоянного тепла и поощрения грудного
вскармливания.

4. Правильное положение недоношенного ребенка

Использование «гнезда» для укладки недоношенных младенцев дает возможность имитировать внутриутробную позу, снижает психомоторное возбуждение, позволяет сохранить больше энергии для роста ребенка.

Преимущества «гнезда»: улучшает самочувствие, нормализует дыхание и кровообращение, способствует развитию движений младенца.

5. Рука по имени Zaky

Zaky похожа на ладонь и предплечье мамы.
Она такая же мягкая, примерно соответствует по весу и размерам, ей можно придать определенную температуру и форму.

Она широко используется не только в отделении реанимации
новорожденных, но и на втором этапе выхаживания детей.

6. Тактильное воздейтвие на кожу

Терморегуляция в организме
недоношенного ребенка нарушена, ему требуется дополнительная защита.
Трение шерстяных волокон о кожу ребенка,— это естественный массаж рефлекторных зон, который оказывает согревающее и тонизирующее и общеукрепляющее действие, также напоминает пуповину.

7. Положительное влияние сенсорных раздражителей на недоношенного ребенка.

Неограниченный контакт матери и ребенка, поглаживание по головке, разговор с ребенком, метод «кенгуру», простое поглаживание ребенка улучшает перистальтику кишечника; вызывает адекватный плач, повышает активность и рост.

8. Вскармливание недоношенных детей

Орогастральный зонд

Назогастральный зонд

Кормление из бутылочки

Энтеральное питание проводят с учетом правил асептики

Рефлексия занятия (оценка психологического компонента занятия)

Закончите эти краткие сообщения своими словами
1. Сегодня я узнал...
2. На занятии мне было трудно...
3. Сегодня я понял ...
4. Сегодня я научился...
5. Сегодня я смог ...
6. Сегодня мне было интересно узнать, что...
7. Сегодня меня удивило ...
8. Изучив эту тему, мне захотелось ...

Основные источники:

1. Запруднов, А.М. Педиатрия с детскими инфекциями: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / А.М. Запруднов, К.И.
Григорьев. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2019.- 560 с.: ил.
2. Григорьев К.И. Диагностика и лечение пациентов детского возраста:
учебник - Москва: ГЭОТАР-М едиа, 2020, 560 стр.
3. Клинические рекомендации.
4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
5. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения".
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20

Спасибо за внимание!

Посмотрите также