Статья "Дидактические игры по обучению грамоте и чтению"
Оценка 4.7

Статья "Дидактические игры по обучению грамоте и чтению"

Оценка 4.7
Игры
docx
чтение
1 кл
30.01.2017
Статья "Дидактические игры по обучению грамоте и чтению"
В статье описаны некоторые варианты традиционных игр, направленные на формирование правильного, сознательного чтения и безошибочного письма. Игры классифицированы по учебным целям программы обучения чтению и скомпонованы по разделам: деление слов на слоги, выделение и распознавание звуков, чтение слогов. Дидактические игры помогают обучать детей чтению и письму в игровой форме, сделать процесс обучения более интересным.Статья "Дидактические игры по обучению грамоте и чтению"
Дидактические игры по обучению грамоте и чтению.docx
Дидактические игры по обучению грамоте и чтению «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,  музыки, рисунка, фантазии, творчества.  Этот мир должен окружать ребёнка и тогда,  когда мы хотим его научить читать и писать…» В. А. Сухомлинский В своей работе я использую игровые методы обучения, которые способствуют  совершенствованию учебно­воспитательного процесса. Дело в том, что при поступлении в школу  ребёнок оказывается в новой «социальной ситуации развития». Происходит резкая смена ведущих  видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что отрицательно сказывается на  развитии ребёнка. Переходной формой от игры к учёбе является дидактическая игра, органично  соединяющая обучения с игровой формой его организации. Дидактические игры помогают обучать детей чтению и письму в игровой форме, сделать  процесс обучения более подвижным, личностно ориентированным. Игры классифицируются по дидактическим задачам в соответствии с основными  программными умениями, которые должны быть сформированы к концу периода обучения грамоте. Так, например, составляют игры, направленные на выработку следующих умений: 1.         Деление слов на слоги. Определение места ударения в слове. В этот раздел включены игры, которые помогут решению следующих образовательных задач: ­ формирование умения делить слова на слоги, определять их количество в слове; ­ упражнение учащихся в подборе слов с определённым количеством слогов, составлении и  преобразовании слов из названных слогов; ­ формирование умения определять и называть ударный слог. Использую такие игры: «Последний слог в слове – за тобой» Описание игры. Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось  слово. Например: ко… (­ни, ­зы, ­тик, ­жа, ­сы, ­мар, ­ра, ­чан). Побеждает тот, кто последним  называет слог. «Прыгай точно!» Оборудование: две скакалки, предметные картинки. Описание игры. Дети делятся на две команды. От каждой команды выходит по одному  ученику. Учитель показывает предметную картинку. Дети определяют количество слогов в слове­ названии предмета изображённого на картинке, и прыгают через скакалку соответствующее  количество раз. Ученик, сделавший это раньше других, получает фишку. Затем вызывается  следующая пара. Побеждает команда, собравшая больше фишек. «Считай слоги, придумывай слова» Оборудование: предметные картинки. Описание игры. Вызванный ученик, берёт предметную картинку, определяет количество слогов в  названии предмета, изображённого на ней, и придумывает своё слово, которое состоит из такого  количество слогов. «Слоговые часы» Оборудование: модель циферблата, на котором вместо цифр по кругу расположены картинки. Описание игры. Учитель вызывает к доске «часовщика», который по заданию учителя называет  слово, состоящее из определённого количества слогов, устанавливает часовую стрелку напротив  соответствующей картинки. «Птичий рынок» Оборудование: игрушки­животные. Описание игры. Учитель объясняет детям игровую ситуацию: «Вы пришли на рынок, где можно  купить собаку, кота, птичку или рыбок. Чтобы купить того, кто вам нравится, необходимо  придумать животному кличку, которая состояла бы из двух (трёх) слогов». Учащиеся подбирают  слова и, если делают это правильно, получают право играть с «купленной» игрушкой на протяжении  дня. Может быть и такой вариант игры: кличка должна быть с ударением на указанном учителем  слоге. 2.         Выделение и распознавание звуков. В этот раздел предлагаю игры направлены на решение следующих дидактических задач: ­ выделение первого и последнего звука в словах; ­ определение места указанного звука в слове (в начале, в середине, в конце); ­ последовательное перечисление всех звуков в слове; ­ распознавание гласных и согласных звуков; ­ распознавание твёрдых и мягких согласных звуков; ­ подбор слов с заданным звуком. Так же использую игровые ситуации, представленные в предыдущем разделе: «Птичий рынок» (купить животное можно в том случае, если придуманная кличка будет начинаться с названного  учителем звука) В период первоначального знакомства со звуком, мне помогают игровые ситуации, в которых  используется звукоподражание. Например, игровая ситуация «Муха в паутине» представляет  возможность выделить отдельный звук [ж] и упражнять детей в его произношении. Звуковые  упражнения в таких игровых ситуациях сочетаются с физическими действиями, разнообразными  движениями, что особенно важно в первые месяцы обучения. В данном случае дети делятся на две  группы. Ученики первой группы образуют круг (паутину), ученики второй группы свободно  двигаются внутри круга, исполняя роль мух, и тихонько жужжат: «Ж­ж­ж». По сигналу учителя  дети, образовавшие круг, берутся за руки. Те, кто оказался в «паутине», пытаются из неё вырваться и жужжат сильнее. Таких игровых ситуаций с целью знакомства с отдельными звуками можно подобрать много: «А­а­а!» ­ плачет ребёнок; мама укачивает дитя; «У­у­у!» ­ воет волк; гудит паровоз; «З –з –з!» ­ звенит комар и др. Указанные игровые ситуации помогают ученикам освоить «чистые» звуки, облегчают  последующую работу по выделению звука из речевого потока. Так же использую такие игры: «Какой звук потерялся?» Описание игры. Учитель читает знакомые детям стихи. В каком­то из слов он не проговаривает  первый звук. Дети обнаруживают искажённые слова, произносят их правильно и указывают, какой  звук потерялся. Например: Наша Таня громко _ лачет (плачет – потерялся звук [п]). «Длиннее – короче» Описание игры. Учитель называет пары слов, дети мысленно сравнивают их по количеству звуков и  называют, какое из слов длиннее, какое – короче. «Хлоп – хлоп» Описание игры. Учитель называет слова, дети внимательно слушают, определяют, с какого звука они  начинаются. Если слышат слова, которое начинается со звука [м], хлопают в ладоши один раз, если  со звука [р] – хлопают два раза. (Какие звуки и как отхлопывать, учитель сообщает в начале игры.) «Твёрдый – мягкий» Оборудование:  фишки для обозначения твёрдого или мягкого согласного. Описание игры. Учитель произносит в разбивку твёрдые и мягкие согласные звуки или слова,  которые начинаются с твёрдого либо мягкого согласного. Учащиеся показывают соответствующую  фишку. Конечно, не полностью освещаю проблему дидактической игры. Однако надеюсь, что  предлагаемые игры будут полезными при обучении грамоте.

Статья "Дидактические игры по обучению грамоте и чтению"

Статья "Дидактические игры по обучению грамоте и чтению"

Статья "Дидактические игры по обучению грамоте и чтению"

Статья "Дидактические игры по обучению грамоте и чтению"

Статья "Дидактические игры по обучению грамоте и чтению"

Статья "Дидактические игры по обучению грамоте и чтению"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017