Статья по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»
Оценка 4.7

Статья по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

Оценка 4.7
docx
27.03.2023
Статья по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»
Статья по тем2.docx

Статья по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни; (Для чего, где может пригодиться, где воспользуемся полученными знаниями)
б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: Рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала ит.д. находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);
Главное, чтобы эти задания были связаны с жизненной ситуацией.

Слайд (2)

Например, в 4 классе, когда освоены математические действия с многозначными числами, ребятам предлагается выполнять расчеты: сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчиков и цена киловатта электроэнергии).

1квт= 1руб 90 коп

итог

сентябрь

123 квт

?

октябрь

246 квт

?

ноябрь

312 квт

?

В какой месяц семья заплатит больше денег за электроэнергию?

Как вы думаете почему оплата за энергию разная?

На сколько больше рублей заплатит семья в ноябре, чем в сентябре?

Можно ли электроэнергию экономить? Как?

Слайд (3)

Или предложена задача: В семье нужно отметить день рождения младшей сестренки, которой исполнится 6 лет. Нужно вместе с родителями договориться, сколько нужно купить продуктов и украшений. Предлагаются разные наборы напитков, сладостей. Но есть ограничение: можно истрать 1500 рублей.

товар

цена

1

торт

370 руб

2

напитки

40 руб за бутылку

3

конфеты

490 руб за кг

4

Шарики, гирлянды, свечи

220 руб

5

Фрукты

230 руб

6

Мороженое

60 руб за штуку

7

Реквизиты для игр

300 руб

Такие задачи в жизни ребята, наверняка не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться.
Решая подобные задания, у детей развивается способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать.

Слайд (4)

Примеры заданий:

1 Допиши единицы измерений:
площадь школьного пенала прямоугольной формы 180…
длина дорожки 50 ….
площадь кухни 12….
высота окна 145 ….
длина гвоздя 100….
высота дома 16….

рост школьника 1 360 …
2.Задача. «Маша ездит в школу на автобусе. От дома до остановки Маша идет 5 мин, едет в автобусе 10 мин и еще 7 минут идет с остановки до школы. Сколько времени нужно Маше, чтобы добраться до школы?».Детям на дом дается задание: узнать, сколько времени у Вас занимает дорога до школы, до ближайшего магазина, кинотеатра и т.п. Так дети учатся правильно высчитывать нужное для чего-либо время.

3. Задача. В бутылке лимонада 1 литр. На скольких человек хватит этой газировки, если каждый выпьет по 200 граммовому стакану.

4. Задача. «Аркадий Тихонович на даче решил поменять плинтус в комнате на полу. Сколько штук плинтуса ему надо купить, если каждый плинтус имеет длину 2 м. При этом длина комнаты 6 м, а ширина 4 м?».

5. Задача. В коробке 5 рядов по 4 конфеты в каждом. Сколько всего конфет в коробке? У меня завтра день рождения, будет 16 человек. Хватит ли одной коробки конфет на всех?

6. Задача.Лена и Маша готовили сообщение по окружающему миру. Лена набрала на компьютере 6 строк по 30 символов в строке, а Маша – 5 строк по 40 символов. Чьё сообщение длиннее? На сколько символов?

7. Задача. На компакт-диске записано 60 минут музыки. При использовании новой технологии на диск можно записать в 7 раз больше информации. Сколько минут будет звучать новый диск?

«Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:

1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;

2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;
3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения. ФГОС утверждают, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

а) «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

б) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно -практических задач».
Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием “математической компетентности”. Математическая компетентность определяется как “сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека”, которые обеспечивают решение разных проблем, нуждающихся в применении математики.
Инструментами формирования математической грамотности могут служить: – технология проблемного обучения, которая развивает у учащихся находчивость, сообразительность, способность находить нестандартные решения; – технология проектов, которая позволяет учащимся ориентироваться в разнообразных ситуациях; – игровые технологии, позволяющие поддерживать интерес младших школьников к урокам математики.

Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.


 

Статья по теме: « Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

Статья по теме: « Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

Предлагаются разные наборы напитков, сладостей

Предлагаются разные наборы напитков, сладостей

Задача. В бутылке лимонада 1 литр

Задача. В бутылке лимонада 1 литр

Инструментами формирования математической грамотности могут служить: – технология проблемного обучения, которая развивает у учащихся находчивость, сообразительность, способность находить нестандартные решения; – технология проектов, которая позволяет…

Инструментами формирования математической грамотности могут служить: – технология проблемного обучения, которая развивает у учащихся находчивость, сообразительность, способность находить нестандартные решения; – технология проектов, которая позволяет…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2023