Статья "Родительское просвещение в новых социально-образовательных условиях"

  • docx
  • 22.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья Моисеева.docx

РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

 

Моисеева Раиса Ивановна

учитель начальных классов,

педагог-психолог

ОГБОУ «Школа-интернат для

обучающихся с нарушениями слуха»

 

Дети – самое дорогое, что у нас есть. Смешные и серьёзные, весёлые и озорные – они центр Вселенной, а главная наша задача – сделать детей счастливыми в настоящем и помочь состояться в будущем.

Воспитание – очень лёгкое дело, воспитание – счастливое дело, никакая работа по своей лёгкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может сравниться с работой воспитания, считал А. Макаренко . В своё время А.С. Макаренко указывал: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания» /соч. - т. IV – c. 504/.

Семья для ребёнка – это духовный центр, его ценности, устои, отношения, уклад. Родители являются первыми педагогами. Они закладывают основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности, а мы – педагоги помогаем им посредством активных форм взаимодействия, сотрудничества.

При поступлении в первый класс, препятствием к обучению и воспитанию ребёнка с нарушениями слуха является первичное нарушение – сенсоневральная тугоухость (СНТ) разной степени или глухота. Вторично страдает речевое развитие, при отсутствии коррекционной работы положение усугубляется, поэтому ребёнку необходимо получать помощь специалиста, активную и действенную поддержку со стороны родителей. «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей» (А.С. Макаренко).

ФГОС НОО ставят перед школой определённые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызывает необходимость применения новых педагогических подходов и технологий – это неотъемлемый атрибут школьной жизни детей. На наш взгляд, одним из возможных путей оптимизации учебно-воспитательного процесса является подключение родителей к участию в организации жизнедеятельности детей. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, в силу своих психофизиологических особенностей младшие школьники с нарушениями слуха далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными в процессе школьной жизнедеятельности.

Во-вторых, сотрудничество, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения – дети длительное время пребывают в условиях образовательной организации.

В-третьих, помощь со стороны семьи, совместная с ней работа обладают огромным развивающим и стимулирующим потенциалом для младших школьников с особенностями в развитии.

Для многих родителей, как показывает практика, не является возможным оказывать полноценную педагогическую и коррекционную помощь детям с особенностями в развитии в процессе обучения и воспитания. Они испытывают значительную нехватку знаний и компетенций в воспитании особенных детей. Решение данной проблемы нам видится в помощи родителям сформировать конструктивный взгляд на развитие педагогической рефлексии. Помочь стать единым целым, большим и сплочённым коллективом. Создать благоприятные условия для воспитания, сопровождения и коррекции нарушений в развитии детей с помощью родителей.

Цель родительского просвещения: организация условий для сплочения родительского сообщества, совместной деятельности по организации жизнедеятельности младших школьников, активному сотрудничеству – педагог-дети-родители.

В школу-интернат для обучающихся с нарушениями слуха, единственную в Томской области, поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и кохлеарной имплантацией. Особенности развития детей заключаются в несформированности языковых средств, отсутствии словарного запаса, снижении объёма запоминания материала, низкой концентрации внимания и др.

Основная задача родительского просвещения – активизировать психолого-педагогический, образовательный, воспитательный, социальный, коррекционный вектор деятельности сотрудничества, характеризующий целенаправленный, общественно значимый аспект взаимодействия.

Образовательная задача заключается  в организации и координировании учебно-образовательной деятельности младших школьников с нарушениями слуха, обеспечивании механизма общего развития, коррекции нарушений в развитии, с привлечением услуг и помощи родителей.

Развивающая задача включает создание оптимальных условий для социально-личностного, познавательного, художественно-театрального, эстетического развития, исследовательских умений при совместной деятельности: педагог-ребёнок-родитель в процессе внеурочной деятельности.

Воспитательная задача базируется на активизации позитивного «Я» образа, на аспектах формирования личной уверенности, коммуникабельности, «командного духа», умении истинно оценивать себя, свои возможности в содружестве и при активной поддержке родителей.

Коррекционная задача направлена на просвещение родителей в направлении сопровождения, на оказание детям регуляционной помощи при выполнении заданий в разных видах деятельности в процессе сотрудничества.

Необходимость и целесообразность сотрудничества и родительского участия в воспитании и образовании детей, в том числе их психолого-педагогического просвещения, заключается в обеспечении  компетентности в вопросах психологии и педагогики, в том числе коррекционной педагогики и психологии.

