выступление на педсовете. Социализация выпускников.doc
Выступлениесодоклад на педагогическом совете
«Проблемы социализации учащихся школы»
педагогапсихолога Викуловой О.А.
тема: Работа педагогапсихолога по социализации учащихся 9х классов на
предпрофильном этапе обучения.
Программа предпрофильного и предпрофильного обучения направлена на
подготовку учащихся к послешкольному профессиональному образованию. В
основу этой подготовки взят курс « Психология конкурентноспособной
личности». Конкурентноспособная личность – это личность, способная к
осознанному ценностному выбору ( в частности, к выбору своей жизненной
траектории), способная взять ответственность за сделанный выбор, и способная
адаптироваться к условиям современной жизни. Выбор, ответственность и
адаптация – эти три понятия являются основными составляющими понятия
социализация в реальных условиях рыночного общества, в котором в скором
времени предстоит жить самостоятельно нашим будущим выпускникам.
Социализация учащихся – основная задача
работы по предпрофильному
обучению. Каким образом осуществляется данная задача?
Вопервых, это самопознание, которое в рамках предпрофильного обучения
преподносится в ракурсе самодиагностики: диагностики своего «хочу» и своего
«могу».(Если желания, стремления, интересы лежат на поверхности, то понятие
«могу» лежит чаще всего в области бессознательного и находится на
самооценочном уровне и если у учащегося низкая личностная или когнитивная
самооценка, то возникает страх, неуверенность, которые озвучиваются вопросом:
«А мне можно выбирать эту профессию? Есть ли у меня задатки, основания к
этому выбору?». Детям очень важно получить ответ на этот вопрос. Поэтому
первые занятия посвящены изучению личностных особенностей: темперамента,
самооценки, уровня притязаний, интересов и склонностей, а также ведущих
мотивов деятельности. Эти знания о себе являются базой дальнейшей работы.
Ученики на этом этапе формируют свое собственное понимание себя как
личности, индивидуальности и готовность собственного выбора.
Следующий шаг – стимулирование развития учащихся. На этом этапе работы
используются элементы личностной диагностики и элементы сюжетноролевой
игры. Такие задания, как ответ на вопрос с позиции «Я в будущем», «Если бы я
жил в 40е годы 20 века». На основе жизненной ситуации, актуальной для
современного подростка, и погружения своего я в иную временную ситуацию
учащиеся подходят к осознанному выбору жизненной перспективы, осуществляя
при этом нравственный выбор, учатся отстаивать свою гражданскую позицию. С
помощью подобных заданий и упражнений раскрывается потенциал личности.
3 шаг практическое осмысление полученного арсенала знаний, умений и
навыков. Здесь используются материалы смежных дисциплин: психологии
общения,
Формы работы – элементы
психотренинга, ролевой игры, дискуссии. Практическая работа на этом этапе
строится на освоении 4 важнейших технологий: визуализация своей будущей
профессии, технология прврашения мечты в цель, технология бесконфликтного
взаимодействия на основе трансактного личностного анализа, технология выхода
из стресса.
конфликтологии,
имеджелогии.
Статья для родителей "Для чего психолог в школе?"
Статья для родителей "Для чего психолог в школе?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.