Учебник как средство организации образовательного процесса
Актуальность этой темы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от учителя к ученику, прибегая только к словам. Этот процесс, включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий в работе и с учебной литературой. В данном конкретном случае в работе с учебником.
Какое место школьный учебник занимает среди других компонентов образовательной системы? Каковы его функции в условиях современной школы? Как он влияет на поведение ученика и учителя, а также на качество образовательного процесса? Ответы на эти вопросы, на наш взгляд, взгляд учителей начальных классов, составят представление о школьных учебниках нового поколения, принципах их конструирования и оценки их эффективности как основного средства обучения на уроке.
Учебник был и остается основным средством организации образовательного процесса в школе, тем не менее имеет свое обоснование.
Учебник принадлежит к категории специально, с определенной целью созданных средств обучения.
Учебники содержат изложения основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Другими словами, он учит учиться. В этой связи к нему предъявляются дидактические, психологические, эстетические, гигиенические требования. В учебнике материал изложен с высокой степенью обобщения и вместе с тем очень конкретно с фактическим материалом. Изложение подлинной науки подчинено принципу доступности для детей, учета особенностей их интересов, восприятия, мышления, памяти, развитию познавательного и практического интереса, потребности в знаниях и практической деятельности. Таким образом – учебник обучает ребенка постановке учебной задачи.
Пробуждая познавательный интерес учащихся и заставляя их думать, учебник стимулирует интерес к предмету, будит исследовательский азарт. Современный учебник открывает школьнику путь для новых вопросов, творческого исследования заинтересовавших проблем. С этой позиции учебник способствует организации проектной деятельности учащихся.
Современный школьный учебник является носителем некоторого множества базовых функций, которые, собственно говоря, и превращают некоторую книгу в книгу учебную. Принципиально важным представляется то обстоятельство, что в учебной книге все ее функции реализуются одновременно. Иными словами, современный школьный учебник рассматривается как многофункциональная система.
ООП НОО (п.2.1.5.) определяет учебник не только в качестве носителя информации, «готовых» знаний, подлежащих усвоению, но и как носитель способов «открытия» новых знаний, их практического освоения, обобщения и систематизации, включения обучающимися в свою картину мира. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 определено, что без учебника (учебник на печатной основе либо электронный учебник) обучение проводиться не может. Все остальные средства обучения, предлагаемые издательствами учебной литературы: тетради на печатной основе, тесты, контрольно-измерительные материалы, хрестоматии- являются учебными пособиями.
Работа с учебной книгой – важнейшее умение самообразования, которым в совершенстве должен овладеть каждый школьник. Учебник ориентирует учащихся на овладение системой научных знаний, формирует их когнитивный опыт и предлагает определенный объем необходимой научной информации. И очень важно для эффективного осмысления учебного материала школьниками, чтобы учитель правильно организовал работу с учебником в процессе обучения. От этого зависит качество освоения нового материала и умение школьниками в будущем применять полученные навыки на практике.
Какие же функции школьного учебника можно выделить? Прежде всего это информационная (учебник дает информацию, которая должна быть научной, доступной для ребенка, хорошо иллюстрированной). Но если раньше мы рассматривали учебник как сборник задач и упражнений и учебник использовался на уроке для закрепления некоего материала, то на сегодняшний день информационная составляющая в меньшей степени представлена в любом учебнике, потому что сегодня встает другая важная серьезная функция учебника – это обучающая, т.е. учебник должен обучать. Сегодня по любому учебнику можно простроить весь урок, начиная от постановки целей и задач, введения нового понятия, закрепления этого понятия, заканчивая системой диагностики. Т.е. в рамках урока мы можем, пользуясь только учебником, выстроить весь урок.
Образовательная функция обеспечивает движение познания ученика от незнания к знанию, от простого к сложному на основе относительно точного отражения предметного содержания образования и видов деятельности, которые должны быть сформированы у школьников.
Еще одной важной функцией учебника является систематизирующая функция. Если мы рассматриваем весь УМК в целом, то все представлено в определенной системе. Если мы не пользуемся учебником, то отсутствует система учения ученика. Учебник дает знания в системе. Одно знание включается в другую тему, в другое знание и это дает возможность выйти на запланированный результат.
Важными функциями учебника являются трансформационная и интегрирующая функции. Т.е. знания, полученные на одном предмете, мы можем использовать и применять на другом предмете.
Важная функция учебника – это функция закрепления и контроля. В любом учебнике представлен материал для организации контрольно-оценочной деятельности. Контрольно-оценочная деятельность учебника соотносится с формированием тех умений, которые формируются и которые будут связаны с теми результатами, на которые мы должны будем выйти при достижении планируемых результатов, в соответствии с теми требованиями, которые представлены в Стандарте. Учитель, используя учебник, может выстроить систему контроля самим учащимся: контроль результата (контролирую вместе с другими/других/себя; нахожу ошибку/определяю причину; определяю /предполагаю возможные трудности; оцениваю возможности выполнения заданий) и контроль процесса (различаю способ и результат выполнения; формирую способ выполнения; оцениваю способ выполнения; разрабатываю/подбираю иной способ выполнения).
