Статья "ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ Хl КЛАССОВ"
Оценка 5

Статья "ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ Хl КЛАССОВ"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
математика +1
12.05.2020
Статья "ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ Хl КЛАССОВ"
В статье рассматриваются типичные ошибки в употреблении имен числительных в речи учащихся 11-х классов. Анализ результатов проведенного исследования позволяет выявить уровень владения морфологическими нормами литературного языка, в частности нормами употребления в речи имен числительных.
Статья_Александрович М.А..docx

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ Хl КЛАССОВ

Государственное учреждение образования «Старобинская средняя школа Солигорского района»

Автор — Александрович М. А., учитель русского языка и литературы

Аннотация. В статье рассматриваются типичные ошибки в употреблении имен числительных в речи учащихся 11-х классов. Анализ результатов проведенного исследования позволяет выявить уровень владения морфологическими нормами литературного языка, в частности нормами употребления в речи имен числительных.

Введение. В настоящее время, когда постоянно изменяется информационное пространство, совершаются важные открытия  в различных областях человеческого познания, люди постоянно что-то считают, производят числовые измерения. Количество сосчитанных предметов — число — обозначают особым словом — числительным. Если бы их не было, то не придумали бы математику и физику, химию и географию. Поэтому имена числительные — это не просто словесное выражение скучных арифметических значков, а очень важный грамматический разряд, который играет определенную роль в нашей жизни. Так, П. Чесноков утверждает: « Как обойтись бы без числа // Наука точная могла? // Расчет во всяком деле нужен. // Ты и с числительным будь дружен» [1, с. 127].

Имя числительное — это знаменательная часть речи, обозначающая отвлеченные числа или количество предметов и их порядок при счете. Она характеризуется особыми формами склонения и словообразования. Числительные обладают способностью сочетаться в качестве количественного определителя только с именами существительными, образуя с ними синтаксически неразложимые словосочетания, функционирующие как единый член предложения, и неспособностью определяться именами прилагательными: сто, два, двести тридцать пять (тетрадей); третий, тринадцатый, сорок седьмой [2, с. 210]. Несоблюдение определенных правил в употреблении имен числительных в устной и письменной речи носителей языка приводит к нарушению морфологических норм литературного языка, что свидетельствует о недостаточно высоком уровне развития речевой культуры современного человека.

Наибольшее количество затруднений, возникающих при употреблении числительных, связано с образованием форм косвенных падежей, разграничением собственно количественных и собирательных числительных, а также особенностями их употребления в составе словосочетаний [1, с. 125-126]. В связи с этим проблема употребления числительных в коммуникативно-речевой практике людей является актуальной на современном этапе.

Основная часть. В связи со сложностью употребления имен числительных среди учащихся 11-х классов ГУО «Старобинская средняя школа Солигорского района» было проведено исследование. Общее количество участников — 50. С этой целью учащимся были предложены тестовые задания открытого и закрытого типа, направленные на выявление ошибок употребления собирательных числительных, особенностей сочетания существительных с количественными числительными и склонения числительных, различных по значению и структуре (количественных, порядковых, собирательных; сложных, составных).

Цель нашего исследования — проанализировать выполнение учащимися тестовых заданий и выявить типичные ошибки, допущенные ими, тем самым определить уровень развития речевой культуры выпускников. Результаты проведенного исследования отображены в таблице 1.

 

Таблица1 Типичные ошибки в употреблении числительных

 

        Количество ответов

 

Виды ошибок

Количество верных ответов

Количество неверных ответов

Употребление собирательных числительных

 

5 (10 %)

 

45 (90 %)

Сочетание существительных с количественными числительными

 

18 (36 %)

 

22 (64 %)

Особенности склонения числительных, различных по значению и структуре

 

3 (6%)

 

47 (94 %)

 

Анализ результатов данного исследования показал, что наибольшее количество ошибок, связанных с особенностями склонения числительных, допустили 47 человек, что составляет 94 %. В задании было предложено найти грамматические ошибки при склонении числительных, исправить их. Сложность склонения вызвали числительные девяносто, обе, трое, восемьдесят пять, тысяча восемьсот двадцать пять. Известно, что имена числительные отличаются многообразием типов склонения, не имеют единого образца, поэтому определенную часть учебного времени должна занимать работа, связанная с усвоением норм склонения этой части речи.

Большое количество ошибок, у 90 % респондентов, допущено при употреблении собирательных числительных. Например, числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро требуют знания определенных правил согласования с существительными. Это говорит о том, что учащиеся 11-х классов имеют низкий уровень развития практических умений, связанных с нормами употребления собирательных числительных с существительными. Поэтому данный разряд числительных требует особого внимания в изучении.

Только 18 человек, что составляет 36 %, знают основные правила сочетания существительных с  количественными числительными. Последнее комплексное задание позволило выявить уровень владения правилами употребления имен числительных, способность анализировать случаи их нарушения. Это задание выполнили верно 4 человека, что составляет 8 %.

Заключение. Таким образом, анализ результатов проведенного исследования показал, что выпускники недостаточно хорошо владеют морфологическими нормами литературного языка, в частности нормами употребления в речи имен числительных. Низкие показатели дают основания говорить о существующей проблеме в наше время, которая затрагивает будущую профессиональную деятельность, сферу образованности учащихся, их речевую культуру. Полученные данные доказывают также, что  необходимо использовать комплексный подход в решении данной проблемы: следует уделять должное внимание изучению имени числительного в разделе «Морфология» по курсу «Русский язык», приобретать необходимые навыки и умения в процессе самостоятельной работы.

 

Список цитируемых источников

 

1. Рудь, Л. Г. Культура речи: учеб. пособие / Л. Г. Рудь, И. П. Кудреватых, В. Д. Стариченок; под общ. ред. В. Д. Стариченка. — 2-е изд., испр. — Минск: Выш. шк., 2010. — 271 с.

2. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык. / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. — 8-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 448 с.

 


 

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ

С этой целью учащимся были предложены тестовые задания открытого и закрытого типа, направленные на выявление ошибок употребления собирательных числительных, особенностей сочетания существительных с количественными числительными…

С этой целью учащимся были предложены тестовые задания открытого и закрытого типа, направленные на выявление ошибок употребления собирательных числительных, особенностей сочетания существительных с количественными числительными…

Только 18 человек, что составляет 36 %, знают основные правила сочетания существительных с количественными числительными

Только 18 человек, что составляет 36 %, знают основные правила сочетания существительных с количественными числительными
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020