Статья: Обучение психологии в средних учебных заведениях.
Оценка 4.8

Статья: Обучение психологии в средних учебных заведениях.

Оценка 4.8
docx
28.06.2024
Статья: Обучение психологии в средних учебных заведениях.
Обучение психологии в средних учебных заведениях.docx

Обучение психологии в средних учебных заведениях

Одной из заметных тенденций последнего десятилетия во многих странах стало широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных за­ведениях. Этот предмет обычно не является обязательным, но школьники выбира­ют его достаточно часто. Связано это прежде всего с распространением научно-популярной психологической литературы и возрастанием интереса учащихся к психологическим знаниям.

Психология достаточно широко преподается в школах США. Возможно, се­годня это наиболее популярный курс по выбору в средних школах. По сведениям из разных источников, от 800 тыс. до 1 млн учащихся старших классов американ­ских школ ежегодно изучают курс «Введение в психологию», и количество школь­ников, которые выбирают психологию для изучения в школе, с каждым годом воз­растает (Ernst, Petrossian, 1996; Hakala, 1999, Benjamin, 2001).

Единого подхода к преподаванию психологии в школах США нет. Этот пред­мет часто изучается скорее как курс психологического самопознания и самопомо­щи, нежели как предмет, дающий обзор психологии как академической дисципли­ны. При этом многие авторы обращают внимание на необходимость повышения научного уровня в изучении психологии в школе (Ernst & Petrossian, 1996).

В 1992 г. была создана организация «Учителя психологии в средних школах», которая призвана способствовать повышению качества преподавания психоло­гии. Эта ассоциация выдвинула ряд инициатив по улучшению преподавания пси­хологии в школах; в частности, был организован ряд обучающих семинаров, раз­работаны примерные учебные планы курсов и отдельных занятий. В 2000 г. были разработаны и опубликованы Национальные стандарты преподавания психоло­гии в школах (National Standards..., 1999).

Однако есть основания полагать, что психология в американских школах не настолько уважаемый предмет, как другие традиционные школьные предметы (Hakala, 1999; Bristol & Gillis, 2001). Содержание курса психологии и подготовка школьных учителей психологии — две основные проблемы. Они будут рассмотре­ны ниже в соответствующих главах книги. В то же время преподавание психоло­гии в школах США сейчас, вероятно, намного лучше, чем когда-либо прежде (Hakala, 1999).

В 90-х гг. в России значительно возросло количество факультативных кур­сов по психологии в школах. Однако статистических' данных, характеризующих этот процесс, к сожалению, не существует. Нет и единых требований к разработке программ обучения психологии в средней школе. В результате каждый учитель ведет предмет в силу собственных представлений, ориентируясь на собственные пристрастия и интересы школьников. Поскольку практическая психология вызы-

3.5. Обучение психологии в средних учебных заведениях 61

вает особенно большой интерес учащихся, то именно эта тематика обычно являет­ся преобладающей.

В последние годы в отечественной литературе появилась первая систематиза­ция психологических знаний для преподавания психологии в школе; выпускают­ся соответствующие учебные пособия (Немов, 1995; Климов, 1997; Никольская и Бардиер, 1997; Цукерман, 1997; Психология, 1998; Попова, 2000).

Таким образом, одной из новых тенденций преподавания психологии в послед­нее десятилетие становится то, что психология уже часто преподается не только в старших классах (Немов, 1995; Климов, 1997), но также в среднем (Цукерман, 1997; Савина, 1998; Попова, 2000) и начальном (Никольская, Бардиер, 1997; Бач­ков, 1998; Психология, 1998, Бабаева, 1998; Карандашев, 2002) звене школы. Это, по всей видимости, является следствием практической ориентированности школь­ного психологического образования, в силу чего многие вопросы психологии на наглядном и практическом материале в доступной форме могут изучаться как подростками, так и младшими школьниками. Разрабатываются программы, в рам­ках которых психология преподается на разных ступенях общего образования (Серебрякова, 1998; Реан, Гатанов, Баранов, 2000).

В настоящее время существует два основных типа программ обучения психо­логии в российских школах:

  1. предметно-ориентированные;
  2. личностно-ориентированные.

В программах предметно-ориентированного типа психология выступает как предмет обучения. Этот предмет имеет программу, определяющую перечень зна­ний и умений, которыми должны овладеть учащиеся в результате его изучения. Содержание программы составляют научно-психологические знания, а также уме­ния их практического использования. Программа может быть научно- или прак­тически-ориентированной. Знания и умения, которые усваиваются, допускают поурочное планирование и предполагают изучение определенного учебного мате­риала (знаний и умений) на каждом уроке. Основные методы обучения: рассказ, обсуждение, практические упражнения. Усвоение знаний и умений, перечислен­ных в программе, может быть оценено и оценивается. Развивающий аспект таких уроков поощряется, как и при изучении других школьных предметов.

