Статья "Формирование понятийного мышления на уроках истории"
Оценка 4.6
Работа в классе
docx
история
Взрослым
18.12.2017
Статья является обобщением педагогической практики преподавателя истории и обществознания высшей категории КГБПОУ «Красноярский автотранспортный техникум»Ивановой С.П. В работе раскрывается авторская методика преподавания истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий. Педагогическая разработка адресуется преподавателям истории учреждений начального и среднего профессионального образования
формированиек понятийного мышления.docx
Иванова Светлана Павловна, преподаватель истории и обществознания КГБПОУ
«Красноярский автотранспортный техникум»
Аннотация. Статья является обобщением педагогической практики преподавателя
истории высшей категории Ивановой С.П. В работе раскрывается авторская методика
преподавания истории с использованием современных образовательных технологий.
Педагогическая разработка адресуется преподавателям истории учреждений начального и
среднего профессионального образования
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ
История, как и любая наука имеет вполне определенную структуру, которая
выстраивается по понятийному принципу. В основе этой структуры лежат понятия и
аксиомы, из которых постепенно выводятся более частные, специальные понятия.
Именно поэтому студенту, чтобы получить научные знания, понять их внутреннюю
логику и взаимосвязь, необходимо обладать понятийным мышлением. Если это условие
соблюдается, то студент легко понимает то, что ему объясняют на уроке, и то, что он сам
читает в учебниках и в других научных пособиях и книгах.
Если же понятийное мышление у студента не сформировано, то он может образно
представлять сообщаемые ему отдельные научные факты и положения, но в основном ему
приходится заучивать предлагаемую информацию наизусть. Заучить же наизусть весь
материал учебников истории или обществознания, не понимая сути излагаемых событий,
практически невозможно.
В своей педагогической практике я очень часто сталкиваюсь с полным отсутствием у
студентов понятийного мышления, что вкупе с плохой памятью, создает большие
трудности в изучении дисциплины.
Поэтому работу по формированию понятийного аппарата я начинаю с первых занятий.
Причем понятие не должно быть просто заучено, способствовать его усвоению и
запоминанию может своеобразное миниисследование.
Алгоритм его построения определяется тем, что понятийное мышление состоит как
минимум из трех операций: 1) интуитивного выделение сущностного признака; 2)
установления категориальной принадлежности; 3) формирование логической связи между
явлениями.
В связи с этим можно выделить следующие этапы работы с понятием:
• знакомство с историческим явлением, характеризующим его, выделение сущностного
признака;
• затем студенты должны определить ключевое слово, ответив на вопрос: Что это за
явление? К какому виду(типу) себе подобных явлений оно относится?
• далее они должны определить отличительные признаки явления, т.е. ответить на
вопрос: Чем оно отличается от себе подобных?
Например, в результате знакомства с двупольем, студенты, определяя ключевое слово,
указывают, что это система земледелия. Затем, выделяя признаки, отличающие его от
других систем земледелия, завершают формулирование понятия. На начальной стадии
обучения умению формулировать определение понятия задача преподавателя состоит в
том, чтобы показать студенту его структуру, разложив понятие на составные части
(ключевое слово + отличительные признаки), совместно выстроить алгоритм его
построения.
В результате выстраивается следующий алгоритм деятельности студента:
определение ключевого слова
( в данном случае – система земледелия.) выделение отличительных признаков.
(поле делится на две части, одна из которых засевается, а другая остается под паром
(отдыхает))
соединение двух частей в одно определение.
(двуполье – это система земледелия, при которой поле делится на две части, одна из
которых засевается, а другая остается под паром (отдыхает))
Другой вариант работы с понятием – это обращение к этимологии происхождения
слова. Например, этот вариант можно использовать при определении таких понятий, как
закуп, рядович и др. При этом, рассматривая вопрос о возникновении неравенства в среде
восточных славян, студенту сообщается информация о том, что такое ряд, купа и
предлагается сформулировать определения понятий: закуп, рядович.
В случае если понятие является составным словом, то проводится работа с его
составляющими (социология, психология и др.), на основе анализа слова студенты
формулируют его определение.
Основными
логическими приемами,
формирующими навыки мыслительной
деятельности, являются, как известно анализ (мысленное расчленение содержания понятия
на составляющие его признаки и свойства); синтез (мысленное соединение в целое частей
объекта или его признаков, полученных в процессе анализа); сравнение (мысленное
установление сходства и различия объектов по существенным и несущественным
признакам); обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в понятии). С
учетом сказанного могут быть выделены некоторые приемы педагогической технологии
работы с понятиями.
Вот как может быть организована работа над понятием " государство"
Первый шаг.
Предлагаю студентам назвать по одному два слова, которые бы определяли понятие
"государство", и мы получаем список определяющих слов и словосочетаний.
