Статья для родителей. "К школе готов! Взгляд логопеда"
Оценка 5

Статья для родителей. "К школе готов! Взгляд логопеда"

Оценка 5
Работа с родителями
docx
дефектология +1
Детсад
28.07.2018
Статья для родителей. "К школе готов! Взгляд логопеда"
Статья с рекомендациями учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников о речевой подготовке детей к школьному обучению. Кратко рассказывается о необходимости достаточного речевого развития дошкольников для успешного освоения школьных дисциплин. Родители знакомятся с некоторыми логопедическими упражнениями и играми, которые могут способствовать речевому развитию ребенка.
К школе готов! Взгляд логопеда. Гусева И.И^.docx
К школе готов! Взгляд логопеда.  (Статья для родителей логопеда Гусевой И.И.) Предлагаю поговорить о речевой готовности детей к школе. Речевая готовность  – это уровень сформированности всех компонентов речевой системы,  достаточный для успешного обучения в школе. Не секрет, что школа  предъявляет повышенные требования к речи детей. Теперь от ребенка требуется  отвечать на вопросы учителя развернуто и полно, выступать у доски перед  классом, читать вслух, усваивать и объяснять понятия и термины, учиться  писать. Все это возможно, когда речевое развитие соответствует возрасту и нет  серьезных речевых нарушений, которые могут внести свой негативный вклад.  Речевые умения необходимы для освоения всех предметов школьной программы, ведь и на математике нужно прочитать и понять задачки, и по окружающему  миру разобраться в описаниях явлений природы. Первый класс – это и  незнакомый коллектив, в котором придется знакомиться с новыми детьми и  взрослыми. Это уже не привычная группа в детском саду, где «картавость или  шепелявость» почти не замечали и где друзья и любимая воспитательница  понимали без слов. Теперь нарушения звукопроизношения или другие  несовершенства устной речи могут стать препятствием в успешной социализации начинающего школьника. Какие же рекомендации логопеда помогут  предупредить возможные трудности и сделать обучение в школе более успешным и радостным? Для начала кратко познакомимся с компонентами речевой  системы, которые должны быть сформированы к началу школьного обучения: 1.  Звукопроизношение 2. Фонематический слух 3. Грамматический строй 4.  Лексический строй 5. Связная речь Звукопроизношение. К 7 годам у ребенка в  норме должно быть полностью сформировано произношение всех звуков.  (Исключение составляют дети со сложными речевыми нарушениями ­  дизартрией, алалией, ринолалией). Эти дети продолжают занятия со школьным  логопедом в начальной школе. Без активной работы родителей автоматизировать и в ряде случаев вызвать звук очень сложно. Следует отметить, что только  нарушение звукопроизношения (без сопутствующих нарушений) обычно не  приводит к нарушениям письма. Фонематические процессы. • Умение различать  похожие звуки на слух: ­ звонкие­глухие (бочка­почка) ­ твердые­мягкие (дым­ день) ­ шипящие­свистящие (шок­сок) • Выделять первый звук в слове,  последний звук. Определять наличие и место звука. Количество и порядок  звуков. Недостатки фонематических представлений могут привести к  специфическим ошибкам на письме: заменам букв (б­п, в­ф и др.),  фонематического анализа – к пропускам, добавлениям и перестановкам букв  Грамматический строй. К школе необходимо уметь грамотно изменять слова: ­  Дом – дома, домом, в доме… ­ Добрый – доброго, добрым, о добром… ­ Ехать –  еду, едешь, едем… Образовывать новые слова: ­ Дом – домище, домик, домовой,  домашний… ­ Ехать – приехать, уехать, отъехать… Согласовывать слова между  собой: ­ Добрая девочка, добрый мальчик, доброе утро… Употреблять предлоги: ­ За диваном, из­под дивана… Грамотно строить предложения. Лексический строй. Лексический строй, т.е. словарный запас, не должен быть ограничен  обиходно­бытовой тематикой. Хорошо, когда ребенок употребляет слова разных  лексических групп: животные домашние/дикие (их детеныши), птицы, рыбы,  деревья, ягоды, одежда/головные уборы/обувь, мебель, части тела, профессии.  Необходимо использовать в речи существительные, глаголы, прилагательные,  наречия… Связная речь – это: • Умение строить распространённые предложения. • Умение составить рассказ по серии сюжетных картинок и по одной картинке. •  Умение поддержать диалог. • Умение пользоваться различной интонацией.  