Рис. 3.1. Программы обучения психологии в школах

В программах личностно-ориентированного типа уроки психологии выступа­ют как система занятий, направленных на развитие учащихся. Задача обучения теоретическим психологическим знаниям непосредственно не ставится (хотя мо­жет подразумеваться). Формирование практических психологических умений и личностное развитие учащихся составляют основную задачу такой программы. Программа задает некоторые общие перспективы и ориентиры занятий. Строгое

62 Глава 3. Современное психологическое образование

поурочное планирование затруднено, поскольку виды активности на занятии в значительной степени определяются интересами учащихся, стадией развития, на которой они в данный момент находятся, а также ситуацией, которая складывает­ся в группе на данный момент. Учитель должен уметь пользоваться благоприят­ными ситуациями, которые складываются в те или иные моменты уроков, и ис­пользовать их для достижения развивающего эффекта. Поэтому план и содержание урока могут быть изменены уже по его ходу. На занятиях используются практиче­ские методы обучения: обсуждение, практические упражнения и игры. Психологи­ческий тренинг — распространенная форма проведения таких уроков. Оценка и от­метка не используются, поскольку задача усвоения определенных знаний и умений не ставится. Развивающий аспект на таких уроках является центральным, а объек­тивная оценка уровня развития чрезвычайно затруднена. Такие уроки выступают как психологическое сопровождение естественного развития учащихся, направ­ленное на оказание помощи в их личностном развитии.

Уроки психологии предметно-ориентированного тина по содержанию и мето­дам проведения являются обычными уроками, как и уроки по всем другим пред­метам, которые изучаются в школе. Они могут быть обязательными или факуль­тативными, но всегда ставятся в сетку учебного расписания школы. Обязательной является проверка учителем знаний и умений учащихся, так же как и посещение уроков.

Из опубликованных работ примеры программ предметно-ориентированного типа представляют: книга для учащихся по психологии Я. Л. Коломинского (1986), пособие для учащихся Р. С. Немова (1995), учебник для средней школы Е. А. Климова (1997), учебное пособие по психологии для начальной школы под редакцией И. В. Дубровиной (1998).

Уроки психологии личностно-ориентированного типа по содержанию и мето­дам проведения похожи на внеклассные мероприятия развивающего характера. Такие занятия ставятся обычно вне учебного расписания, а участие в них являет­ся добровольным. Формы добровольного участия могут быть разными. В одних случаях предполагается полная свобода: можно приходить (или не приходить) на любое занятие. В других — добровольным является включение в группу, но в этом случае посещение занятий этой группы в течение определенного времени являет­ся обязательным (как и во многих психологических тренингах).

Из опубликованных работ примеры программ личностно-ориентированного типа представляют книги Ю. М. Забродина и М. В. Поповой (1994), Г. А. Цукер-ман (1997), И. Никольской и Г. Бардиер (1997), М. В. Поповой (2000).

Как видно из приведенного выше анализа, рассмотренные типы уроков имеют существенные различия. Порой в психологической литературе можно встретить дискуссии о том, какими должны быть уроки психологии в школе, какое содержа­ние они должны включать, какие методы проведения занятий следует использо­вать. При этом часто приоритет отдается практическим урокам развивающего ха­рактера и отвергаются уроки психологии традиционного типа.

Нам представляется, что в данном случае излишне говорить о том, какие уроки лучше, а какие хуже. Уроки предметно-ориентированного и личностно-ориенти­рованного типа различаются по своим целям и задачам. Но и те и другие имеют ценность для расширения психологического образования и повышения психоло­гической культуры школьников и могут использоваться в системе учебно-воспи-


 

Обучение психологии в средних учебных заведениях

Обучение психологии в средних учебных заведениях

Немов, 1995; Климов, 1997; Никольская и

Немов, 1995; Климов, 1997; Никольская и

Учитель должен уметь пользоваться благоприят­ными ситуациями, которые складываются в те или иные моменты уроков, и ис­пользовать их для достижения развивающего эффекта

Учитель должен уметь пользоваться благоприят­ными ситуациями, которые складываются в те или иные моменты уроков, и ис­пользовать их для достижения развивающего эффекта

ценность для расширения психологического образования и повышения психоло­гической культуры школьников и могут использоваться в системе учебно-воспи-

ценность для расширения психологического образования и повышения психоло­гической культуры школьников и могут использоваться в системе учебно-воспи-
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2024