народ, население, люди,
флаг, герб, гимны,
земля, территория,
власть, закон, управление,
казна, собственность,
независимость, суверенитет.
Второй шаг.
Попрошу выделить из списка наиболее существенные и необходимые признаки, т.е.
такие, без которых не может существовать понятие. Это будут определяющие признаки:
Территория,
население,
управление,
власть,
суверенитет.
Третий шаг.
Существенные и необходимые признаки синтезируем в определение понятий
"государство". Получаем следующее определение понятия «государство»:
Государство общественная система, создаваемая для организации и управления жизнью
определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти
и законов и обладающая независимостью.
Систематическая отработка и пополнение понятийного аппарата, работа над развитием
понятийного мышления студентов дает возможность развивать у них способность к
категоризации, умение находить логическую связь между явлениями, видеть закономерности. Именно такое мышление лежит в основе ряда частных интеллектуальных
навыков, необходимых при обучении студентов.
Определения понятий (персоналии, исторические даты) каждой темы заносятся
студентами в словарь и заучиваются.
Работа над понятиями результативна, если она проводится систематически. Каждый
урок начинается с повторения понятий ранее изученных тем. Каждый студент на уроке
получает по две оценки – за понятия и тему, что, несомненно, является стимулом к
активной работе на уроке.
Формы проверки понятий использую самые разнообразные, как традиционные
(словесный диктант, викторина, тестовые задания), так и итерактивные
(игры и
упражнения). Наиболее часто использую упражнение «Рука» и игру «Шаги». При
использовании интерактивных форм кардинально измененная форма проверки изменяет
содержание и мотив деятельности студентов – им не только ради «пятерки», но и в силу
ряда личных причин самим захочется сделать все правильно. Это особенно актуально для
групп первого курса, где идет процесс самоутверждения каждого студента в новом
коллективе
Упражнение «Рука»
На экране проектора показываю 5 понятий (персоналий, дат), которым нужно будет
дать определение. Студентам дается 34 минуты для повторения, при этом разрешается
пользоваться всеми возможными источниками. По истечении отведенного времени начинаю
опрос (источниками уже никто не пользуется). Для получения оценки «5» студент должен
5 раз поднять руку (по аналогии «4», «3», «2» балла). Отвечает один студент (сложные
понятия спрашиваю сильных студентов), а все остальным поднявшим руку защитывается 1
балл за работу над понятиями, затем они суммируются и выводится общая сумма баллов.
За неправильный ответ, за ответ не «по руке» предусмотрены штрафные санкции. В этой
работе мне помогает студент ассистент, в обязанности которого входит подсчет
количества набранных баллов каждым студентом (он использует при этом схему
расположения столов в аудитории) и занесение на ПК итоговых оценок в список группы
для последующего показа на экране проектора. После опроса показываю на экране
правильные определения этих же понятий и каждый студент имеет возможность
скорректировать свои знания и записи. Упражнение эффективно для отработки
определений понятий в течение всего периода изучения дисциплины.
Игра «Шаги»
Предлагаю одному или двум студентам бодро шагать по рядам и на каждый шаг
называть новое понятие. Время «выступления» одного студента – 1 минута. В зависимости
от уровня подготовленности студентов в группе критерии оценки варьируются и
устанавливаются каждым преподавателем. В моей практике максимально за отведенное
время было названо 120 понятий. В данном случае также используется помощь студента –
ассистента, он подсчитывает количество названных понятий, отслеживает повторы и
время. Так как под игрой понимается вид самостоятельной активности обучаемых (одного
человека и всей группы, нескольких групп), то подвожу итоги участия в игре как внутри
каждой группы, так и среди всех групп первого курса, выяляется победитель и
награждается символическим подарком. Лучшие результаты каждой группы помещаются в
методическом уголке в виде таблицы. Применяя различные модификации в пределах
приема (например, если идущий студент замолчит и «выпадет» из игры, ее подхватывает
тот студент, у чьего стола он остановился, или по хлопку ассистента отвечающий должен
дать определение последнего из названных понятий, а потом продолжить путь, можно
надолго сохранить интерес к такой проверке. Игру «Шаги» лучше проводить в конце
семестра, когда уже изучено достаточное количество понятий и отработаны их
определения. Систематическая отработка и пополнение понятийного аппарата, работа над
развитием понятийного мышления студентов дает возможность развивать у них
способность к категоризации, умение находить логическую связь между явлениями, видеть
закономерности. Именно такое мышление лежит в основе ряда частных интеллектуальных
навыков, необходимых при обучении студентов на старших курсах.
Статья "Формирование понятийного мышления на уроках истории"
Статья "Формирование понятийного мышления на уроках истории"
Статья "Формирование понятийного мышления на уроках истории"
Статья "Формирование понятийного мышления на уроках истории"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.