Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)
Оценка 4.9

Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)

Оценка 4.9
Игры +1
doc
воспитательная работа
9 кл—11 кл +1
02.04.2017
Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)
В данной статье раскрыта необходимость применения классными руководителями адекватные методы и приемы воспитательной работы. Группы(классы) отличаются друг от друга в силу индивидуальных особенностей студентов(школьников), а так же каждая группа (класс) как единый организм проходит определенные этапы в своем развитии. Классному руководителю необходимо знать закономерности такой динамики и специфику типа (уровня), к которому можно отнести ту или иную группу. И в этом опять же помогают игровые технологии, а именно деловые игры.текстовый документ
file 8.doc.doc
Тема: «Игровые технологии в личностно­ориентированном воспитательном процессе» Габдрахманова Жанна Амиржановна, Преподаватель истории         Технология организации личностно­ориентированного процесса в студенческой группе   построена   таким   образом,   что   учитывает   свойства,   присущие   любой личности, дает возможность себя реализовать, ведь каждый студент стремиться раскрыть, реализовать свой природный потенциал.        В такой технологии воспитательного процесса в центре оказывается личность студента. Студенты  познают предметное содержание своей будущей профессии  в совместной   деятельности.   В   диалогическом   общении   возникают   переживания (внутренние   силы),   направляющие   деятельность.   Эти   переживания   выражают личностный   смысл   событий,   вырабатываются   знания,   которые   становятся «органичной частью личности». Личностно­ориентированные ситуации органично связаны   с   методами   организации   познавательной   деятельности,   это   приемы проблемно­поисковые,   методы   исследования,   методы   диалогического   общения. Формы   классных   часов   разнообразны:     наряду   с  обычными   и   нетрадиционными занятиями   вводятся   психологические   тренинги   (с   участием   специалиста­ психолога),   исследовательская,   поисковая   работа   (в   музее   учебного   заведения), экскурсии, деловые игры,  и т.д.  Практика   классного   руководства   в   ГАПОУ   Казанский   строительный колледж   показала,   что   игра   гораздо   облегчает   знакомство   с   группой,   помогает безошибочно выявить актив группы и лидера, раскрепощая студентов и облегчая общение с ними. В   работе   с   группой   обучаемых   15­18   лет   классный   руководитель   может использовать   разнообразные   технологии   воспитания.   Некоторые   из   них представляю вниманию своих коллег. 1. Технологии знакомства с студентами и их родителями Набирая группу, классный руководитель должен познакомиться с классным коллективом,   выбрать   актив   группы,   узнать   об   интересах,   увлечениях первокурсников. В этом могут помочь техники знакомства и самопрезентации.  Личное дело  Студентам   предлагается,   опираясь   на   заранее   составленный   классным руководителем   список   ключевых   слов   в   формализованном   бланке   опроса, заполнить собственное личное дело и затем представить себя группе. Ключевые фразы: 1) меня зовут, 2) самые важные события в моей жизни, 3) мои увлечения, 4) мой самый близкий человек (друг), 5) мотивы выбора профессии, 6) мое любимое место; 7) моя мечта. Пункты   1­4   раскрывают   личностные   особенности   студентов,   в   первую очередь,   для   самих   себя,   пункт   5   дает   возможность   классному   руководителю составить   общую   мотивационную   картину   выбора   профессии,   пункт   6   и   7 диагностирует «открытых» и «закрытых» для взаимодействия студентов. 