Селтинский район, МКОУ «Халдинская СОШ»
Вострикова Ольга Петровна, учитель ИЗО
Библейская тема в преподавании
изобразительного искусства в школе.
Переход на новые Федеральные Государственные образовательные стандарты
предусматривает приобщение детей к нравственным ценностям, заложенным в
Концепции духовнонравственного воспитания. В рамках образования в
общеобразовательных учреждениях необходимо обращаться к теме нравственности
на каждом предмете, каждом уроке.
В рамках преподавания изобразительного искусства в школе по программе
Б.М. Неменского в 7 классе в разделе «Великие темы жизни» предусматривается
изучение одной из важнейших тем «Библейские темы в изобразительном
искусстве». Целью преподавания этих уроков является знакомство обучающихся с
библейской темой в изобразительном искусстве; с творчеством конкретных
авторов; духовнонравственное воспитание детей через библейские сюжеты;
развитие творческих способностей обучающихся.
Библейские темы господствовали в искусстве в период Возрождения в XVII –
XVIII веках. Они не потеряли своей актуальности и в наши дни, скорее наоборот,
стали более популярны и обращают на себя внимание современной молодёжи. В
этих темах современные художники находят аналогии нашей жизни. Через
изображения библейских сюжетов можно выразить самые разные человеческие
чувства.
Библия – важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. В
ней воплощены идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения
человечеству, вера в ценность человеческой личности. Сама жизнь подсказывала
художникам, ваятелям, архитекторам наиболее важные, насущные для них образы,
оптимальные художественные решения. Библейские темы пронизывали творчество
величайших мастеров мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело,
Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, Караваджо, Рублёва, Крамского, Сурикова,
Брюллова… Созданные ими на библейские сюжеты росписи, фрески, иконы,
картины – это произведения, несущие в себе огромное духовное содержание и
глубокий нравственный смысл.
При проведении уроков целесообразно использовать аудиозаписи или
прочтения учителем фрагментов Библии из жизни Иисуса Христа. Методическое
пособие «Жизнь Иисуса Христа», рекомендованно Управлением воспитания и
дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России для
использования во внеурочной работе и в системе дополнительного образования
детей. Данное методическое пособие и аудиозапись не только знакомит с жизнью
Иисуса Христа и Его учением, но и носит преимущественно познавательный, культурологический характер, формирующий духовнонравственное развитие
ребёнка.
Не раз к одной и той же теме художники возвращались для того, чтобы
сделать иллюстрацию или поставить и решить для себя духовные проблемы.
Например, к сюжету притчи о Блудном сыне обращались многие художники, в
частности, Рембрандт неоднократно обращался к этой теме. Знаменитый офорт
«Возвращение блудного сына» и его же прославленная картина «Блудный сын»
считаются одними из самых глубоких его созданий.
На офорте мы видим старика отца и поднявшегося к нему оборванного,
несчастного, исхудалого сына с измученным лицом. Художник показал внутренний
мир страдающего человека, его неудавшуюся жизнь, вызывающие чувства
драматизма, психологически острой напряжённости.
За год до смерти Рембрандт снова возвращается к этой теме и пишет картину,
сюжет которой совершенно иной. Главным персонажем становится уже не сын, а
слепой старик – отец, его поразительные, трепетные руки, ласкающие и утешающие
блудного сына, стоящего спиной к зрителю. Отец давно простил сына, он
склоняется над сыном, наполненный любви и опускает на его спину свои руки.
Любовь выступает здесь выше всех обид, тщеславия и заблуждений.
Таким образом, идея любви, родительской доброты, прощения обогатились, и
главной здесь стала идея человечности. В этой новой ситуации неожиданно
выиграла фигура сына, несмотря на ограниченность показа. Выиграла потому, что
из конкретного персонажа, отдельного индивидуума превратилась в человека с его
печальной судьбой. Композиция стала глубже и получила общечеловеческий
философский смысл. Недаром многие считают эту картину Рембрандта завещанием
художника миру: «Люди, будьте всегда и везде человечны!»
