Статья: Свободные, творческие и выборочные диктанты на уроках русского языка в начальной школе.
Оценка 4.6

Статья: Свободные, творческие и выборочные диктанты на уроках русского языка в начальной школе.

Оценка 4.6
docx
20.06.2024
Статья: Свободные, творческие и выборочные диктанты на уроках русского языка в начальной школе.
Свободные.docx

Свободные, творческие и выборочные диктанты на уроках русского языка в начальной школе

Диктанты являются одним из основных видов орфографических упражнений. По своим целям, характеру, способам они отличаются большим разнообразием, что позволяет использовать их для развития речи учащихся. Творческий, свободный и выборочный диктанты предполагают определённое изменение диктуемого текста.

Свободный диктант представляет собой сочетание диктанта и изложения. При записи диктуемого текста учащиеся изменяют его. Текст диктуется не по предложениям, а по абзацам или группам предложений. Учащиеся могут по своему усмотрению изменять количество слов и предложений, определять порядок слов в предложениях, но должны соблюдать тему и основную мысль высказывания.

При отборе текста необходимо соблюдать определённые требования. Текст должен быть конкретным, доступным для понимания, вызывать эмоциональный отклик. Должен соответствовать определённому типу речи: повествованию, рассуждению или описанию.

Необходимо соблюдать методические рекомендации по проведению свободного диктанта. После первичного прочтения текста проводится анализ заголовка, выделяется тема текста и его основная мысль. После повторного чтения по частям учащиеся записывают текст так, как запомнили.

Достоинством данного вида работы является направленность на обогащение словаря детей, развитие умения пользоваться различными средствами для выражения одной и той же мысли.

Недостатком данного вида работы можно считать избегание учащимися написания орфографически трудных слов.

Творческий диктант может быть двух видов: с дополнением текста, с изменением текста. В первом случае в текст надо вставить слова, словосочетания, предложения, изменить начало или конец текста. Во втором случае слова, словосочетания и предложения надо заменить другими словами, словосочетаниями и предложениями.

Творческие диктанты по картине занимают особое место. Этот вид работы формирует у учащихся коммуникативно-речевые умения, которые помогут в дальнейшем в написании сочинений по картинам. Для этого вида диктанта нужно подобрать такую картину, содержание которой понятно детям. Можно выбрать картину, иллюстрирующую произведение, которое дети изучали на уроках литературного чтения. Текст диктанта должен быть меньше, чем требуется по программе для данного года обучения, поскольку учащиеся должны дополнить текст.

Для творческого диктанта лучше всего подойдут тексты, составленные учителем. Нежелательно использовать тексты из произведений литературы. Это будет приводить к искажению образцов, созданных писателями.

Творческий диктант можно проводить с использованием репродукций картин различных жанров. Если изучается тема «Имя прилагательное», использовать можно пейзаж и натюрморт. Картины со сказочным сюжетом можно использовать при изучении и закреплении знаний о главных членах предложения.

Необходимо учитывать требования к методике проведения творческого диктанта: знакомство с заданием, требующим изменения или дополнения текста; выразительное чтение учителем текста в его первоначальном варианте; составление плана; подбор языковых единиц, с помощью которых изменятся текст; орфографическая подготовка; повторное чтение текста с выделением голосом мест вставок или замен; проверка учащимися написанного текста. Если используется репродукция картины, то в начале урока надо провести рассматривание, беседу по содержанию картины, а потом познакомить учащихся с грамматическим или речевым заданием.

Выборочный диктант — выписывание из предложенного текста отдельных слов, словосочетаний, предложений в соответствии с определённой орфографической, грамматической или речевой задачей. Данный вид работы требует высокого уровня развития анализа, синтеза и классификации. Этот вид работы экономит время и может быть большим по объёму, чем обычный диктант, т.к. анализируется и записывается не весь текст. Выборочный диктант позволяет соединить орфографическую и грамматическую работу с речевой, использовать в тексте более сложные речевые конструкции.

Вариантами выборочного диктанта могут быть такие: выбор отдельных слов (например, слова с определённой орфограммой); запись словосочетаний (например, выписываются словосочетания имён существительных и имён прилагательных в определённом падеже), выбор предложений определённого типа (например, предложения с однородными членами).

Эти диктанты обычно проводят на заключительном этапе изучения орфографической или грамматической темы. На таких уроках можно использовать репродукции картин (если содержание текста связано с ней). Они помогут усваивать слова и словосочетания, которые потом могут быть использованы при написании сочинений по картине.

 

 

Литература

1. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.- М.,1975

2. Львов М.Р. Методика развития младших школьников.-М.,1985

3. Константинова, Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников / Л.Б. Константинова // Начальная школа. – 2000, № 7. – С. 13-14


 

Свободные, творческие и выборочные диктанты на уроках русского языка в начальной школе

Свободные, творческие и выборочные диктанты на уроках русского языка в начальной школе

Вариантами выборочного диктанта могут быть такие: выбор отдельных слов (например, слова с определённой орфограммой); запись словосочетаний (например, выписываются словосочетания имён существительных и имён прилагательных в…

Вариантами выборочного диктанта могут быть такие: выбор отдельных слов (например, слова с определённой орфограммой); запись словосочетаний (например, выписываются словосочетания имён существительных и имён прилагательных в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2024