статья " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ – ПОКАЗАТЕЛЬ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 30.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современный учебный процесс внедряются новые методы обуче¬ния, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики про-шедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активно¬сти личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обуче¬ние. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проекти-ровочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретиче¬ские и практические составляющие деятельности человека, позволяет рас¬крыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Но, несмотря на многие плюсы данного метода, в современной школе он не очень распростра¬нен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, исполь¬зуют его на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.В современный учебный процесс внедряются новые методы обуче¬ния, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики про-шедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активно¬сти личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обуче¬ние.
Иконка файла материала ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.docx
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ – ПОКАЗАТЕЛЬ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Г.О. Кушкарбаева, ст. преподаватель Западно­Казахстанский аграрно­технический университет им. Жангир хана, г.Уральск В   современный   учебный   процесс   внедряются   новые   методы   обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия,   которые   построены   на   принципе   саморазвития,   активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное   обучение   помогает   сформировать   так   называемый   проекти­ ровочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретиче­ ские   и   практические   составляющие   деятельности   человека,   позволяет   рас­ крыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Но, несмотря на многие плюсы данного метода, в современной школе он не очень распростра­ нен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, исполь­ зуют его на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности. Метод   учебного   проекта   –   это   одна   из   личностно   ориентированных технологий,   способ   организации   самостоятельной   деятельности   учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий  в себе проблемный   подход,   групповые   методы,   рефлексивные,   презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Умение   пользоваться   методом   проектов   –   показатель   высокой квалификации   преподавателя,   его   прогрессивной   методики   обучения. Недаром   данный   метод   относят   к   технологиям   XXI   века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. «Метод   проектов»   возник   еще   в   начале   20   века   в   США.   Истоки   его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и   его   ученика   В.Х.   Килпатрика.   Основная   идея,   закладываемая   в   метод авторами, ­ обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании». Предложенный   Дж.   Дьюи   метод   проектов   в   своей   основе   предполагал обучение, сообразное личному интересу студента в том или ином предметном знании.   «Отсюда   чрезвычайно   важно   было   показать   их   личную заинтересованность   в   приобретаемых   знаниях,   которые   могут   и   должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни,   знакомая   и   значимая   для   студента,   для   решения   которой   ему необходимо   приложить   полученные   знания,   новые   знания,   которые   еще предстоит приобрести».Суть   метода   проекта   –   «стимулировать   интерес   студентов   к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем,   умение   практически   применять   полученные   знания,   развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема   устанавливает   цель   мысли,   а   цель   контролирует   процесс мышления». «Суть   рефлекторного   мышления   –   вечный   поиск   фактов,   их   анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания   нового,   для   нахождения   выхода   из   сомнения,   формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум». Метод   проектов   всегда   предполагает,   во­первых,   решение   какой­то проблемы, и, во­вторых, направлен на получение результата. Метод проектов –   это   таким   образом   организованная   поисковая,   исследовательская деятельность студентов, которая предусматривает не просто достижение того или   иного   результата,   оформленного   в   виде   конкретного   практического выхода,   но   организацию   процесса   достижения   этого   результата.   В современной   педагогике   метод   проектов   применяется   не   вместо систематического   предметного   обучения,   а   наряду   с   ним   как   компонент системы образования. Работа   с   проектами   занимает   особое   место   в   системе   высшего образования,   позволяя   студентам   приобретать   знания,   которые   не достигаются   при   традиционных   методах   обучения.   Это   становится возможным   потому,   что   студенты   сами   делают   свой   выбор   и   проявляют инициативу. С этой точки зрения хороший проект должен:  1. иметь практическую ценность;  2. предполагать проведение студентами самостоятельных исследований;  3. быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении;  4. быть   гибким   в   направлении   работы   и   скорости   ее   выполнения; предполагать возможность решения актуальных проблем;  5. давать   студенту   возможность   учиться   в   соответствии   с   его способностями;  6. содействовать проявлению способностей студентов при решении задач более широкого спектра;  7. способствовать налаживанию взаимодействия между обучающимися. Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта.Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный   характер   деятельности   всех   его   участников   по   получению образовательной продукции за определенный промежуток времени. Цели проектной деятельности: 1.   повышение   личной   уверенности     каждого   участника   проектной деятельности, его самореализации и рефлексии; 2. развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов  процесса выполнения творческих заданий; 3. развитие исследовательских умений. Метод проектов направлен на обучение планированию:  студент должен уметь четко определить цель;  описать основные шаги по достижению поставленной цели;  концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы;  аналитическое; ассоциативное; логическое; системное. пространственное воображение; самостоятельный перенос теоретических знаний в практику; комбинаторные умения; прогностические умения. ­ ­ ­ развитие критического мышления: ­ ­ ­ ­ развитие творческого мышления: ­ ­ ­ ­ умения работать с информацией: ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ формирование коммуникативных компетенций:  ­     работать в коллективе; ­ ­ умение составлять письменный отчет: ­ ­ ­ ­ формирование позитивного отношения к работе:  ­ отбирать нужную; анализировать; систематизировать и обобщать; выявлять проблемы; выдвигать обоснованные гипотезы их решения; ставить эксперименты; статистически обрабатывать данные; генерировать идеи; учащийся должен уметь составлять план работы,  четко презентовать информацию,  оформлять сноски,  иметь понятие о библиографии. владеть культурой коммуникации; умение адаптироваться к действительности; учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм;стараться   выполнить   работу   в   срок  в  соответствии   с  установленным ­ планом и графиком работы.  Этапы работы над проектом:  1. выбор темы;  2. формулирование варианта проблем;  3. распределение задач по группам;  4. групповая или индивидуальная разработка проекта;  5. защита проекта.  Таким   образом,   проектная   методика   характеризуется   высокой коммуникативностью   и   предполагает   выражение   студентами   своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие   личной   ответственности   за   продвижение   в   обучении.     Она способствует формированию ключевых компетенций студентов:  1. коммуникативной – овладение студентами всеми видами речевой деятельности   (устной   и   письменной)   в   различных   ситуациях; освоение   и   использование   различных   знаковых   систем   при изложении материала; 2. информационной   ­   освоение   необходимых   знаний,   умение осуществлять библиографический поиск и работать с различными источниками   информации,   работать   с   большими   объёмами информации; 3. интеллектуальной   –   умение     анализировать,   сравнивать   и сопоставлять, обобщать и синтезировать, давать оценку фактам, прочитанным произведениям; 4. организационной     ­   умение   сформулировать   цель   своей деятельности,   спланировать   деятельность,   осуществить   её; владение навыками самоконтроля и самооценки. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает   какая­либо   исследовательская,   творческая   задача,   для   решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Использованная литература Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная 1. технология. М.: Народное образование, 2000 Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. – 326 с.  2. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. ­ Л. 1926.  3. 4. Матяш   Н.   В.   Психология   проектной   деятельности   школьников   в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. ­ Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. – 285 с.Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. // Дисс. докт. 5. психол. наук. ­ К.: 1981.  6. Пахомова   Н.   Ю.   Метод   учебного   проекта   в   образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. ­ М.: АРКТИ,2003. – 110 с.  7. Полат   Е.С.,   М.Ю.   Бухаркина,   М.В.Моисеева,   А.Е.   Петрова   "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". – М., 2004.