Статья: «Профессиональная компетентность современного учителя обществознания»
Оценка 4.8

Статья: «Профессиональная компетентность современного учителя обществознания»

Оценка 4.8
docx
14.02.2024
Статья: «Профессиональная компетентность современного учителя обществознания»
«Профессиональная компетентность современного учителя истории и обществознания».docx

 

«Качество системы образования не может быть

выше качества работающих в ней учителей»

М. Барбер

 

 

«Профессиональная компетентность современного учителя обществознания»

Актуальность моего исследования заключается в том, что основным направлением современной школы считается развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний.

Цель исследования выявить те необходимые компетенции, которые необходимы современному учителю истории и обществознания.

В современных условиях развития образования, в связи с переходом к новымгосударственным стандартам, перед российскими преподавателями истории и обществознания стоит задача создать условия для становления и развития такой системы школьного исторического образования, которая в полной мере способствует социализации учащихся.

Целями современного образования являются те личные, гражданские и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник. Огромная роль в достижении этих целей принадлежит школьному историческому образованию.

Главная особенность исторического образования состоит в его влиянии на формирование мировоззрения, воспитания гражданско-патриотических качеств молодёжи. Исходя из этого, преподавание истории и обществознания в школе нацелено на то, чтобы помочь молодому человеку понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское, культурное и конфессиональное сообщество.

Результатом изучения истории должны стать не просто знание исторических фактов, а способность продуктивно использовать полученные знания в решении профессиональных задач и социальных проблем. Поэтому педагогам необходимо ориентироваться на формирование системы практико-ориентированных навыков и умений учащихся, которые одинаково востребованы как в школе, так и в вузе.

Какая роль в этом процессе отводится учителю? Учитель является главным субъектом или, точнее, инструментом педагогической деятельности, а любой инструмент нуждается в совершенствовании, поскольку, чем он лучше, тем эффективнее делаемая с его помощью деятельность. Главное в этом процессе - понимание и осознание того, что нужно сформировать новые основы педагогического менталитета. В целом же речь идёт о необходимости развития личности учителя, его ценностных ориентаций, разработки новых подходов к формированию профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность - это способность педагога быстро решать возникающие проблемы на основе своих знаний и опыта. Большая роль здесь отводится и личностным качествам учителя, его ценностным ориентациям.

Модель профессиональной компетентности учителя истории и обществознания можно условно разделить на три важнейших составляющих:

 

 

 

Организационная диаграмма

 

 

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПАРАДИГМА

 

1. Владение комплексом психологических знаний о человеке и умение их применять на практике. Каждый учитель должен быть хорошим психологом. Ведь без знаний и учёта возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся трудно выстроить учебно-воспитательный процесс, сделать его эффективным. Действительно, школа является учреждением, в котором в результате коллективного труда педагогов формируется и развивается личность ученика, поэтому преподавание должно быть сориентировано на человека, носить гуманистический характер.

2. Личностная ориентация процесса преподавания. Она включает в себя учёт жизненных и познавательных проблем, потребностей, интересов конкретных учащихся, а также их социальный опыт. Учитель рассматривает ребёнка не только как ученика, через призму его успеваемости («двоечник», «троечник»), а как личность во всём многоцветии её качеств и проявлений. В ребёнке нас должно интересовать всё: его учёба, развитие, интересы, окружение.

Учитель - это не передатчик информации, а организатор процесса учения, он не к детям идёт с предметом, а вместе с ними двигается к нему, учитывая особенности развития каждого ребёнка, направление способностей и устремлений на основе сотрудничества с ним.

Мы осуществляем свою учебно-воспитательную работу не в безвоздушном пространстве, а во вполне конкретных и реальных взаимодействиях со своими подопечными, а это значит, что чем более качественными будут наши взаимоотношенияи общение с учащимися, тем эффективней и результативней окажется и сам по себе педагогический процесс.

3.Системный взгляд, гуманитарный стиль мышления, характеризующиеся такими свойствами, как целостность, образность, диалоговость, критичность. Системный взгляд на мир предполагает и умение структурировать педагогические явления, деятельность. Учитель благодаря сформированности этого умения может разрабатывать авторские программы, а также наиболее полно и всесторонне оценивать результаты своей профессиональной деятельности. Он сам анализирует свою деятельность и на основе этого оптимизирует учебный процесс, создаёт все необходимые условия для повышения его эффективности.

4.Ориентация учителя в области своего предмета создаёт условия для наиболее оптимального отбора исторической информации. Учителю истории постоянно приходится сталкиваться с множеством подходов и точек зрения. Его главная задача - выбрать среди этого изобилия только те факты, те точки зрения и подходы к историческим событиям, которые наиболее полно раскрывают их сущность.

5. Владение педагогическими технологиями является важным показателем профессиональной компетентности учителя истории и обществознания. Учитель в современных условиях должен стремиться к освоению новых путей овладения информацией и способов её передачи учащимся. Исходя их этого, в нашей деятельности должна прослеживаться цель «от компетентного учителя к компетентному ученику», который способен сформировать ключевые и предметные компетенции школьников при изучении истории и обществознания, через применение новых педагогических технологии.

