В современный учебный процесс внедряются новые методы обуче¬ния, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики про-шедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активно¬сти личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обуче¬ние. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проекти-ровочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретиче¬ские и практические составляющие деятельности человека, позволяет рас¬крыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Но, несмотря на многие плюсы данного метода, в современной школе он не очень распростра¬нен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, исполь¬зуют его на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.В современный учебный процесс внедряются новые методы обуче¬ния, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики про-шедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активно¬сти личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обуче¬ние.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ – ПОКАЗАТЕЛЬ ВЫСОКОЙ
КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Г.О. Кушкарбаева, ст. преподаватель
ЗападноКазахстанский аграрнотехнический университет им. Жангир
хана, г.Уральск
В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения,
которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего
столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности
личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение.
Проектное обучение помогает сформировать так называемый проекти
ровочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретиче
ские и практические составляющие деятельности человека, позволяет рас
крыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Но, несмотря на
многие плюсы данного метода, в современной школе он не очень распростра
нен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, исполь
зуют его на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных
технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся,
направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе
проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные,
исследовательские, поисковые и прочие методики.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой
квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения.
Недаром данный метод относят к технологиям XXI века,
предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно
изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
«Метод проектов» возник еще в начале 20 века в США. Истоки его
возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии
и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи
и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод
авторами, обучение на активной основе через целесообразную деятельность
ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании».
Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал
обучение, сообразное личному интересу студента в том или ином предметном
знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать их личную
заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны
пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной
жизни, знакомая и значимая для студента, для решения которой ему
необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще
предстоит приобрести».Суть метода проекта – «стимулировать интерес студентов к
определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой
знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих
проблем, умение практически применять полученные знания, развитие
рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления.
Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс
мышления».
«Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ,
размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для
познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования
уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Потребность в
разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем
процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где
нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум».
Метод проектов всегда предполагает, вопервых, решение какойто
проблемы, и, вовторых, направлен на получение результата. Метод проектов
– это таким образом организованная поисковая, исследовательская
деятельность студентов, которая предусматривает не просто достижение того
или иного результата, оформленного в виде конкретного практического
выхода, но организацию процесса достижения этого результата. В
современной педагогике метод проектов применяется не вместо
систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент
системы образования.
Работа с проектами занимает особое место в системе высшего
образования, позволяя студентам приобретать знания, которые не
достигаются при традиционных методах обучения. Это становится
возможным потому, что студенты сами делают свой выбор и проявляют
инициативу. С этой точки зрения хороший проект должен:
1. иметь практическую ценность;
2. предполагать проведение студентами самостоятельных исследований;
3. быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над
ним, так и при ее завершении;
4. быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения;
предполагать возможность решения актуальных проблем;
5. давать студенту возможность учиться в соответствии с его
способностями;
6. содействовать проявлению способностей студентов при решении задач
более широкого спектра;
7. способствовать налаживанию взаимодействия между обучающимися.
Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел
для создания реального объекта/ теоретического продукта.Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая
комплексный характер деятельности всех его участников по получению
образовательной продукции за определенный промежуток времени.
Цели проектной деятельности:
1. повышение личной уверенности каждого участника проектной
деятельности, его самореализации и рефлексии;
2. развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества
для получения результатов процесса выполнения творческих заданий;
3. развитие исследовательских умений.
Метод проектов направлен на обучение планированию:
студент должен уметь четко определить цель;
описать основные шаги по достижению поставленной цели;
концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы;
аналитическое;
ассоциативное;
логическое;
системное.
пространственное воображение;
самостоятельный перенос теоретических знаний в практику;
комбинаторные умения;
прогностические умения.
развитие критического мышления:
развитие творческого мышления:
умения работать с информацией:
формирование коммуникативных компетенций:
работать в коллективе;
умение составлять письменный отчет:
формирование позитивного отношения к работе:
отбирать нужную;
анализировать;
систематизировать и обобщать;
выявлять проблемы;
выдвигать обоснованные гипотезы их решения;
ставить эксперименты;
статистически обрабатывать данные;
генерировать идеи;
учащийся должен уметь составлять план работы,
четко презентовать информацию,
оформлять сноски,
иметь понятие о библиографии.
владеть культурой коммуникации;
умение адаптироваться к действительности;
учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм;стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным
планом и графиком работы.
Этапы работы над проектом:
1. выбор темы;
2. формулирование варианта проблем;
3. распределение задач по группам;
4. групповая или индивидуальная разработка проекта;
5. защита проекта.
Таким образом, проектная методика характеризуется высокой
коммуникативностью и предполагает выражение студентами своих
собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность,
принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Она
способствует формированию ключевых компетенций студентов:
1. коммуникативной – овладение студентами всеми видами речевой
деятельности (устной и письменной) в различных ситуациях;
освоение и использование различных знаковых систем при
изложении материала;
2. информационной освоение необходимых знаний, умение
осуществлять библиографический поиск и работать с различными
источниками информации, работать с большими объёмами
информации;
3. интеллектуальной – умение
анализировать, сравнивать и
сопоставлять, обобщать и синтезировать, давать оценку фактам,
прочитанным произведениям;
4. организационной
умение сформулировать цель своей
деятельности, спланировать деятельность, осуществить её;
владение навыками самоконтроля и самооценки.
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе
возникает какаялибо исследовательская, творческая задача, для решения
которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также
применение исследовательских методик.
Использованная литература
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная
1.
технология. М.: Народное образование, 2000
Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. – 326 с.
2.
Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. Л. 1926.
3.
4.
Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в
условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь:
РИФ "Белый ветер", 2000. – 285 с.Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. // Дисс. докт.
5.
психол. наук. К.: 1981.
6.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.:
АРКТИ,2003. – 110 с.
7.
Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые
педагогические и информационные технологии в системе образования". – М.,
2004.