Статья "Формирование гражданского самосознания младших школьников"
Оценка 4.7

Статья "Формирование гражданского самосознания младших школьников"

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
классное руководство
3 кл
29.01.2017
Статья "Формирование гражданского самосознания младших школьников"
В статье представлен материал о формировании гражданского самосознания младших школьников с учётом теоретических сведений, великих учёных и педагогов и опыта практической деятельности учителя. Обосновывается важность возраста для формирования понятий "мораль", "моральные ценности", "нравственные качества", "нравственность", "гражданская позиция" и др. через урочную и внеурочную деятельность.
Бекетова Татьяна Леонидовна, статья.doc
Бекетова Татьяна Леонидовна,  учитель нач. классов высш. категории Заслуж. работник образования Заб края МБОУ Ясногорская СОШ Оловяннинского р­на Заб. Края Формирование гражданского самосознания младших школьников. Основные   моральные   ценности   и   общепринятые   нормы   поведения     на осознанном уровне закладываются в период начальной школы. Именно  в этом возрасте важно сформировать у детей правильное представление о морали как правилах   поведения,   о   нравственности   как   всех   положительных   качествах личности;   помочь   осознать   себя   гражданином   нашей   Великой   страны   как маленького   звена   нерушимой   цепи.   Поощрять     даже   самые   маленькие проявления мыслей трудиться на благо Родины, совершать добрые поступки, сохранять многовековые традиции и обычаи своего народа. И, прежде всего, преклоняться перед мужеством и героизмом тех, кто ради  сегодняшнего мира не щадил себя во время Великой Отечественной войны, и тех, кто способен и в настоящее время совершать героические поступки. Целенаправленная работа по формированию гражданского самосознания ведётся   как через урочную, так и внеурочную деятельность. Ежегодно дети принимают участие   в конкурсах чтецов («Война оставит память в сердце»), рисунков («Этих дней не смолкнет слава»), поделок на военную тематику («Эти лихие,   сороковые..»   ­   памятники,   обелиски),   готовят   изумительные   сюжеты («Враги сожгли родную хату», выставка военной техники), посещают выставки (творческая выставка школы ко Дню Победы, выездная выставка исторического оружия, выставка в краеведческом музее), принимают участие во всех акциях  и предлагаемых мероприятиях, в проектной деятельности (посещение ветеранских семей, сбор  информации   в  Книгу  памяти, выпуск  поздравительного   буклета, поздравление ветеранов). Ежегодно посещаем митинги,  являемся участниками и призёрами конкурса Песни и строя.  В   2014­15   уч.году     вместе   с   детьми   мы   участвовали   в   праздничном шествии   ко   дню   Победы,   где   среди   огромного   количества   школьников   и односельчан   Первоклассники   с   гордостью   несли   портреты   своих   дедов, прадедов. При подготовке к Ломоносовским чтениям (многолетняя традиция нашей школы) дети очень часто выбирают тему исследовательской работы по изучению     жизненного   пути   своих   родственников   во   время   ВОв   или рассматривают  общий вклад в победу, например, роль женщин в эти годы.  Две сестрёнки, в поисках ответа  на вопрос, как появилась Чита,  увлеклись своим исследованием, вышли на более серьёзный виток  и заняли 1 место с докладом «Казачьи части и соединения в годы войны» в классе, в параллели, в школе,  в муниципальной   НПК   «Я   –   исследователь!»,   при   подготовке   побывали   и   в краеведческих музеях  в Оловянной и в Чите,  настояли на поездке к памятнику Петра Бекетова  в Чите, увлекли своим исследованием всех одноклассников. Дети   всегда     очень   тонко   чувствуют,   искренне   переживают   за   своих ровесников     в   военное   время   («Варварство   «Муса   Джалиль»   и   др)     и   за современных   героев.   При   проведении   классного   часа   «Герои   Забайкальского края», знакомясь с судьбами этих замечательных людей, и, слушая поэму нашего земляка из Акши Бориса Макарова «Алдар», когда  вижу, что проникаются дети до слёз, понимаю, что всё это не зря, что они станут настоящими патриотами своей   Родины,   что   они   сейчас   уже   правильно   формируют   свою   жизненную позицию. Присвоение   духовно­нравственных   ценностей   очень   ярко прослеживается     при   изучении   курса   ОРКСЭ.     Сопоставление   нравственных категорий: добра и зла, долга и совести, чести и достоинства, справедливости и милосердия   играют   большую   роль   в   становлении   характера,   в   решении жизненных проблем, помогают находить детям путь  конструктивного общения друг с другом и окружающими.   И, конечно же,   работа в данном направлении параллельно ведётся   на уроках литературного чтения. На примере произведений в  течение первых двух лет   обучения   дети   чётко   проводят   грань   между   добром   и   злом,   оценивают поступки   литературных   героев,   анализируют   черты   своего   характера,   учатся толерантному   отношению   к   окружающим,   задают   много   вопросов,   и     таким образом   начинает   формироваться   целостная   картина   мира   с   её   прошлым, настоящим   и   будущим.  Дети   должны   знать   прошлое   своей   страны,   а   связь прошлого и настоящего – это путь в будущее.  В 3–4   классах, знакомясь со стихотворениями А. Ахматовой («Памяти друга»),   А.   Твардовского   («Я   знаю,   никакой   моей   вины…»),   Б.Окуджавы («Король»),   В   Высоцкого   («Он   не   вернулся   из   боя»),   вместе   с   авторами размышляют о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война.   Большой   отпечаток   оставляет   в   их   сердцах   рассказ   В.Драгунского «Арбузный переулок»   о военном детстве и повесть А.Гайдара «Тимур и его команда»   о   настоящих   взрослых   поступках   подростков.   Именно   здесь   чётко раскрывается понятие истинного добра, когда   доброта не требует награды, а идёт от сердца. Художественная   литература   представляет   собой   одно   из   важнейших средств патриотического воспитания. Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к Родине, заботу о её интересах и готовность к защите её   от   врагов.   Их   герои   вызывают   у   младших   школьников   уважение   к историческому   прошлому   своего   народа,   бережное   отношение   к   народной памяти. Патриотическое   чувство,   желание   и   готовность   защищать   Родину осознаётся учащимися постепенно и не может быть сформировано в короткое время, требуя к себе постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе. Обогащение   духовного   мира   ребенка   происходит   через   постижение идеалов и через сопереживания чувств героев, через соучастие и сочувствие. Огромное значение в воспитании патриотизма и формирования исторического сознания играет художественная литература. Она воспитывает сознание того, что мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого   долга,   патриотам   Отечества.   Высокие   нравственные   идеалы отражаются в произведениях о Великой Отечественной войне, в которых смысл человеческой жизни заключается в служении людям и Отечеству.

Статья "Формирование гражданского самосознания младших школьников"

Статья "Формирование гражданского самосознания младших школьников"

Статья "Формирование гражданского самосознания младших школьников"

Статья "Формирование гражданского самосознания младших школьников"

Статья "Формирование гражданского самосознания младших школьников"

Статья "Формирование гражданского самосознания младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017