Статья для родителей. "К школе готов! Взгляд логопеда"

  • Работа с родителями
  • docx
  • 28.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья с рекомендациями учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников о речевой подготовке детей к школьному обучению. Кратко рассказывается о необходимости достаточного речевого развития дошкольников для успешного освоения школьных дисциплин. Родители знакомятся с некоторыми логопедическими упражнениями и играми, которые могут способствовать речевому развитию ребенка.
Иконка файла материала К школе готов! Взгляд логопеда. Гусева И.И^.docx
К школе готов! Взгляд логопеда.  (Статья для родителей логопеда Гусевой И.И.) Предлагаю поговорить о речевой готовности детей к школе. Речевая готовность  – это уровень сформированности всех компонентов речевой системы,  достаточный для успешного обучения в школе. Не секрет, что школа  предъявляет повышенные требования к речи детей. Теперь от ребенка требуется  отвечать на вопросы учителя развернуто и полно, выступать у доски перед  классом, читать вслух, усваивать и объяснять понятия и термины, учиться  писать. Все это возможно, когда речевое развитие соответствует возрасту и нет  серьезных речевых нарушений, которые могут внести свой негативный вклад.  Речевые умения необходимы для освоения всех предметов школьной программы, ведь и на математике нужно прочитать и понять задачки, и по окружающему  миру разобраться в описаниях явлений природы. Первый класс – это и  незнакомый коллектив, в котором придется знакомиться с новыми детьми и  взрослыми. Это уже не привычная группа в детском саду, где «картавость или  шепелявость» почти не замечали и где друзья и любимая воспитательница  понимали без слов. Теперь нарушения звукопроизношения или другие  несовершенства устной речи могут стать препятствием в успешной социализации начинающего школьника. Какие же рекомендации логопеда помогут  предупредить возможные трудности и сделать обучение в школе более успешным и радостным? Для начала кратко познакомимся с компонентами речевой  системы, которые должны быть сформированы к началу школьного обучения: 1.  Звукопроизношение 2. Фонематический слух 3. Грамматический строй 4.  Лексический строй 5. Связная речь Звукопроизношение. К 7 годам у ребенка в  норме должно быть полностью сформировано произношение всех звуков.  (Исключение составляют дети со сложными речевыми нарушениями ­  дизартрией, алалией, ринолалией). Эти дети продолжают занятия со школьным  логопедом в начальной школе. Без активной работы родителей автоматизировать и в ряде случаев вызвать звук очень сложно. Следует отметить, что только  нарушение звукопроизношения (без сопутствующих нарушений) обычно не  приводит к нарушениям письма. Фонематические процессы. • Умение различать  похожие звуки на слух: ­ звонкие­глухие (бочка­почка) ­ твердые­мягкие (дым­ день) ­ шипящие­свистящие (шок­сок) • Выделять первый звук в слове,  последний звук. Определять наличие и место звука. Количество и порядок  звуков. Недостатки фонематических представлений могут привести к  специфическим ошибкам на письме: заменам букв (б­п, в­ф и др.),  фонематического анализа – к пропускам, добавлениям и перестановкам букв  Грамматический строй. К школе необходимо уметь грамотно изменять слова: ­  Дом – дома, домом, в доме… ­ Добрый – доброго, добрым, о добром… ­ Ехать –  еду, едешь, едем… Образовывать новые слова: ­ Дом – домище, домик, домовой,  домашний… ­ Ехать – приехать, уехать, отъехать… Согласовывать слова между  собой: ­ Добрая девочка, добрый мальчик, доброе утро… Употреблять предлоги: ­ За диваном, из­под дивана… Грамотно строить предложения. Лексическийстрой. Лексический строй, т.е. словарный запас, не должен быть ограничен  обиходно­бытовой тематикой. Хорошо, когда ребенок употребляет слова разных  лексических групп: животные домашние/дикие (их детеныши), птицы, рыбы,  деревья, ягоды, одежда/головные уборы/обувь, мебель, части тела, профессии.  Необходимо использовать в речи существительные, глаголы, прилагательные,  наречия… Связная речь – это: • Умение строить распространённые предложения. • Умение составить рассказ по серии сюжетных картинок и по одной картинке. •  Умение поддержать диалог. • Умение пользоваться различной интонацией.  Сформированность всех перечисленных компонентов в сумме предполагает  успешность в процессе обучения. Существует ряд неречевых психических  функций, влияющих на качество обучения. Перечислим их: произвольное  внимание, память, мышление, зрительно­пространственная ориентировка, графо­ моторные навыки (мелкая моторика). И, конечно, познавательный интерес  (мотивация). Как мы видим, школьная готовность включает множество  факторов. И от того, в какой мере сформированы у ребенка те или иные  функции будет зависеть и то, насколько легко ребенку будет учиться, и его  комфортность пребывания в школьном коллективе. Чему стоит уделить  внимание родителям, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам  (логопедам, психологам, нейропсихологам, врачам…)? • Если у ребенка были  особенности в родах и на первых годах жизни (травмы, заболевания НС). • Если  ребенок состоит на учете у врачей (особенно: невролог, психиатр). • Если  ребенок соматически ослаблен. • Если ребенок посещает логопедическую группу детского сада и другие коррекционные группы. • Если ребенку рекомендован  особый образовательный маршрут. • Если ребенок леворукий (особенно  переученный). Что же можно порекомендовать для самостоятельной работы  родителям с детьми дома, в процессе игры, на прогулке, в бытовых ситуациях.  Для начала, если у ребенка есть нарушение звукопроизношения нужно  обратиться к логопеду, чтобы поставить звуки. Или, если звуки поставлены,  продолжить их автоматизировать их дома, используя специальные упражнения.  Чтобы уточнить значения слов по лексическим темам (деревья, рыбы, мебель,  профессии…) помогут беседы с ребенком во время прогулок (по паркам,  улицам, в лесу за городом). Во время этих прогулок важно рассказывать ребенку  об окружающем, поощрять его вопросы, вместе размышлять. Можно  использовать пособия для дошкольников, в них собраны специальные  упражнения, игры, интересные задания. Желательно уточнить уровень развития  фонематических процессов и развивать их («Какой звук ты слышишь в начале  слова, в середине, в конце? Сколько звуков в слове? Назови все звуки в слове по  порядку»). Тут тоже помогут логопедические пособия со специальными  заданиями. Потренироваться в написании печатных букв, лепить их из  пластилина, глины, конструировать, выкладывать из счетных палочек, ниток,  рисовать на крупе и т.п. Многие эти задания, конечно, известны родителям,  главное – их выполнять. Для улучшения зрительного внимания можно  использовать упражнение «корректурная проба». Вычеркивать определенную  букву, цифру, значок в течение 1 минуты каждый день от трех месяцев и больше.Искать цифры от меньшей к большей и наоборот, через одну и т.п. в таблицах  типа таблиц Шульте. Существует комплекс специальных упражнений  «Гимнастика мозга» (авторы – американские педагоги П. и Г. Деннисон),  который является основной частью образовательной кинезиологии.  Образовательная кинезиология – это учение о развитие ребенка и взрослого  человека через его естественные движения. Они направлены на повышение  мотивации к учению, увеличение энергии организма, раскрытие способностей,  улучшение адаптации к новым условиям, снижение речевых трудностей… И,  конечно, перед поступлением в школу проконсультироваться у специалистов  (невролога, психолога, дефектолога, логопеда). Особенно, если ребенок  посещает коррекционную группу в детском саду. Желаем успехов! Приведем  примерный список пособий, которые будут полезны: Е.М. Косинова  «Грамматическая тетрадь» (№1,2,3,4), 2008 г. Е.М. Косинова «Уроки логопеда.  Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет», 2017г. О.И. Крупенчук «Игры  со звуками и буквами для дошкольников», 2016 г. Н.Э. Теремкова  «Логопедические домашние задания для детей 5­7 лет с ОНР». Альбомы., 2014 г. (используют в д/с) Л.Г. Парамонова «Как подготовить дошкольника к овладению  грамотным письмом. Профилактика дизорфографии», 2008 г. И другие пособия  Л.Г. Парамоновой.