Сформированность всех перечисленных компонентов в сумме предполагает  успешность в процессе обучения. Существует ряд неречевых психических  функций, влияющих на качество обучения. Перечислим их: произвольное  внимание, память, мышление, зрительно­пространственная ориентировка, графо­ моторные навыки (мелкая моторика). И, конечно, познавательный интерес  (мотивация). Как мы видим, школьная готовность включает множество  факторов. И от того, в какой мере сформированы у ребенка те или иные  функции будет зависеть и то, насколько легко ребенку будет учиться, и его  комфортность пребывания в школьном коллективе. Чему стоит уделить  внимание родителям, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам  (логопедам, психологам, нейропсихологам, врачам…)? • Если у ребенка были  особенности в родах и на первых годах жизни (травмы, заболевания НС). • Если  ребенок состоит на учете у врачей (особенно: невролог, психиатр). • Если  ребенок соматически ослаблен. • Если ребенок посещает логопедическую группу детского сада и другие коррекционные группы. • Если ребенку рекомендован  особый образовательный маршрут. • Если ребенок леворукий (особенно  переученный). Что же можно порекомендовать для самостоятельной работы  родителям с детьми дома, в процессе игры, на прогулке, в бытовых ситуациях.  Для начала, если у ребенка есть нарушение звукопроизношения нужно  обратиться к логопеду, чтобы поставить звуки. Или, если звуки поставлены,  продолжить их автоматизировать их дома, используя специальные упражнения.  Чтобы уточнить значения слов по лексическим темам (деревья, рыбы, мебель,  профессии…) помогут беседы с ребенком во время прогулок (по паркам,  улицам, в лесу за городом). Во время этих прогулок важно рассказывать ребенку  об окружающем, поощрять его вопросы, вместе размышлять. Можно  использовать пособия для дошкольников, в них собраны специальные  упражнения, игры, интересные задания. Желательно уточнить уровень развития  фонематических процессов и развивать их («Какой звук ты слышишь в начале  слова, в середине, в конце? Сколько звуков в слове? Назови все звуки в слове по  порядку»). Тут тоже помогут логопедические пособия со специальными  заданиями. Потренироваться в написании печатных букв, лепить их из  пластилина, глины, конструировать, выкладывать из счетных палочек, ниток,  рисовать на крупе и т.п. Многие эти задания, конечно, известны родителям,  главное – их выполнять. Для улучшения зрительного внимания можно  использовать упражнение «корректурная проба». Вычеркивать определенную  букву, цифру, значок в течение 1 минуты каждый день от трех месяцев и больше. Искать цифры от меньшей к большей и наоборот, через одну и т.п. в таблицах  типа таблиц Шульте. Существует комплекс специальных упражнений  «Гимнастика мозга» (авторы – американские педагоги П. и Г. Деннисон),  который является основной частью образовательной кинезиологии.  Образовательная кинезиология – это учение о развитие ребенка и взрослого  человека через его естественные движения. Они направлены на повышение  мотивации к учению, увеличение энергии организма, раскрытие способностей,  улучшение адаптации к новым условиям, снижение речевых трудностей… И,  конечно, перед поступлением в школу проконсультироваться у специалистов  (невролога, психолога, дефектолога, логопеда). Особенно, если ребенок  посещает коррекционную группу в детском саду. Желаем успехов! Приведем  примерный список пособий, которые будут полезны: Е.М. Косинова  «Грамматическая тетрадь» (№1,2,3,4), 2008 г. Е.М. Косинова «Уроки логопеда.  Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет», 2017г. О.И. Крупенчук «Игры  со звуками и буквами для дошкольников», 2016 г. Н.Э. Теремкова  «Логопедические домашние задания для детей 5­7 лет с ОНР». Альбомы., 2014 г. (используют в д/с) Л.Г. Парамонова «Как подготовить дошкольника к овладению  грамотным письмом. Профилактика дизорфографии», 2008 г. И другие пособия  Л.Г. Парамоновой.

Статья для родителей. "К школе готов! Взгляд логопеда"

Статья для родителей. "К школе готов! Взгляд логопеда"

Статья для родителей. "К школе готов! Взгляд логопеда"

Статья для родителей. "К школе готов! Взгляд логопеда"

Статья для родителей. "К школе готов! Взгляд логопеда"

Статья для родителей. "К школе готов! Взгляд логопеда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2018