Статья "Эффективность реализации мер социальной поддержки молодых специалистов: региональный уровень
Оценка 4.6

Статья "Эффективность реализации мер социальной поддержки молодых специалистов: региональный уровень

Оценка 4.6
Документация +2
doc
обществознание +1
11 кл +1
24.10.2017
Статья "Эффективность реализации мер социальной поддержки молодых специалистов: региональный уровень
статья "Эффективность реализации мер социальной поддержки молодых специалистов: региональный уровень" посвящена исследованию реализации государственной социальной политики молодых специалистов. Материал социологического характера, содержит исследовательский материал и может быть использована как дополнительная литература. Пригодится на уроках обществознания и во внеурочной деятельности студентов и школьников.
статья гос полит.doc
Уразаева Анастасия Александровна Преподаватель Шенталинского филиала ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж» Эффективность реализации мер социальной поддержки молодых специалистов: региональный уровень В   современной   России   молодые   специалисты   занимают   особое   положение   на современном рынке труда и испытывают трудности при поиске работы и дальнейшего трудоустройства. Под «молодым специалистом» понимается работник, в возрасте от 20 до 29 лет, получивший среднее профессиональное или высшее образование, и впервые поступивший   на   работу   по   полученной   специальности   в   течение   трех   лет   после окончания образовательного учреждения [1, с. 116 ­124]. Для   Ульяновской   области   проблема   трудоустройства   молодых   специалистов является   очень   актуальной.   В   городе   широко   развита   система   высшего   и   средне специального   образования,   ежегодно   выпускаются   тысячи   специалистов   различного профиля. Но в данной ситуации возникают две проблемы. Во­первых, Ульяновск, для многих вчерашних выпускников является неактуальным, для них престижнее уехать в такие   крупные   города,   как   Москва,   Санкт   ­   Петербург.   Это   ведет   к   тому,   что талантливые кадры покидают область [2]. Во ­ вторых, даже если выпускник остался в области,   то   он   ищет   работу   в   частных   компаниях   в   таких   сферах,   как,   торговля, реклама, банковское дело, то есть в тех сферах, где в большинстве своем опыт работы не требуется, да и оплата труда там значительно выше, чем в государственном секторе. Соответственно,   государственные   сферы   деятельности:   культура,   образование, здравоохранение,   спорт   и   наука,   становятся   непривлекательными   для   вчерашнего выпускника [3, с. 23­26].  В   связи   с   возникшей   проблемой,   региональные   власти   проводят   активную политику   в   сфере   трудоустройства   молодых   специалистов   высшего   и   средне специального звена, а так же их поддержки. В регионе создана нормативно­правовая база, которая определяет систему мер социальной поддержки молодых специалистов [4, с. 1­3].  Меры   государственной   социальной   поддержки   молодых   специалистов   в Ульяновской области, отраженные в действующих законодательных актах, активное их применение началось с 2012 года. [5, с. 2­7; 9, с. 4­5; 10, с. 3; 11, с 3­6].  Как мы видим, в Ульяновской области активно развивается политика социальной поддержки молодых специалистов при поддержке Губернатора и Правительства [6]. В нашем   регионе   разрабатываются   программы,   направленные   на   предоставление материальной   помощи   молодым   специалистам,   предоставление   им   жилья,   помощи   в ремонте   [7].   Основные   категории   молодых   специалистов,   которые   могут воспользоваться   такой   поддержкой:   работники   сферы   образования,   культуры, библиотечного   и   архивного   дела,   медицины,   государственной   службы,   сельского хозяйства   и   ветеринарии   [8].   Так   же   интересным   является   тот   факт,   что   молодым специалистам   в   сельской   местности   и   в   поселках   городского   типа   предоставляется больше материальных гарантий и выплат, чем в городе.  Региональные власти активно содействует молодым кадрам, изъявившим желание работать   в   государственной   сфере,   но   сегодня   остается   актуальным   вопрос   о   том, насколько   меры   государственной   социальной   поддержки   являются   эффективными   с точки   зрения   самих   молодых   специалистов,   достигается   ли   цель   привлечения   и закрепления молодых кадров на рабочие места. Оценка эффективности мер государственной социальной поддержки именно с точки зрения самих молодых специалистов является новым направлением, тогда как органы   государственной   власти   оценивают   эффективность   мер,   исходя   из экономических критериев.  С   целью   оценки   эффективности   социальной   поддержки   было   проведено социологическое   исследование:  «Эффективность   государственной   социальной поддержки молодых специалистов в Ульяновской области». Данное исследование было проведено в период с февраля по апрель 2015 года, методом полустандартизированного интервью.   Респондентами   выступили   молодые   специалисты   в   сфере   образования   и медицины города Ульяновска и сельской местности, закончивших ВУЗ в 2012, 2013 и 2014 годах. При отборе респондентов использовался метод "снежного кома", в связи с тем, что данная категория опрошенных является специфической.  