Еще одна функция учебника – воспитательно-развивающая. В содержание учебников заложен тот материал, который «работает» на ученика. Развивающая функция учебника способствует развитию мотивов учения, памяти, мышления, воображения, речи, способностей. В содержании каждого учебника заложена информация, которая дает возможность получить воспитательный результат. Начальные классы в нашей школе работают по УМК «Школа России». Рассмотрим, как реализована эта функция на учебном предмете «Русский язык» (к слову, это один из самых нелюбимых предметов у учеников, один из самых сложных и трудных для детей, не вызывает интерес). Неслучайно в учебнике Канакиной В.П. появляются совершенно интересные сведения о русском языке (например, сведения о том, что есть памятник букве «ё»; сведения о том, как появилось то или иное слово, например, слово «малина»). Все это вызывает интерес у детей к изучаемому предмету. Также в учебнике есть материал, который ориентирован не на ученика, а на родителя. Речь идет не о заданиях для родителей. Мы все понимаем, что результат у ученика будет тогда, когда это будет некий совместный труд ученика и родителей. Важно то, чтобы родители включались в воспитание. Например, в учебниках по окружающему миру Плешакова А.А. (УМК «Школа России») представлены задания, направленные на то, чтобы родители беседовали со своими детьми на разные темы и совместно выполняли задания. Поэтому важно было включить в учебник такие задания, которые дадут возможность побеседовать ребенку со своими родителями. В учебниках по литературному чтению УМК «Школа России» есть страницы для семейного чтения. На них представлены вопросы не литературоведческие, а вопросы, требующие обсуждения между родителями и детьми. В этом и заключается воспитательная функция учебников. Поэтому крайне важно было включить в учебники такой материал, который поможет достичь не только предметных и метапредметных результатов, но и получить воспитательный результат. Воспитательная функция учебника - это влияние на мировоззрение учащихся, развитие их личностных качеств, формирование эмоциональной сферы и т.д. В частности, работа с учебником оказывает влияние на воспитание организованности, дисциплинированности и т.п.
Перечисленные функции учебника представляют собой определенный комплекс, вне которого ни одна из них не может в полной мере (не деформируясь) выполнять свое назначение.
Итак, давайте посмотрим, как же реализованы в учебнике те требования, которые предъявляются к ним в документах. Рассмотрим на примере учебника на печатной основе учебник по литературному чтению (УМК «Школа России», 2 класс, авторы Климанова Л.Ф, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина).
Обращаем внимание на то, что для многих учителей неимоверно сложным остается постановка учебных задач и определение планируемых результатов в начале изучения курса. В учебниках УМК Школа России есть так называемые шмуц-титулы, которые сразу ориентируют учителя на понимание того, что он должен будет отработать на уроках в обязательном порядке, что будет предметом осмысления в разделе «Проверь себя». Шмуц-титул в учебниках УМК «Школа России» это то главное, определяющее над чем нам, учителям, нужно работать, что станет предметным результатом.
На страницах учебников УМК «Школа России» представлены проекты. Предложенные учебником проекты дают возможность научить детей работать вместе. В свою очередь мы должны научить детей работать в паре или группе, потому что чаще всего, представленные в учебниках проекты, предполагают не индивидуальную работу ученика. Мы должны научить отбирать материал для создания своего проекта, должны будем научить анализировать этот материал, преобразовывать этот материал в другие виды (формы) текста и презентовать этот текст. Поэтому, если данная система будет отсутствовать в учебнике, то, соответственно, мы не выйдем на тот результат, на который мы должны выйти.
Нет ни одного учебника, где не был бы представлен материл «Проверим себя и оценим свои достижения». Что заложено на шмуц-титуле учебника, то дальше и отрабатывается в материалах «Проверь себя», что дает возможность оценить, выстроить логику, ответить на вопрос, вышли ли мы на тот результат, на который нам необходимо выйти. Либо существуют проблемы, и мы должны будем возвратиться и отработать те сведения, которые не были отработаны до конца. Учебник помогает учителю организовать и провести итоговый урок по какой-либо теме (разделу), задания «Проверь себя» помогают определить умения, которые мы формировали, дает возможность организовать и провести контрольную работу.
Считаем важным подчеркнуть, п что учебник должен быть дидактическим, поэтому в содержание учебника должны быть заложены различные материалы, различные сведения, различная справочная литература, которая даст возможность ребенку понять, как он будет выполнять то или иное задание. Это однозначно те материалы, с которыми будет работать учитель на уроках, но также эти материалы помогут ребенку и дома.
Заключение.
Учебник – основное средство обучения на уроке. Учебник - массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей. Современный учебник - учебная книга, отличающаяся системным подходом к использованию современных методологических, теоретико-педагогических и научно-методических оснований при конструировании содержания учебного материала и его методической концепции. В учебнике изложена система знаний в соответствии со Стандартом нового поколения. Учебный материал стимулирует мышление ребенка, формирует внутреннее побуждение к активной творческой работе. Кроме того, учебник имеет еще одну из основных функций - функцию управления деятельностью учителя, обеспечивающую процесс проектирования урока (последовательность и целесообразность учебного материала; наличие внутрипредметных и межпредметных связей; научная обоснованность содержания и структуры учебника; согласованность с реальными возможностями учебного процесса).
Библиографический список:
1. Зуев Д. Д. Школьный учебник. М. Просвещение, 2015. С. 319
2. Лошкарёва И. А. Функции учебника в формировании учебных умений и навыков учащихся. Советская педагогика.1981. №3, С.24-28
3. Кондратенко Е.В. Проблема школьного учебника. Педагогика, 1999. №4 С.51-67
4. Журавлев И.К. Дифференциация обучения средствами учебника. Новые исследования в педагогических науках. 1990, С.28-34.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.