Статья и презентация к урокам изобразительного искусства по теме "Библейская тема" по программе Б.М. Неменского(7 класс)
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Статья и презентация к урокам изобразительного искусства по теме "Библейская тема" по программе Б.М. Неменского(7 класс)

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Презентации учебные +1
docx
изобразительное искусство
7 кл
13.01.2017
презентация к статье

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Библейские темы в преподавании ИЗО в школе.docx
Селтинский район, МКОУ «Халдинская СОШ» Вострикова Ольга Петровна, учитель ИЗО Библейская тема в преподавании изобразительного искусства в школе. Переход на новые Федеральные Государственные образовательные стандарты предусматривает приобщение   детей   к   нравственным   ценностям,   заложенным   в Концепции   духовно­нравственного   воспитания.   В   рамках   образования   в общеобразовательных учреждениях необходимо обращаться к теме нравственности на каждом предмете, каждом уроке.  В рамках преподавания изобразительного искусства в школе по программе Б.М. Неменского в 7 классе в разделе «Великие темы жизни» предусматривается изучение   одной   из   важнейших   тем     ­   «Библейские   темы   в   изобразительном искусстве».  Целью преподавания этих уроков является знакомство обучающихся с библейской   темой   в   изобразительном   искусстве;   с   творчеством   конкретных авторов;   духовно­нравственное   воспитание   детей   через   библейские   сюжеты; развитие творческих способностей обучающихся.  Библейские темы господствовали в искусстве в период Возрождения в XVII – XVIII веках. Они не потеряли своей актуальности и в наши дни, скорее наоборот, стали более популярны и обращают на себя внимание современной молодёжи. В этих   темах   современные   художники   находят   аналогии   нашей   жизни.   Через изображения   библейских   сюжетов   можно   выразить   самые   разные   человеческие чувства.    Библия – важнейшая   сокровищница духовного и культурного наследия. В ней   воплощены   идеалы   добра,   справедливости,   самоотверженного   служения человечеству, вера в ценность человеческой личности. Сама жизнь подсказывала художникам, ваятелям, архитекторам наиболее важные, насущные для них образы, оптимальные художественные решения. Библейские темы пронизывали творчество величайших   мастеров   мировой   культуры:   Леонардо   да   Винчи,   Микеланджело, Рубенса,   Рембрандта,   Веласкеса,   Караваджо,   Рублёва,   Крамского,   Сурикова, Брюллова…   Созданные   ими   на   библейские   сюжеты   росписи,   фрески,   иконы, картины   –   это   произведения,   несущие   в   себе   огромное   духовное   содержание   и глубокий нравственный смысл. При   проведении   уроков   целесообразно   использовать   аудиозаписи   или прочтения учителем фрагментов Библии из жизни Иисуса Христа. Методическое пособие   «Жизнь   Иисуса   Христа»,   рекомендованно   Управлением   воспитания   и дополнительного   образования   детей   и   молодёжи   Минобразования   России   для использования   во   внеурочной   работе   и   в   системе   дополнительного   образования детей. Данное методическое пособие и аудиозапись не только знакомит с жизнью Иисуса   Христа   и   Его   учением,   но   и   носит   преимущественно   познавательный, культурологический   характер,   формирующий   духовно­нравственное   развитие ребёнка.  Не   раз   к   одной   и   той   же   теме   художники   возвращались   для   того,   чтобы сделать   иллюстрацию   или   поставить   и   решить   для   себя   духовные   проблемы.   Например, к сюжету притчи о Блудном сыне обращались многие художники, в частности,   Рембрандт   неоднократно   обращался   к   этой   теме.   Знаменитый   офорт «Возвращение блудного сына»   и его же прославленная картина «Блудный сын» считаются одними из самых глубоких его созданий.  На   офорте   мы   видим   старика   отца   и   поднявшегося   к   нему   оборванного, несчастного, исхудалого сына с измученным лицом. Художник показал внутренний мир   страдающего   человека,   его   неудавшуюся   жизнь,   вызывающие   чувства драматизма, психологически острой напряжённости. За год до смерти Рембрандт снова возвращается к этой теме и пишет картину, сюжет которой совершенно иной. Главным персонажем становится уже не сын, а слепой старик – отец, его поразительные, трепетные руки, ласкающие и утешающие блудного   сына,   стоящего   спиной   к   зрителю.   