Статья с рекомендациями учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников о речевой подготовке детей к школьному обучению. Кратко рассказывается о необходимости достаточного речевого развития дошкольников для успешного освоения школьных дисциплин. Родители знакомятся с некоторыми логопедическими упражнениями и играми, которые могут способствовать речевому развитию ребенка.
К школе готов! Взгляд логопеда.
(Статья для родителей логопеда Гусевой И.И.)
Предлагаю поговорить о речевой готовности детей к школе. Речевая готовность
– это уровень сформированности всех компонентов речевой системы,
достаточный для успешного обучения в школе. Не секрет, что школа
предъявляет повышенные требования к речи детей. Теперь от ребенка требуется
отвечать на вопросы учителя развернуто и полно, выступать у доски перед
классом, читать вслух, усваивать и объяснять понятия и термины, учиться
писать. Все это возможно, когда речевое развитие соответствует возрасту и нет
серьезных речевых нарушений, которые могут внести свой негативный вклад.
Речевые умения необходимы для освоения всех предметов школьной программы,
ведь и на математике нужно прочитать и понять задачки, и по окружающему
миру разобраться в описаниях явлений природы. Первый класс – это и
незнакомый коллектив, в котором придется знакомиться с новыми детьми и
взрослыми. Это уже не привычная группа в детском саду, где «картавость или
шепелявость» почти не замечали и где друзья и любимая воспитательница
понимали без слов. Теперь нарушения звукопроизношения или другие
несовершенства устной речи могут стать препятствием в успешной социализации
начинающего школьника. Какие же рекомендации логопеда помогут
предупредить возможные трудности и сделать обучение в школе более успешным
и радостным? Для начала кратко познакомимся с компонентами речевой
системы, которые должны быть сформированы к началу школьного обучения: 1.
Звукопроизношение 2. Фонематический слух 3. Грамматический строй 4.
Лексический строй 5. Связная речь Звукопроизношение. К 7 годам у ребенка в
норме должно быть полностью сформировано произношение всех звуков.
(Исключение составляют дети со сложными речевыми нарушениями
дизартрией, алалией, ринолалией). Эти дети продолжают занятия со школьным
логопедом в начальной школе. Без активной работы родителей автоматизировать
и в ряде случаев вызвать звук очень сложно. Следует отметить, что только
нарушение звукопроизношения (без сопутствующих нарушений) обычно не
приводит к нарушениям письма. Фонематические процессы. • Умение различать
похожие звуки на слух: звонкиеглухие (бочкапочка) твердыемягкие (дым
день) шипящиесвистящие (шоксок) • Выделять первый звук в слове,
последний звук. Определять наличие и место звука. Количество и порядок
звуков. Недостатки фонематических представлений могут привести к
специфическим ошибкам на письме: заменам букв (бп, вф и др.),
фонематического анализа – к пропускам, добавлениям и перестановкам букв
Грамматический строй. К школе необходимо уметь грамотно изменять слова:
Дом – дома, домом, в доме… Добрый – доброго, добрым, о добром… Ехать –
еду, едешь, едем… Образовывать новые слова: Дом – домище, домик, домовой,
домашний… Ехать – приехать, уехать, отъехать… Согласовывать слова между
собой: Добрая девочка, добрый мальчик, доброе утро… Употреблять предлоги:
За диваном, изпод дивана… Грамотно строить предложения. Лексическийстрой. Лексический строй, т.е. словарный запас, не должен быть ограничен
обиходнобытовой тематикой. Хорошо, когда ребенок употребляет слова разных
лексических групп: животные домашние/дикие (их детеныши), птицы, рыбы,
деревья, ягоды, одежда/головные уборы/обувь, мебель, части тела, профессии.
Необходимо использовать в речи существительные, глаголы, прилагательные,
наречия… Связная речь – это: • Умение строить распространённые предложения.
• Умение составить рассказ по серии сюжетных картинок и по одной картинке. •
Умение поддержать диалог. • Умение пользоваться различной интонацией.
Сформированность всех перечисленных компонентов в сумме предполагает
успешность в процессе обучения. Существует ряд неречевых психических
функций, влияющих на качество обучения. Перечислим их: произвольное
внимание, память, мышление, зрительнопространственная ориентировка, графо
моторные навыки (мелкая моторика). И, конечно, познавательный интерес
(мотивация). Как мы видим, школьная готовность включает множество
факторов. И от того, в какой мере сформированы у ребенка те или иные
функции будет зависеть и то, насколько легко ребенку будет учиться, и его
комфортность пребывания в школьном коллективе. Чему стоит уделить
внимание родителям, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам
(логопедам, психологам, нейропсихологам, врачам…)? • Если у ребенка были
особенности в родах и на первых годах жизни (травмы, заболевания НС). • Если
ребенок состоит на учете у врачей (особенно: невролог, психиатр). • Если
ребенок соматически ослаблен. • Если ребенок посещает логопедическую группу
детского сада и другие коррекционные группы. • Если ребенку рекомендован
особый образовательный маршрут. • Если ребенок леворукий (особенно
переученный). Что же можно порекомендовать для самостоятельной работы
родителям с детьми дома, в процессе игры, на прогулке, в бытовых ситуациях.
Для начала, если у ребенка есть нарушение звукопроизношения нужно
обратиться к логопеду, чтобы поставить звуки. Или, если звуки поставлены,
продолжить их автоматизировать их дома, используя специальные упражнения.
Чтобы уточнить значения слов по лексическим темам (деревья, рыбы, мебель,
профессии…) помогут беседы с ребенком во время прогулок (по паркам,
улицам, в лесу за городом). Во время этих прогулок важно рассказывать ребенку
об окружающем, поощрять его вопросы, вместе размышлять. Можно
использовать пособия для дошкольников, в них собраны специальные
упражнения, игры, интересные задания. Желательно уточнить уровень развития
фонематических процессов и развивать их («Какой звук ты слышишь в начале
слова, в середине, в конце? Сколько звуков в слове? Назови все звуки в слове по
порядку»). Тут тоже помогут логопедические пособия со специальными
заданиями. Потренироваться в написании печатных букв, лепить их из
пластилина, глины, конструировать, выкладывать из счетных палочек, ниток,
рисовать на крупе и т.п. Многие эти задания, конечно, известны родителям,
главное – их выполнять. Для улучшения зрительного внимания можно
использовать упражнение «корректурная проба». Вычеркивать определенную
букву, цифру, значок в течение 1 минуты каждый день от трех месяцев и больше.Искать цифры от меньшей к большей и наоборот, через одну и т.п. в таблицах
типа таблиц Шульте. Существует комплекс специальных упражнений
«Гимнастика мозга» (авторы – американские педагоги П. и Г. Деннисон),
который является основной частью образовательной кинезиологии.
Образовательная кинезиология – это учение о развитие ребенка и взрослого
человека через его естественные движения. Они направлены на повышение
мотивации к учению, увеличение энергии организма, раскрытие способностей,
улучшение адаптации к новым условиям, снижение речевых трудностей… И,
конечно, перед поступлением в школу проконсультироваться у специалистов
(невролога, психолога, дефектолога, логопеда). Особенно, если ребенок
посещает коррекционную группу в детском саду. Желаем успехов! Приведем
примерный список пособий, которые будут полезны: Е.М. Косинова
«Грамматическая тетрадь» (№1,2,3,4), 2008 г. Е.М. Косинова «Уроки логопеда.
Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет», 2017г. О.И. Крупенчук «Игры
со звуками и буквами для дошкольников», 2016 г. Н.Э. Теремкова
«Логопедические домашние задания для детей 57 лет с ОНР». Альбомы., 2014 г.
(используют в д/с) Л.Г. Парамонова «Как подготовить дошкольника к овладению
грамотным письмом. Профилактика дизорфографии», 2008 г. И другие пособия
Л.Г. Парамоновой.