Большую роль в искусстве играет иконопись, которая появилась на Руси в Х
столетии, после принятия христианства. На протяжении веков икона была
единственным предметом живописи на Руси, как одно из «оснований» новой
религии. Простой народ приобщался через иконы к искусству. Изображая события
из жизни Христа, Марии, апостолов, иконописцы находили мотивы, задевающие
душу каждого человека, старались выразить своё представление о добре и зле.
Иконописец в своей работе следовал определённым правилам, например, он не мог
сам придумать сюжет. Но зато как творец, он мог добавить какието детали, «по
своему» прочитать церковный сюжет, подобрать сочетания красок. По этим
деталям можно отличить стиль Андрея Рублёва от стиля Феофана Грека или
Дионисия.
В иконе А. Рублёва «Троица» (1411г.) поражают необыкновенная простота,
немногословность, с какой воспроизведено библейское событие. Из ветхозаветного
рассказа, где Ангелы торжественно восседают за столом, вдали виднеются палаты Авраама и легендарный Мамврийский дуб (именно этот библейский рассказ лёг в
основу иконографии Троицы), художник выбрал лишь те детали, которые дают
представление, где и как происходило действие. Три ангела символизируют
единство, согласие. Композиционно ангелы вписаны в круг, краски их одеяний
дополняют и перекликаются одна с другой. Мир, согласие, любовь — вот к чему
призывал современников Андрей Рублев.
Таким образом, из искусства
иллюстрирующего, иконопись превратилась в искусство познающее.
Иллюстрация – вид искусства, который требует от художника разнообразных
знаний, способности к перевоплощению, богатого воображения и умения
внимательно читать. Ребятам на уроке предлагается изобразить библейский сюжет –
создать рисунок на тему «Рождение Христа», «Распятие Христа», «Притчи и
легенды» или «Иконопись», опираясь на опыт известных художников.
Всё начинается с авторского текста. Большим подспорьем может послужить
красочно иллюстрированная книга под редакцией Н. Борисовской «Жизнь Христа в
произведениях живописи», вышедшая к 2000летию Христианства. При обсуждении
иллюстраций и картин можно обучающимся пофантазировать вслух: как я бы
изобразил это событие, этого героя, каким я его вижу. После обсуждений можно
приступать к практической работе над иллюстрацией к Библии. Основной принцип
работы – режиссура и исполнение – что будет изображено и как. В Библии нет
конкретных указаний относительно персонажей, их надо вообразить, и в этом дети
свободны, однако одеты герои должны быть соответственно эпохе. После того, как
будут изображены герои библейского сюжета, стоит перейти к декорациям. Нужно
точно представить, как могло выглядеть место действия, какие предметы окружали
героев, происходило ли событие в помещении или на природе. Выполняя работу,
надо внимательно следить за её цельностью, не увлекаться перечислением всех
деталей, выделять главное: духовное и нравственное.
За 6 веков до н.э. ученик спросил мудреца, каким словом можно
руководствоваться всю жизнь. «Это слово «взаимность». Не делай другому того,
чего себе не желаешь», ответил мудрец Конфуций.
Список литературы:
1. Блэр Кук, Алан Сколз и др. «Жизнь Иисуса Христа». Методические
рекомендации для проведения бесед с учащимися. Москва, 2000.
2. Н. Борисовская «Жизнь Христа в произведениях живописи». М.: АСТПресс,
2001.
3. Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно
нравственной культуры народов России. 5 класс» учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. – М.: ВентанаГраф, 2014.
Статья и презентация к урокам изобразительного искусства по теме "Библейская тема" по программе Б.М. Неменского(7 класс)
Статья и презентация к урокам изобразительного искусства по теме "Библейская тема" по программе Б.М. Неменского(7 класс)
Статья и презентация к урокам изобразительного искусства по теме "Библейская тема" по программе Б.М. Неменского(7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.