Дополнением   к   интервью   был   традиционный   анализ   документов:  Закона Ульяновской   области   от   02.05.2012   N   49­ЗО   «О   мерах   социальной   поддержки отдельных   категорий   молодых   специалистов   на   территории   Ульяновской   области», отчетов   Губернатора   Ульяновской   области,   Министерства   образования   Ульяновской области, Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области за 2012, 2013, 2014 годы. Была изучена информация с сайта Министерства образования Ульяновской   области   о   вакансиях   в   образовательные   учреждения   Ульяновска   и Ульяновской области за период 2012, 2013 и 2014 года [11]. В рамках социологического исследования   проведен   анализ   статистической   информации   о   выпускниках   УлГПУ педагогических специальностей и их дальнейшем трудоустройстве в образовательные учреждения Ульяновска и Ульяновской области. Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: 1.   Не   смотря   на   меры   поддержки   и   мероприятия   регионального   масштаба, профессия учителя является непривлекательной для выпускников. Это подтверждается статистическими   данными   Ульяновского   государственного   педагогического университета: далеко не все выпускники УлГПУ педагогических специальностей идут работать в сферу образования. Процент тех, кто пошел работать по полученной в ВУЗе специальности ежегодно находится ниже 50%, что еще раз подтверждает тот факт, что профессия учителя в школе не привлекательна для молодежи. Рисунок 1.1.  Количество вакансий,  молодых  специалистов,  сельских  молодых специалистов и выпускников УлГПУ Исходя из представленной диаграммы и статистических данных, можно говорить о том, что, не смотря на то, что с каждым учебным годом вакансии в сфере образования уменьшаются, количество молодых специалистов увеличивается. Но сельских педагогов становится меньше, не смотря на все меры поддержки и мероприятия регионального масштаба. Так же хочется отметить тот факт, что несмотря на то, что ежегодно растет процент   выпускников   УлГПУ,   трудоустроившихся   в   школы   города   и   области,   этот процент мал, исходя из всех выпускников педагогических специальностей. В сфере здравоохранения количество молодых специалистов было максимальным в 2013 году, но в целом, ежегодное количество молодых врачей примерно одинаковое. Получатели выплат в рамках программы социальной поддержки резко выросли в 2014 году по сравнению с теми же данными за предыдущий год. Рисунок 1.2.  Количество молодых специалистов и получатели выплат за 2012, 2013, 2014 года. В   целом   же,   говоря   о   сфере   образования   и   медицины,   трудно   делать сравнительный анализ этих сфер, в силу недоступности статистической информации по количеству молодых специалистов в сфере медицины. Но судя по имеющимся данным, можно сказать, что количество молодых специалистов, хоть и ненамного, но ежегодно растет. Но количество молодых специалистов на селе в сфере образования, несмотря на все меры поддержки данной категории трудовых ресурсов, ежегодно уменьшается. Так же хочется отметить тот факт, что финансирование, выделяемое на выплаты молодым кадрам, не соразмерно с количеством молодых специалистов.  2.   Меры   поддержки   не   имеют   доминирующее   значение   при   трудоустройстве молодых кадров, выступая лишь в роли приятного дополнения.  Данные меры имеют значение  лишь  для 5 респондентов из  30, принявшими  участие  в исследовании.  Эти молодые специалисты проживают в сельской местности, тогда как для городских кадров меры   были   лишь   приятным   дополнением   к   их   заработной   плате.   То   есть,   меры поддержки имеют не доминирующее значение для респондентов, в отличие от других стимулов.  3. Проблемы, испытываемые молодыми работниками сферы медицины, носят в большинстве своем материальный характер, а так же межличностный: взаимоотношения с   коллегами   и   пациентами.   Учителя   имеют   немного   другие   проблемы,   связанные   с документацией и проблемы психологического характера.  больше актуален для сельских молодых кадров, в особенности для учителей. 4.   Меры   социальной   поддержки   как   фактор   закрепления   на   рабочем   месте 5. Большее количество врачей (9), чем учителей (4), намерены сменить место своей работы, не смотря на меры социальной поддержки. Молодые врачи, планирующие смену   рабочего   места,   намерены   оставаться   в   сфере   медицины,   тогда   как   учителя считают возможным смену сферы деятельности.  Врачи объясняют данную тенденцию сложностью и долготой процесса обучения, а так же серьезностью профессии врача.  6. В данном контексте можно говорить о том, что меры социальной поддержки как   фактор   закрепления   на   рабочем   месте   больше   актуален   для   сельских   молодых кадров, в особенности для учителей. Но и они напрямую не связывают свои мотивы работы на нынешнем месте с мерами поддержки, ставя на первое место факторы места жительства, коллектива, условия работы и карьерного роста.  7.   Предложения,   высказанные   молодыми   врачами   и   учителями,   в   дополнение программы поддержки   носят в основном материальный характер:  увеличение выплат, помощь в покупке жилья, льготный проезд в общественном транспорте, отмена налога на выплаты,  а так же улучшение условий труда и возможности развития и роста как профессионала. Исходя из результатов проведенного исследования, можно говорить о том, что для   молодых   кадров   в   сфере   образования   и   медицины   меры,   предусмотренные социальной поддержкой молодых специалистов в Ульяновской области, имеют весьма малое значение при планировании своей трудовой деятельности и дальнейших планов самореализации   и   карьерного   роста.   