Статья "Трудности адаптации первоклассников к школе"
Оценка 4.8

Статья "Трудности адаптации первоклассников к школе"

Оценка 4.8
docx
07.12.2021
Статья "Трудности адаптации первоклассников к школе"
Взаимовлияние личной тревожности и успешности в различных видах деятельности.docx

ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У РЕБЁНКА

Проявление тревожности является одной из наиболее сложных среди изучаемых в психологической науки. Высокий дизайн в нашей повседневной жизни, беспокойства о своём будущем, неопределённость перед нестабильностью положения в стране постоянно держать в напряжении не только взрослых, но и детей и подростков. Такое напряжения предъявляет повышенные требования к эмоциональной устойчивости ребёнка и зачастую становиться причиной возникновения не только ситуативной тревожности как устойчивой черты личности. Но эта проблема тревожности сравнительно редко встаёт в чистом виде. Обычно она включается в контекст широкого круга вопросов: слабой или неровной, "скучающей" успеваемости ученика (особенно в тех случаях, когда он пишет контрольные работы хуже классных или домашних, и отвечает у доски гораздо слабее, чем с места), повышенной утомляемости при отсутствии для этого объективных медицинских показаний, конфликты со сверстниками и т. д. Не зная причин тревожности в школьном возрасте, происходит с ребёнком, каковы истинные мотивы его поступков и неудач учении и других видов деятельности.

Причинами, вызывающими детскую тревожность, можно назвать:

1.   неправильное воспитание и неблагоприятные отношения с
родителями, особенно с матерью;

2.   следствие симбиотических отношений ребёнка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребёнком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. В результате ребёнок испытывает беспокойство, когда остаётся без матери, легко теряется, волнуется и боится;

3.   тревожность может вызываться болезнью не справиться, сделать не так, как нужно. Она может порождаться страхом отступлением от норм и правил, устанавливаемые взрослыми, и их показанием.  *

По данным Захарова А. И. склонность детей к беспокойству, волнениям обусловлена:

1.  повышенной эмоциональной чувствительностью;

2.  потрясениями и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей;

3.  неразрешимость какой-либо жизненно-важной для ребёнка ситуаций;

4.  блокированием, насущных интересов, потребностей, влечений;

5.  отсутствие внутреннего единства, неуверенностью в своих силах и
возможностях, нерешимостью;

6.  заострённым чувством вины.

Кроме того, в деятельности родителей и педагогов выделяются некоторые психотравмирующие для ребёнка моменты, которые могут способствовать формированию основы для тревожной настороженности:

1. неблагоприятная оценка уровня какого-либо действия ребёнка;

2. при высказывании ребёнку неблагоприятной оценки его деятельности
расширяется объём того, что подвергается этой оценке: при этом переходят на
личность ребёнка;

3.   эмоциональная окраска оценивающего высказывания, которая выражается в укоряющих, показывающих интонацию;

4.   сравнение ребёнка с кем-то другим, кто ему противопоставляется как пример, как образец.

Тревожность ребёнка может вызываться и особенностями взаимодействия учителя с ребёнком, превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности требовании и оценок. И в первом, и во втором случаях ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требования взрослых, не "угодить" им, приступить жёсткие рамки.

Кроме влияния школы, следует также отметить и вклад семейного воспитания (семейных отношений) в развитии детской тревожности. Прихожан А. М. говорит, что в целом тревожность является проявлением неблагополучной личности. В ряде случаев она буквально взращивается в тревожно - пленительный психологической атмосфере семьи, в котором родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству. Ребёнок заражается их настроениями, и принимают нездравую форму регулирования на
внешний мир.

Однако такая неприятная индивидуальная особенность проявляется порой у детей, чьи родители не подвержены мнительности и настроены в целом оптимистично. Такие родители, как правило, хорошо знают, чего они хотят добиться от своих детей. Особое внимание они уделяют дисциплине и познавательным достижением ребёнка. Поэтому перед ним постоянно ставятся разнообразные задачи, которые они должны решать, чтобы оправдать высокие ожидания родителей. Справится со всеми задачами ребёнку не всегда по силам, а это и вызывает недовольство старших. В результате ребёнок оказывается в ситуации постоянного напряжённого ожидания: сумел ли он угодить родителям или допустил какое-то упущение, за которое последует неодобрение и порицания. Ситуация может усугубляться непоследовательностью родительских требований. Если ребёнок не знает наверняка, как будет оценён тот или иной его шаг, но в принципе предвидит неудовольствие, то всё его существования окрашивается напряжённой настороженностью и тревогой.

Среди факторов, обуславливающих тревожность детей, не мало важную роль играют наследственность родителей, требований и разница в стилях воспитания мамы и бабушки.

Многие психологи считают, что тревожность имеет ярко выраженную возвратную специфику, обнаруживающиеся в её источниках, содержании, формах проявления. Для каждого возрастного периода существует определённые области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Эти "возвратные тревожности" являются следствием наиболее значимых социальных потребностей. У детей раннего возраста тревожность поражается разлукой с матерью. В возрасте 6-7 лет главную роль играет адаптация к школе, в подростковом - общение со взрослыми (родителями и учителями), в ранней юности - отношение к будущему и проблемы, связанные с отношениями полов.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, особой чувствительностью. Тревожные дети не редко имеют низкую самооценку, в связи, с чем у них возникают ожидания неблагополучия со стороны окружающих, очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.

Таким образом, поведения тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

Особенно остро проблема тревожности, нервно-психического напряжения неблагоприятных эмоциональных состояний стоит в условиях современной школы. Данные статистики за последние годы свидетельствуют, что от 73 до 89 % учащихся испытывают психологический дискомфорт в школьной среде. Школьные психологи на практики часто сталкиваются с ростом расстройств личности школьника, повышенной утомляемостью, снижением уровня успеваемости, агрессивным поведением подростков. Учителя зачастую видят в этих явлениях лишь внешнею сторону и не стараются разобраться в причинах.

Кроме того, сами учителя не редко усугубляют положения, увеличивая пресс требований, порой противоречивых, невыполнение которых влечёт за собой сильные переживания в душе ребёнка, "внутреннее наказания". С этим тесно связана проблема перегрузки в школе. Проблеме тревожности посвящено значительное количество исследований.


 

ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ

ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ

Кроме того, в деятельности родителей и педагогов выделяются некоторые психотравмирующие для ребёнка моменты, которые могут способствовать формированию основы для тревожной настороженности: 1

Кроме того, в деятельности родителей и педагогов выделяются некоторые психотравмирующие для ребёнка моменты, которые могут способствовать формированию основы для тревожной настороженности: 1

Ребёнок заражается их настроениями, и принимают нездравую форму регулирования на внешний мир

Ребёнок заражается их настроениями, и принимают нездравую форму регулирования на внешний мир

У детей раннего возраста тревожность поражается разлукой с матерью

У детей раннего возраста тревожность поражается разлукой с матерью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2021