6. Способность к творчеству и креативному мышлению. Если учитель относится к своей работе не творчески, у него постепенно вырабатывается «реакция на монотонность». Это очень опасное явление, делающее труд постылым и неинтересным. На фоне этого может возникнуть эффект «профессионального выгорания». Для того, чтобы избежать этого, нужно стремиться к использованию разнообразных методов и приёмов работы, освоению новых педагогических технологий. Для успешного практического претворения этих идей в жизнь учителю необходимо ориентироваться на принцип постоянного обновления, в основе которого лежат его способности к смелым, решительным, педагогически целесообразным переменам. Практика показывает, что успех редко приходит к тому, кто делает своё дело без удовольствия. Педагогическая работа всегда должна гармонично совмещаться с творческим поиском.

Несколько примеров из личной педагогической деятельности, которые не позволяют мне вырабатывать «реакцию на монотонность»: например, мною был проведен урок-путешествие по истории в 5 классе по теме: «Древний Египет», где использовалась игровая технология, так как в этом возрасте игровая деятельность у ребят занимает не маловажное место. В старших класса это также ролевые игры «Азбука права», «Человек и закон» (демонстрировался на Дне правовых знаний 20.10.2016), «Юридическая консультация» с помощью этих игр, ребята способны примерять различные роли, а мне как учителю  помогает эти технологии закрепить материал и таким образом разнообразить учебный процесс.

Нельзя оставлять без внимания проектную (исследовательскую) деятельность в изучении истории и обществознания, проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащихся. Сейчас мои ученики работают над проектами: 5-а класс «Загадки Древнего Египта»; 6-б «Моя родословная»; музейный актив работает над проектом «это мы, это про нас…» (книгапамяти)-это проект отправлен на городской тур и на областной. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения системности и снижает уровень обучения. Во всем должна быть мера.

 

БЛОК №2. ЗНАНИЕВАЯ ПАРАДИГМА

Смысл своей профессиональной деятельности учитель истории и обществознания должен в первую очередь видеть в том, чему нужно научить ребят. Мы должны ориентироваться на формирование знаний, умений и навыков, которые будут востребованы на ЕГЭ.

Здесь на первый план выходит главная задача, стоящая перед системой российского образования, - дальнейшее совершенствование формы аттестации в виде ЕГЭ. Необходимо обратить внимание на в несение изменении в  структуру и содержание ЕГЭ. Хотелось бы, чтобы задания ЕГЭ отличались многообразием, многоплановостью, а главное, чтобы они позволяли учащимся не только продемонстрировать свои знания по предмету, но и свой интеллектуальный уровень, умение самостоятельно работать.

Если раньше выпускник мог рассказывать теоретический материл по предмету, высказывая при этом собственную точку зрения  по проблеме, или провести рассуждение по тому или иному вопросу, то  сейчас из нескольких вариантов ответов необходимо выбрать один верный. такой метод сужает возможности мыслить широко.

БЛОК №3. ЦЕННОСТНАЯ ПАРАДИГМА

 содержит в себе собственная система ценностей и гражданская позиция.

А)Ценности:

-представление об идеалах, духовных и нравственных ценностях;

-понимание цели деятельности по формированию и развитию личности ученика;

- подход к пониманию личности ученика как активного участника педагогического процесса;

-взгляд на роль учителя как организатора процесса учения;

-представление об отношениях с учеником как отношения сотрудничества;

-взгляд на урок как на инструмент формирования и развития личности ученика;

- взгляд на воспитание как на организацию деятельности учащихся, в которой проявляется их активное отношение к окружающей действительности.

Б)Гражданская позиция:

- формирование правового сознания;

- инициативность;

- умение разбираться в гражданско –правовой сфере;

- гражданская ответственность;

- толерантность

-информированность

В завершении необходимо отметить, что профессиональная компетентность складывается в процессе преподавательской деятельности и накопления социального опыта учителя истории и обществознания. Будучи категорией мобильной профессиональная компетентность должна постоянно корректироваться, наполняться новым содержанием.


 

Скачано с www.znanio.ru

Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей»

Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей»

Модель профессиональной компетентности учителя истории и обществознания можно условно разделить на три важнейших составляющих:

Модель профессиональной компетентности учителя истории и обществознания можно условно разделить на три важнейших составляющих:

Системный взгляд, гуманитарный стиль мышления, характеризующиеся такими свойствами, как целостность, образность, диалоговость, критичность

Системный взгляд, гуманитарный стиль мышления, характеризующиеся такими свойствами, как целостность, образность, диалоговость, критичность

Нельзя оставлять без внимания проектную (исследовательскую) деятельность в изучении истории и обществознания, проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащихся

Нельзя оставлять без внимания проектную (исследовательскую) деятельность в изучении истории и обществознания, проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащихся

Б)Гражданская позиция : - формирование правового сознания; - инициативность; - умение разбираться в гражданско –правовой сфере; - гражданская ответственность ; - толерантность -информированность

Б)Гражданская позиция : - формирование правового сознания; - инициативность; - умение разбираться в гражданско –правовой сфере; - гражданская ответственность ; - толерантность -информированность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2024