Отец   давно   простил   сына,   он склоняется над сыном, наполненный  любви и опускает на его спину свои руки. Любовь выступает здесь выше всех обид, тщеславия и заблуждений.  Таким образом, идея любви, родительской доброты, прощения обогатились, и главной   здесь   стала   идея   человечности.   В   этой   новой   ситуации   неожиданно выиграла фигура сына, несмотря на ограниченность показа. Выиграла потому, что из конкретного персонажа, отдельного индивидуума превратилась в человека с его печальной   судьбой.   Композиция   стала   глубже   и   получила   общечеловеческий философский смысл. Недаром многие считают эту картину Рембрандта завещанием художника миру: «Люди, будьте всегда и везде человечны!» Большую роль в искусстве играет иконопись, которая появилась на Руси в Х столетии,   после   принятия   христианства.   На   протяжении   веков   икона   была единственным   предметом   живописи   на   Руси,   как   одно   из   «оснований»   новой религии. Простой народ приобщался через иконы к искусству. Изображая события из   жизни   Христа,  Марии,  апостолов,   иконописцы   находили   мотивы,  задевающие душу   каждого   человека,   старались   выразить   своё   представление   о   добре   и   зле. Иконописец в своей работе следовал определённым правилам, например, он не мог сам придумать сюжет. Но зато как творец, он мог добавить какие­то детали, «по­ своему»   прочитать   церковный   сюжет,   подобрать   сочетания   красок.   По   этим деталям   можно   отличить   стиль   Андрея   Рублёва   от   стиля   Феофана   Грека   или Дионисия.  В иконе А. Рублёва «Троица» (1411г.) поражают необыкновенная простота, немногословность, с какой воспроизведено библейское событие. Из ветхозаветного рассказа, где Ангелы торжественно восседают за столом, вдали виднеются палаты Авраама и легендарный Мамврийский дуб (именно этот библейский рассказ лёг в основу   иконографии   Троицы),   художник   выбрал   лишь   те   детали,   которые   дают представление,   где   и   как   происходило   действие.  Три   ангела   символизируют единство,   согласие.   Композиционно   ангелы   вписаны   в   круг,   краски   их   одеяний дополняют и перекликаются одна с другой. Мир, согласие, любовь — вот к чему призывал   современников   Андрей   Рублев.  Таким   образом,   из   искусства иллюстрирующего, иконопись превратилась в искусство познающее.  Иллюстрация – вид искусства, который требует от художника разнообразных знаний,   способности   к   перевоплощению,   богатого   воображения   и   умения внимательно читать. Ребятам на уроке предлагается изобразить библейский сюжет – создать   рисунок   на   тему   «Рождение   Христа»,   «Распятие   Христа»,   «Притчи   и легенды» или «Иконопись», опираясь на опыт известных художников.   Всё начинается с авторского текста. Большим подспорьем может послужить красочно иллюстрированная книга под редакцией Н. Борисовской «Жизнь Христа  в произведениях живописи», вышедшая к 2000­летию Христианства. При обсуждении иллюстраций   и   картин   можно   обучающимся   пофантазировать   вслух:   как   я   бы изобразил это событие, этого героя, каким я его вижу. После обсуждений можно приступать к практической работе над иллюстрацией к Библии. Основной принцип работы – режиссура и исполнение – что будет изображено и как. В Библии нет конкретных указаний относительно персонажей, их надо вообразить, и в этом дети свободны, однако одеты герои должны быть соответственно эпохе. После того, как будут изображены герои библейского сюжета, стоит перейти к декорациям. Нужно точно представить, как могло выглядеть место действия, какие предметы окружали героев, происходило ли событие в помещении или на природе. Выполняя работу, надо   внимательно   следить   за   её   цельностью,   не   увлекаться   перечислением   всех деталей, выделять главное: духовное и нравственное.  За   6   веков   до   н.э.   ученик   спросил   мудреца,   каким   словом   можно руководствоваться всю жизнь. «Это слово «взаимность». Не делай другому того, чего себе не желаешь», ­ ответил мудрец Конфуций. Список литературы: 1. Блэр   Кук,   Алан   Сколз   и   др.   «Жизнь   Иисуса   Христа».   Методические рекомендации для проведения бесед с учащимися. Москва, 2000. 2. Н. Борисовская «Жизнь Христа  в произведениях живописи». М.: АСТ­Пресс, 2001. 3. Н.Ф.   Виноградова,   В.И.   Власенко,   А.В.   Поляков   «Основы   духовно­ нравственной   культуры   народов   России.   5   класс»   учебник   для   учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана­Граф, 2014.
скачать по прямой ссылке