Профессиограмма учителя физической культуры
Цель работы: выработка у учащихся ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к высоким общественным и национальным ценностям, воспитанию здорового образа жизни и культуры поведения.
1. Общие сведения о профессии.
Краткая история возникновения профессии: Профессия учителя является одной из древнейших. Именно благодаря специально организованной педагогической деятельности овладевают всеми другими профессиями. Необходимость передачи накопленного общественного опыта новым поколениям, подготовка их к жизни и труду обусловила выделение обучения и воспитания в самостоятельную общественную функцию.
Первые школы возникли в странах Древнего Востока в период формирования рабовладельческого общества. В Древнем Шумере, Вавилоне, Египте, Ассирии, Финикии учителями были преимущественно жрецы, составлявшие привилегированную касту. Знания они передавали от родителей к детям, но существовали и школы жрецов при храмах и в больших городах. Социальный статус учителя был очень высоким.
В средние века учителями были, как правило, духовные особы (священники, монахи). Поведение, статус, способы работы, обязанности учителя диктовались религиозными канонами. Несколько позже в городах обязанности учителя могли выполнять и наемные лица. В средневековых городских школах, университетах педагогами все чаще становились люди, получавшие специальное образование.
Обязанности учителей в Киевской Руси совпадали с обязанностями родителей. Здесь их называли мастерами, проявляя уважение к личности наставника, а мастеров-ремесленников, передавших свой опыт, – учителями.
В период капитализма профессия учителя приобретала массовость, увеличивалось количество частных учителей. В процессе формирования первых буржуазных стран появился опыт специального педагогического образования. В законодательных актах государство уже чётко формулировало свои требования к учителям. Они становились штатными работниками в многочисленных школах и училищах разных типов. В ХVII-XIX вв. в дворянских и буржуазных семьях обучали и воспитывали детей домашние наставники и учителя (гувернёры).
Деятельность современного учителя включает обучение и воспитание учащихся в школе и других типах учебно-воспитательных учреждений, классное руководство, проведение внеклассной работы, связь с родителями, пропаганду педагогических знаний среди населения и т.д.
Связь со следующими профессиями: тренер, учитель валеологии, учитель основ здоровья, учитель безопасности жизнедеятельности и т.д.
Профессиональная область: педагогика, спорт.
Перспективы развития: завуч школы, директор школы, преподаватель в вузе, тренер.
Профессию можно получить в: педагогических университетах и университетах физической культуры.
Основные учебные предметы: физиология человека и спорта, гимнастика, атлетика, история физической культуры, основы здорового образа жизни, методика физического воспитания, физическая реабилитация, здоровьесберегающая деятельность учителя, анатомия, спортивные игры, адаптивное физическое воспитание, оздоровительный фитнес, аутогенная тренировка, педмастерство, основы самозащиты и т.д.
Основное содержание функциональных обязанностей:
Ø планирование процесса физического воспитания, в том числе планирование отдельных уроков (занятий);
Ø планирование, организация и проведение (участие) различных физкультурных мероприятий;
Ø проведение уроков физической культуры, внеурочных и внешкольных мероприятий;
Ø разработка комплексов физических упражнений;
Ø осуществление в процессе физического воспитания воспитательной работы;
Ø контроль за уровнем здоровья и физической подготовки учащихся;
Ø пропаганда здорового образа жизни;
Ø повышение собственного профессионального уровня, обобщение и внедрение передового опыта работы.
2. Условия труда: психическая напряженность, физическая нагрузка и факторы, связанные с проведением занятий на воздухе.
По классификации, принятой в психологии труда, работу учителя физической культуры можно отнести к четвертой группе психической напряженности по основным характеристикам деятельности.
3. Социально-психологические факторы деятельности:
Межличностное взаимодействие: постоянное взаимодействие с учащимися, педагогическим коллективом учебного заведения и администрацией.
Мотивационные аспекты деятельности:
Ø положительное отношение к такому виду деятельности как управление педагогическим процессом;
Ø потребность успешно решать учебно-воспитательные задачи, интерес к процессу их решения;
Ø стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;
Ø потребность в самоуправлении, стремлении самостоятельно ставить и достигать целей профессионально-творческой деятельности;
Ø стремление к волевому напряжению при достижении этих целей;
Ø комплекс представлений о себе как профессионале.
4. Содержание деятельности:
Основные задачи:
Ø организация занятия с отстающими, ослабленными и имеющими отклонения от нормального состояния здоровья;
Ø делать уроки привлекательными, чтобы стимулировать самосовершенствование учащихся;
Ø увязать интересы родителей и детей по вопросам физического воспитания;
Ø использование различных форм внеурочных занятий;
Ø работа с одаренными детьми, стремящимися к спортивному совершенству;
Ø создание надлежащей материальной базы;
Ø вовлечение в физическое воспитание весь педагогический коллектив, медицинских работников и общественные организации, актив.
Профессиональные знания:
Ø хорошо знать особенности учащихся, представлять степень их готовности к овладению программным материалом;
Ø отбирать материал так, чтобы он вызвал у учащихся интерес, активность и потребность в самостоятельном овладении физическими упражнениями;
Ø выделить систему двигательных умений, навыков, качеств, которые будут основой овладения программным материалом;
Ø определить круг знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть слабые, средние и сильные учащиеся.
5. Динамика психического состояния работника в процессе деятельности:
На уроках физкультуры (особенно в младших классах) присутствует шум от криков детей (во время эстафет, подвижных и спортивных игр), отличается прерывистостью звуков и высокими тонами, вызывая у учителя физической культуры психическое утомление.
Дополнительными факторами психического напряжения учителя являются также необходимость переключения с одной возрастной группы на другую, большую нагрузку на речевой аппарат и голосовые связи.
Особенностью условий деятельности учителя физической культуры является необходимость показывать физические упражнения и страховать учащихся при выполнении ими физических упражнений, а также передвигаться вместе с учениками при занятиях на воздухе, в походах и т.д. Это создает большую физическую нагрузку для учителя физической культуры. Следует учесть и то, что он почти весь день находится на ногах, в передвижении, что создает нагрузку на разгибатели ног и спины. Учитывая, что физические кондиции с возрастом ухудшаются, становится очевидным, что испытываемая учителями физического воспитания на уроках физкультуры физическая нагрузка становится одним из факторов, затрудняющих осуществление педагогической деятельности. Особенно это относится к учителям-женщинам, уровень физических возможностей которых меньше, чем учителей-мужчин.
Потеря с возрастом физических кондиций заставляет учителя при показе упражнения чрезмерно напрягаться, вследствие чего страдает эстетическая сторона показываемого упражнения, лёгкость и непринуждённость его выполнения. А это чревато негативными педагогическими последствиями, поскольку учитель является для ребёнка эталоном силы, ловкости, выносливости.
6. Психограмма: чувство ответственности, гуманизм, вежливость, честность, требовательность, оптимизм, выдержка, (самовладение), настойчивость, терпение, требовательность, решительность, смелость, общительность, вежливость, доброжелательность и т.д.
7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.