Математическая
грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности
трактуется как:
а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной
жизни; (Для чего, где может пригодиться, где воспользуемся полученными
знаниями)
б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских)
ситуациях: Рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала
ит.д. находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей
действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);
Главное, чтобы эти задания были связаны с жизненной ситуацией.
Слайд (2)
Например, в 4 классе, когда освоены математические действия с многозначными числами, ребятам предлагается выполнять расчеты: сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчиков и цена киловатта электроэнергии).
1квт= 1руб 90 коп |
итог |
|
сентябрь |
123 квт |
? |
октябрь |
246 квт |
? |
ноябрь |
312 квт |
? |
В какой месяц семья заплатит больше денег за электроэнергию?
Как вы думаете почему оплата за энергию разная?
На сколько больше рублей заплатит семья в ноябре, чем в сентябре?
Можно ли электроэнергию экономить? Как?
Слайд (3)
Или предложена задача: В семье нужно отметить день рождения младшей сестренки, которой исполнится 6 лет. Нужно вместе с родителями договориться, сколько нужно купить продуктов и украшений. Предлагаются разные наборы напитков, сладостей. Но есть ограничение: можно истрать 1500 рублей.
товар |
цена |
|
1 |
торт |
370 руб |
2 |
напитки |
40 руб за бутылку |
3 |
конфеты |
490 руб за кг |
4 |
Шарики, гирлянды, свечи |
220 руб |
5 |
Фрукты |
230 руб |
6 |
Мороженое |
60 руб за штуку |
7 |
Реквизиты для игр |
300 руб |
Такие
задачи в жизни ребята, наверняка не решали, ведь подобные задачи в жизни решают
родители, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут
воспользоваться.
Решая подобные задания, у детей развивается способность различать
математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические
отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается,
расходуется), сравнивать, классифицировать.
Слайд (4)
Примеры заданий:
1 Допиши единицы измерений:
площадь школьного пенала прямоугольной формы 180…
длина дорожки 50 ….
площадь кухни 12….
высота окна 145 ….
длина гвоздя 100….
высота дома 16….
рост
школьника 1 360 …
2.Задача. «Маша ездит в школу на автобусе. От дома до остановки Маша идет 5
мин, едет в автобусе 10 мин и еще 7 минут идет с остановки до школы. Сколько
времени нужно Маше, чтобы добраться до школы?».Детям на дом дается
задание: узнать, сколько времени у Вас занимает дорога до школы, до ближайшего
магазина, кинотеатра и т.п. Так дети учатся правильно высчитывать нужное для
чего-либо время.
3. Задача. В бутылке лимонада 1 литр. На скольких человек хватит этой газировки, если каждый выпьет по 200 граммовому стакану.
4. Задача. «Аркадий Тихонович на даче решил поменять плинтус в комнате на полу. Сколько штук плинтуса ему надо купить, если каждый плинтус имеет длину 2 м. При этом длина комнаты 6 м, а ширина 4 м?».
5. Задача. В коробке 5 рядов по 4 конфеты в каждом. Сколько всего конфет в коробке? У меня завтра день рождения, будет 16 человек. Хватит ли одной коробки конфет на всех?
6. Задача.Лена и Маша готовили сообщение по окружающему миру. Лена набрала на компьютере 6 строк по 30 символов в строке, а Маша – 5 строк по 40 символов. Чьё сообщение длиннее? На сколько символов?
7. Задача. На компакт-диске записано 60 минут музыки. При использовании новой технологии на диск можно записать в 7 раз больше информации. Сколько минут будет звучать новый диск?
«Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:
1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;
2
группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал
из разных областей математики;
3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему,
решаемую средствами математики, построить модель решения. ФГОС утверждают, что
предметные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования должны отражать:
а) «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
б) приобретение начального
опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно
-практических задач».
Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием
“математической компетентности”. Математическая компетентность определяется как
“сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека”,
которые обеспечивают решение разных проблем, нуждающихся в применении
математики.
Инструментами формирования математической грамотности могут служить: –
технология проблемного обучения, которая развивает у учащихся находчивость,
сообразительность, способность находить нестандартные решения; – технология
проектов, которая позволяет учащимся ориентироваться в разнообразных ситуациях;
– игровые технологии, позволяющие поддерживать интерес младших школьников к
урокам математики.
Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.