Статья "Профессиограмма учителя физической культуры"
Оценка 4.8

Статья "Профессиограмма учителя физической культуры"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
физическая культура
Взрослым
01.02.2023
Статья "Профессиограмма учителя физической культуры"
Профессиограмма учителя физической культуры содержит не только общее, что типично для педагогической профессии вообще, но и, то особенное, что характерно только для деятельности учителя физкультуры. Она содержит характеристику основных педагогических функций учителя физической культуры, его личностных качеств, общепедагогических и профессионально- методических умений, обеспечивающих реализацию этих функций. Профессиограмма учителя физкультуры - перечень требований, предъявляемых к его личности, способностям, мастерству и психолого-физическим возможностям.
Профессиограмма учителя физической культуры.docx

Профессиограмма учителя физической культуры

 

Цель работы: выработка у учащихся ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к высоким общественным и национальным ценностям, воспитанию здорового образа жизни и культуры поведения.

 

1. Общие сведения о профессии.

Краткая история возникновения профессии: Профессия учителя является одной из древнейших. Именно благодаря специально организованной педагогической деятельности овладевают всеми другими профессиями. Необходимость передачи накопленного общественного опыта новым поколениям, подготовка их к жизни и труду обусловила выделение обучения и воспитания в самостоятельную общественную функцию.

Первые школы возникли в странах Древнего Востока в период формирования рабовладельческого общества. В Древнем Шумере, Вавилоне, Египте, Ассирии, Финикии учителями были преимущественно жрецы, составлявшие привилегированную касту. Знания они передавали от родителей к детям, но существовали и школы жрецов при храмах и в больших городах. Социальный статус учителя был очень высоким.

В средние века учителями были, как правило, духовные особы (священники, монахи). Поведение, статус, способы работы, обязанности учителя диктовались религиозными канонами. Несколько позже в городах обязанности учителя могли выполнять и наемные лица. В средневековых городских школах, университетах педагогами все чаще становились люди, получавшие специальное образование.

Обязанности учителей в Киевской Руси совпадали с обязанностями родителей. Здесь их называли мастерами, проявляя уважение к личности наставника, а мастеров-ремесленников, передавших свой опыт, – учителями.

В период капитализма профессия учителя приобретала массовость, увеличивалось количество частных учителей. В процессе формирования первых буржуазных стран появился опыт специального педагогического образования. В законодательных актах государство уже чётко формулировало свои требования к учителям. Они становились штатными работниками в многочисленных школах и училищах разных типов. В ХVII-XIX вв. в дворянских и буржуазных семьях обучали и воспитывали детей домашние наставники и учителя (гувернёры).

Деятельность современного учителя включает обучение и воспитание учащихся в школе и других типах учебно-воспитательных учреждений, классное руководство, проведение внеклассной работы, связь с родителями, пропаганду педагогических знаний среди населения и т.д.

Связь со следующими профессиями: тренер, учитель валеологии, учитель основ здоровья, учитель безопасности жизнедеятельности и т.д.

Профессиональная область: педагогика, спорт.

Перспективы развития: завуч школы, директор школы, преподаватель в вузе, тренер.

Профессию можно получить в: педагогических университетах и университетах физической культуры.

Основные учебные предметы: физиология человека и спорта, гимнастика, атлетика, история физической культуры, основы здорового образа жизни, методика физического воспитания, физическая реабилитация, здоровьесберегающая деятельность учителя, анатомия, спортивные игры, адаптивное физическое воспитание, оздоровительный фитнес, аутогенная тренировка, педмастерство, основы самозащиты и т.д.

Основное содержание функциональных обязанностей:

Ø  планирование процесса физического воспитания, в том числе планирование отдельных уроков (занятий);

Ø  планирование, организация и проведение (участие) различных физкультурных мероприятий;

Ø  проведение уроков физической культуры, внеурочных и внешкольных мероприятий;

Ø  разработка комплексов физических упражнений;

Ø  осуществление в процессе физического воспитания воспитательной работы;

Ø  контроль за уровнем здоровья и физической подготовки учащихся;

Ø  пропаганда здорового образа жизни;

Ø  повышение собственного профессионального уровня, обобщение и внедрение передового опыта работы.

 

2. Условия труда: психическая напряженность, физическая нагрузка и факторы, связанные с проведением занятий на воздухе.

По классификации, принятой в психологии труда, работу учителя физической культуры можно отнести к четвертой группе психической напряженности по основным характеристикам деятельности.

 

3. Социально-психологические факторы деятельности:

Межличностное взаимодействие: постоянное взаимодействие с учащимися, педагогическим коллективом учебного заведения и администрацией.

Мотивационные аспекты деятельности:

Ø  положительное отношение к такому виду деятельности как управление педагогическим процессом;

Ø  потребность успешно решать учебно-воспитательные задачи, интерес к процессу их решения;

Ø  стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;

Ø  потребность в самоуправлении, стремлении самостоятельно ставить и достигать целей профессионально-творческой деятельности;

Ø  стремление к волевому напряжению при достижении этих целей;

Ø  комплекс представлений о себе как профессионале.

 

4. Содержание деятельности:

Основные задачи:

Ø  организация занятия с отстающими, ослабленными и имеющими отклонения от нормального состояния здоровья;

Ø   делать уроки привлекательными, чтобы стимулировать самосовершенствование учащихся;

Ø   увязать интересы родителей и детей по вопросам физического воспитания;

Ø   использование различных форм внеурочных занятий;

Ø   работа с одаренными детьми, стремящимися к спортивному совершенству;

Ø   создание надлежащей материальной базы;

Ø   вовлечение в физическое воспитание весь педагогический коллектив, медицинских работников и общественные организации, актив.

Профессиональные знания:

Ø  хорошо знать особенности учащихся, представлять степень их готовности к овладению программным материалом;

Ø  отбирать материал так, чтобы он вызвал у учащихся интерес, активность и потребность в самостоятельном овладении физическими упражнениями;

Ø  выделить систему двигательных умений, навыков, качеств, которые будут основой овладения программным материалом;

Ø  определить круг знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть слабые, средние и сильные учащиеся.

 

5. Динамика психического состояния работника в процессе деятельности:

На уроках физкультуры (особенно в младших классах) присутствует шум от криков детей (во время эстафет, подвижных и спортивных игр), отличается прерывистостью звуков и высокими тонами, вызывая у учителя физической культуры психическое утомление.

Дополнительными факторами психического напряжения учителя являются также необходимость переключения с одной возрастной группы на другую, большую нагрузку на речевой аппарат и голосовые связи.

Особенностью условий деятельности учителя физической культуры является необходимость показывать физические упражнения и страховать учащихся при выполнении ими физических упражнений, а также передвигаться вместе с учениками при занятиях на воздухе, в походах и т.д. Это создает большую физическую нагрузку для учителя физической культуры. Следует учесть и то, что он почти весь день находится на ногах, в передвижении, что создает нагрузку на разгибатели ног и спины. Учитывая, что физические кондиции с возрастом ухудшаются, становится очевидным, что испытываемая учителями физического воспитания на уроках физкультуры физическая нагрузка становится одним из факторов, затрудняющих осуществление педагогической деятельности. Особенно это относится к учителям-женщинам, уровень физических возможностей которых меньше, чем учителей-мужчин.

Потеря с возрастом физических кондиций заставляет учителя при показе упражнения чрезмерно напрягаться, вследствие чего страдает эстетическая сторона показываемого упражнения, лёгкость и непринуждённость его выполнения. А это чревато негативными педагогическими последствиями, поскольку учитель является для ребёнка эталоном силы, ловкости, выносливости.

 

6. Психограмма: чувство ответственности, гуманизм, вежливость, честность, требовательность, оптимизм, выдержка, (самовладение), настойчивость, терпение, требовательность, решительность, смелость, общительность, вежливость, доброжелательность и т.д.


 

7.

Профессиограмма учителя физической культуры

Профессиограмма учителя физической культуры

Перспективы развития: за в уч школы, директор школы, преподаватель в вузе, тренер

Перспективы развития: за в уч школы, директор школы, преподаватель в вузе, тренер

Содержание деятельности: Основные задачи: Ø организация занятия с отстающими, ослабленными и имеющими отклонения от нормального состояния здоровья; Ø  делать уроки привлекательными, чтобы стимулировать самосовершенствование…

Содержание деятельности: Основные задачи: Ø организация занятия с отстающими, ослабленными и имеющими отклонения от нормального состояния здоровья; Ø  делать уроки привлекательными, чтобы стимулировать самосовершенствование…

Потеря с возрастом физических кондиций заставляет учителя при показе упражнения чрезмерно напрягаться, вследствие чего страдает эстетическая сторона показываемого упражнения, лёгкость и непринуждённость его выполнения

Потеря с возрастом физических кондиций заставляет учителя при показе упражнения чрезмерно напрягаться, вследствие чего страдает эстетическая сторона показываемого упражнения, лёгкость и непринуждённость его выполнения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2023