Дети-инвалиды по слуху нуждаются в особой организации коррекционно-воспитательно-образовательной деятельности, формах, приёмах методах, адекватным их возможностям с обязательным вовлечением родителей в образовательный процесс с целью формирования конструктивного взгляда родителей на развитие и воспитание. Моделирование технологий по сотрудничеству, творческий подход в использовании проектных, инновационных, технологий в собственной практике позволяет максимально продуктивно, с большей эффективностью использовать богатый инструментарий, представляемый современными педагогическими технологиями, с помощью которых родители вникают в суть воспитательно-образовательных направлений.

1.            Развитие критического мышления (РКМ) через консультации, беседы, тренинги, круглые столы. РКМ сопровождается мотивационными приёмами, осмыслением и рефлексией собственной деятельности по воспитанию детей, формированием конструктивного взгляда родителей на решение семейных проблем.

2.            Интегративный подход в обучении особенных детей с использованием принципа междисциплинарной взаимосвязи  обеспечивает практическую направленность и индивидуализацию образования детей с нарушениями слуха, формирует и развивает познавательные интересы, творческие способности, регулятивные функции, навыки самообразования, педагогическую рефлексию родителей.

3.            Погружение в деятельность посредством видеоматериалов формирует серьёзное отношение у родителей к своим функциональным обязанностям, вырабатывает чувство уверенности – «Я могу с этим справиться!». Позволяет каждому родителю «шлифовать» свои знания, умения, навыки.

4.            Здоровьесберегающие технологии (ЗСТ) формируют плодотворное видение родителей на решение проблем по охране и укреплению здоровья детей, родители понимают, что данные технологии снижают нервно-физическое напряжение, снимают психологическую нагрузку, что весьма важно для детей с нарушениями слуха.

5.            Совместная проектная (инновационная) деятельность вовлекает родителей в образовательный процесс, стимулирует к взаимодействию с детьми, ориентирует на совместную деятельностьиндивидуальную, парную, групповую. Что доказывают проекты: «Большая тайна маленького зёрнышка», «Добро живёт рядом», «Дай лапу, друг!» и др.

Практику просвещения родителей организуем через функционирование клуба по взаимодействию педагога, родителей и детей «Семейный мир», где посредством индивидуальных и тематических консультаций, конференций, тренингов, круглых столов, творческой деятельности,  родительских собраний и других видов сотрудничества формируем идею о ребёнке как субъекте учебной деятельности.

Функции клуба по взаимодействию с семьёй направляем на информационную, формирующую, охранно-оздоровительную, контролирующую и бытовую деятельность с нашей стороны, а также правильное понимание родителями непосредственных личных обязанностей по взаимодействию, формированию конструктивного взгляда на решение семейных проблем.

В качестве актуально-активно-деятельной формы выступают родительские собрания, организуемые каждую четверть, где мы представляем отчёт, решаем злободневные вопросы, разъясняем суть функционирования сотрудничества, инициативности и участия родителей в жизнедеятельности детей, их значимости для развития личности.

Собственными силами организовали театральный кружок «Театр – наша жизнь!», привлекаем родителей к участию в театральных постановках. Своё мастерство дети и родители показывают дошкольникам (при школе-интернате функционируют две группы для детей с нарушениями слуха дошкольного возраста), а также демонстрируют на школьной сцене.

Дети под руководством родителей активно участвуют в конкурсах, что даёт возможность продемонстрировать творческие способности, самореализоваться, ощутить дух соревнования, направить энергию детей в творческое русло. За активное участие в образовательной деятельности детей, родители награждены Благодарственными письмами от проекта Мега талант.

Все мероприятия, организованные с привлечением родителей, проводимые с использованием современных технологий, повышают мотивацию и интерес к сотрудничеству, взаимодействию, активизируют к активной помощи, включению в систему воспитания, что способствует высокому качеству образовательного процесса.

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями, родителями, законными представителями является залогом полноценного развития ребёнка.

Таким образом, организация системы родительского просвещения соответствует уставу образовательной организации. Результаты по сотрудничеству и просвещению родителей являются определяющими для выведения и формулирования конкретных критериев.

 

Список литературы

1.            Королёва И.В. Помощь детям с нарушениями слуха. Руководство для родителей и специалистов. Серия: Специальная педагогика. Издательство: КАРО, 2016

2.            Королёва И.В. Янн П.А. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов. Серия: Специальная педагогика. Издательство: КАРО, 2013

3.            https://studfiles.net/preview/2835483/page:3/

4.            https://edu.tatar.ru/almet/dou39/zol-petushok/page1873897.htm

http://logopedkniga.ru/modules/InternetShop/management/storage/images/products/image/220/preview/osn_1_2-2.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru