Драматизация как средство повышения мотивации к обучению иностранному языку
Начнем с того, что дадим определение термину «драматизация» в контексте образовательной деятельности. В методической литературе мы находим следующие термины для обозначения данного методического приема: постановка, инсценировка, учебный/дидактический театр, театрализация, драматизация. Однако многообразие терминов не меняет сути данного методического понятия. Таким образом, под драматизацией при обучении иностранному языку подразумевают «креативное использование письменной и устной речи на основе художественного литературного произведения».
Драматизация как методический прием для обучения языку впервые был применен в Англии. Питер Слейд и Брайан Уэй считаются родоначальниками использования данного приема в школе. Их идея драматизации как средства формирования творческой личности учащихся во многом повлияла на дальнейшее развитие методических теорий по использованию драматизации в процессе обучения.
Драматизация заставляет пропускать ситуацию через себя, придавая ей личностный характер. Личностная ориентация, как показывает опыт изучения иностранных языков, значительно повышает эффект их усвоения, так как в этом случае наряду с интеллектом подключаются эмоции. Личностно значимой ситуацию делает роль, которую получает учащийся.
Разыгрывая роль, ученик не просто начинает говорить языком литературного героя, не просто становится этим героем на несколько минут, драматизированный рассказ оставляет более сильное и длительное впечатление. Следовательно, основная ценность драматизации в том, что она «дает возможность детально ознакомиться с литературным произведением. Благодаря перевоплощению, драматизация способствует глубокому пониманию литературного отрывка». А это именно то, к чему мы стремимся, обучая учащихся чтению и говорению на иностранном языке.
Применение драматизации развивает критическое и интуитивное мышление, способствует большей сосредоточенности, формирует навыки и умения в чтении.
Драматизация способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения и доставляет эстетическое наслаждение.
Прием драматизации служит средством стимуляции интеллектуального развития, улучшает качество речи за счет увеличения длины предложений, использования разнообразных грамматических конструкций и расширения словарного запаса.
Драматизация улучшает качество речи учащихся еще и фонетически, так как тон голоса и выразительность являются важными компонентами устной презентации.
Прием драматизации является эффективным средством обучения ИЯ, так как он развивает коммуникативную, творческую и культурную компетенцию, способствуя формированию у учащихся навыков социального общения.
Все очевидные преимущества драматизации не означают, что этот прием должен стать ведущим средством повышения мотивации к изучению ИЯ. Оптимальный вариант – разумное сочетание драматизации с другими традиционными и нетрадиционными формами и приемами работы с учетом задач урока, особенностей учебной группы, содержания учебного материала.
Немаловажным является и то, что совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки, укрепляет ответственность за успех общего дела.
Здоровьесберегающие технологии на уроке АЯ
Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Динамическая нагрузка - естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать эту потребность на уроке приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания и работоспособности, плохому усвоению изучаемого материала.
Поиск новых способов повышения двигательной активности школьников связан с новыми подходами к организации учебного процесса на уроке, требует изменений в традиционной структуре урока, совмещения образовательного компонента с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса.
Интересным и полезным в этом отношении стало знакомство с опытом работы зарубежных коллег. Организация уроков обучения АЯ проходит с привлечением большого количества песен и игр (active songs and games), пальчиковых игр ( finger plays), ролевых игр (role-plays), и т.д., что дает возможность активизировать учебный процесс, сделать его содержание интересным и увлекательным. Смена видоа деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов повышает умственную работоспособность, мотивацию к изучению АЯ. Стимулом привлечения внимания учащихся является и новизна структуры урока.
Однако систематическое использование моделей урока с активной динамической нагрузкой в условиях современной образовательной школы проблематично. Причины: государственные программы, регламентирующие учебный материал, сложившийся стереотип поведения учителя, количество учебных часов.
Но можно попытаться частично позаимствовать опыт иностранных коллег и по мере возможности использовать инновационные комбинации дополнительных технических средств, вариационных методик для комбинации образовательного и динамического компонентов урока, учитывая специфические особенности отечественного образования.
Компоненты комплексной модели урока, способствующие решению задачи совмещения высокой продуктивности учебного процесса с педагогическими приемами, которые позволяют сохранить и укрепить уровень здоровья учащихся:
- положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха);
- самомассаж (улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение);
- гимнастика: пальчиковая (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи), дыхательная ( помогает повысить возбудимость коры головного мозга, активизировать детей), для глаз (полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения);
- динамическая пауза ( снимает напряжение общей моторики);
- смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, пишу, рассуждаю);
- игровые моменты;
- подача материала наиболее доступным рациональным способом;
- нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе;
- музыкальное сопровождение.
Большинство перечисленных компонентов можно использовать на всех этапах обучения АЯ.
Для проведения физкультминуток использую следующие рифмовки:
Hands up! Clap! Clap! Clap!
Hands down! Shake! Shake! Shake!
Hands on hips! Jump! Jump! Jump!
Hope! Hope! Hope! Stand still!
Пальчиковая гимнастика
I have ten little fingers,
And they all belong to me.
I can make them do many things.
So would you like to see?
I can shut them up tight.
I can open them wide.
I can put them together
Or make them all hide.
Hands up! Hands down!
Hands on hips, sit down.
Stand up, hands to the sides,
Bend left, bend right.
Hands on hips, 1,2,3, hope.
1,2,3, stop. Stand still!
Так же на уроках использую упражнения с использованием рифмовок и песен на основе движения для создания положительного эмоционального фона и задания с активной жестикуляцией для подкрепления слухового образа визуальным.
Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий.
Кратковременные физические упражнения и игры усиливают кровообращение и дают отдохнуть участкам мозга, находившимся в раздраженном состоянии во время учебы, вызывая возбуждение других участков. После такого активного отдыха внимание повышается, восприятие материала улучшается, в целом активизируя организм детей. На уроках я следую советам, которые дают детские психологи и психотерапевты:
1. Используйте частую смену видов деятельности; норма – 4-7 видов за урок.
2. Применяйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, индивидуальная работа), чередуя их через 10-15 минут.
3. Используйте методы, способствующие активизации и творческому самовыражению учащихся, - непринужденную беседу, выбор действия, способа действия, взаимодействия, свободу творчества.
4. Применяйте динамические паузы или минуты релаксации (норма – 2 раза за урок).
5. Обязательно наличие внешней мотивации (оценка, поддержка, соревновательный момент).
6. Стимулируйте внутреннюю мотивацию – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к материалу, удовольствие от полученных знаний.
7. Поддерживайте у детей веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе.
8. Создавайте ситуацию успеха.
9. Справедливо оценивайте ответы школьников. Оценка должна помогать, а не отбивать охоту учиться.
10. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.