По   мнению   самих   молодых   кадров,   цель привлечения молодых специалистов в сферу образования и медицины, не достигается при   помощи   мер   поддержки.  Субъективная   оценка   респондентов   показывает,   что поддержка молодых специалистов должна вестись не только в материальном плане, но и учитывать   потребность   молодежи   в   саморазвитии   и   самовыражении.   Учет   данных потребностей может способствовать закреплению молодых кадров на месте работы: в школах и медицинских учреждениях Ульяновска и в сельской местности. Это может служить своего рода рекомендацией к устранению проблемы.   При   этом   наблюдается   положительная   динамика:   количественное   увеличение числа   молодых   специалистов   из   года   в   год,   как   в   сфере   медицины,   так   и   в   сфере образования,   соответственно,   программа   поддержки   достигает   определенных результатов.  В   целом, система   мер   государственной   поддержки   молодых   специалистов является важной составляющей региональной политики, направленной на закрепление молодых кадров в Ульяновской области. Меры, предложенные программой поддержки относительно молодых кадров в регионе могут явиться положительным стимулом для молодых   специалистов   при   трудоустройстве   в   государственную   сферу   по специальности.   Но   следует   констатировать   тот   факт,   что   эффективность   программ остается   достаточно   низкой   с   точки   зрения   самих   участников   программы,   то   есть молодых учителей и врачей. Список использованной литературы 1. Осипова Г.В. Социологический энциклопедический словарь // под ред. Г. В. Осиповой. М., НОРМА­ИНФРА­М.,2000. ­ 400 с.  2. Климович Л.В., Шитикова М.И. Социально­экономические факторы миграционных установок студенческой молодежи // «Проблемы теории и практики современной науки: социально­гуманитарный аспект»: IV сборник трудов студентов, аспирантов и молодых ученых. С. 208­212. 3. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда // Социс. 2011. ­ №7. ­ С 23­26. 4. Постановление Правительства Ульяновской области от 12 августа 2008 г. № 349­П «О   некоторых   мерах   по   реализации   федеральной   целевой   программы   «Социальное развитие села до 2020 года». 5. Закон Ульяновской области № 49­ЗО от 02.05.2012 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий молодых специалистов на территории Ульяновской области». 6. Молодежный портал Ульяновска. Электронный ресурс удаленного доступа (Internet): http://simcat.ru/ (29.10.2014 г.).  7.   Постановление   Правительства   Ульяновской   области   №   261­П   от   15.06.2011   «О стимулирующих   выплатах   молодым   специалистам,   работающим   по   специальности   в государственных   учреждениях   социального   обслуживания   населения   Ульяновской области».   Электронный   ресурс   удаленного   доступа   (Internet):  http://www.ulgov.ru/ (26.10.2014 г.). 8.   Поддержка   молодых   специалистов   в   Ульяновской   области.   Официальный   сайт регионального центра поддержки и сопровождения предпринимательства в Ульяновской области. (Internet): http://www.centr73.ru/news/58  (29. 10. 2014 г.).  9.   Решение   Ульяновской   Городской   Думы   от   21.12.2012   №   223   «Об   утверждении Программы дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в муниципальном образовании «город Ульяновск» «Забота» на 2013­2015 годы».  10.   Постановление   Правительства   Ульяновской   области   от   27.12.2012   №   646­П   «О единовременных     денежных   выплатах,   предоставляемых   педагогическим   работникам муниципальных   основную общеобразовательную программу дошкольного образования, ­ молодым специалистам, за   исключением   работников,   проживающих   в   сельской   местности,   рабочих   поселках Ульяновкой области».  11. http    Официальный   сайт   Министерства   образования   Ульяновской   области  ://   mo   73.    /  vakansii (10.05.2015).   образовательных  ru   /  kadrovaya  ­  politika       учреждений,   реализующих   Электронный удаленного   доступа     ресурс

Статья "Эффективность реализации мер социальной поддержки молодых специалистов: региональный уровень

Статья "Эффективность реализации мер социальной поддержки молодых специалистов: региональный уровень

Статья "Эффективность реализации мер социальной поддержки молодых специалистов: региональный уровень

Статья "Эффективность реализации мер социальной поддержки молодых специалистов: региональный уровень

Статья "Эффективность реализации мер социальной поддержки молодых специалистов: региональный уровень

Статья "Эффективность реализации мер социальной поддержки молодых специалистов: региональный уровень

Статья "Эффективность реализации мер социальной поддержки молодых специалистов: региональный уровень

Статья "Эффективность реализации мер социальной поддержки молодых специалистов: региональный уровень

Статья "Эффективность реализации мер социальной поддержки молодых специалистов: региональный уровень

Статья "Эффективность реализации мер социальной поддержки молодых специалистов: региональный уровень

Статья "Эффективность реализации мер социальной поддержки молодых специалистов: региональный уровень

Статья "Эффективность реализации мер социальной поддержки молодых специалистов: региональный уровень
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2017