8 пункт введен для установления средства связи классного руководителя с учениками. Как показывает   практика   работы   в   учреждениях   начального   профессионального образования, очень важно объяснить ребятам, что они уже не школьники, что они уже   взрослые   люди   и   должны   сами   нести   ответственность   за   свои   поступки. Поэтому   «жалобы»   родителям   по   поводу   посещаемости,   дисциплины   и успеваемости будут только лишь в редких сложных ситуациях. Так же, в случаях, когда студент опаздывает или не может явиться на занятия в силу уважительных причин, он должен звонить классному руководителю и сообщать об этом. Этот метод дал в моей практике   положительный результат, ребята становятся более ответственными, собранными, самостоятельными. Педагог всегда осведомлен, где находится ученик и причины его отсутствия. Вопрос                                                                                Ответ Личное дело  1) меня зовут  2) самые важные события в моей жизни 3) мои увлечения 4) мой самый близкий человек (друг) 5) мотивы выбора профессии 6) мое любимое место 7) моя мечта 8) номер сотового телефона             Эта   технология   поможет   классному   руководителю   провести   первое тематическое   родительское   собрание   на   тему:   «Хорошо   ли   я   знаю   своего   уже взрослого ребенка?». Предложить ответить на эти же вопросы родителям с точки зрения их сыновей. Затем, раздать ответы ребят родителям. Перед заполнением «личного дела» учениками необходимо предупредить  их о том, что эти ответы прочитают родители. Потому что изначально нужно устанавливать доверительные отношения между группой и классным руководителем, иначе прочтение ответов мальчиков их родителями без предупреждения, будет выглядеть как предательство со стороны учителя. В этот период жизни для мальчиков 15­18 лет, мама все еще пользуется большим авторитетом, они не хотят ее расстраивать и разочаровывать. Каждый   подросток   стремиться   к   тому,   чтобы   родители   гордились   им,   его достижениями, поступками.        На  первом же собрании можно предложить родителям еще один тест на доске нарисовать   4   типа   выражения   лица   (настроения).   Так   же   этот   же   тест   можно предложить и учащимся. Вопрос: «С каким выражением лица вы обычно встречаете своего ребенка каждый день?» « С каким выражением лица встречает вас ребенок каждый день?»  Значение  изображений: 1. всегда с рад(а) видеть сына, при встрече улыбаемся друг другу при встрече, обнимаемся.   Здесь   нужно   сказать,   что,   как   считают   психологи,   чем   чаще обнимаешь своего ребенка, тем успешнее складывается его жизнь, так ребенок уверен в своих силах, в любви своих родителей.  равнодушие, никаких эмоций ребенок не вызывает; 2. 3. постоянная усталость, расстройство поведением ребенка и т.д. 4. раздражение, злость, агрессия. В итоге  этой технологии получаем несколько результатов:   во­первых, педагог знакомится с студентами и они знакомятся друг с другом;  во­вторых, устанавливаются дружеские доверительные отношения;  в­третьих, работа с родителями, дает положительный результат, этот метод заставляет задуматься над тем, насколько хорошо они знают внутренний мир своего взрослеющего сына? Задуматься над тем: достаточно ли внимания я уделяю   воспитанию   своего   ребенка?     А   так   меняет   отношение,  подход   к воспитанию ребенка.  Так же  при формировании коллектива или проблемах во взаимоотношениях  в студенческой   группе   во   время   классных   часов   очень   полезно   проводить тренинги   с   участием   специалистов­психологов.   Например,   психологические тренинги «Апельсиновый Джо», «Вторая жизнь разбитого зеркала». На таких мероприятиях   психологи   дают   ребятам   сформировать   свою   точку   зрения, высказать ее, поспорить. В результате чего учатся строить отношения друг с другом. 2. Технология формирования субъектных отношений в группе. В   основе   воспитания   лежит   система   воспитательных   отношений,   и наиважнейшее значение имеют не сами по себе условия развития человека, а его фактическое место в этих условиях, отношение к ним и характер деятельности в них.   В   процессе   воспитательного   взаимодействия   классного   руководителя   и студенческой   группы   между   ними   складывается   система   многообразных отношений.  Классному   руководителю   важно   уметь   правильно   оценивать   уровень развития группы, чтобы применять адекватные методы и приемы воспитательной работы.   С   одной   стороны,   группы   отличаются   друг   от   друга   в   силу индивидуальных особенностей студентов, а с другой стороны, каждая группа как единый   организм   проходит   определенные   этапы   в   своем   развитии.   Классному руководителю   необходимо   знать   закономерности   такой   динамики   и   специфику типа (уровня), к которому можно отнести ту или иную группу. И в этом опять же помогают игровые технологии, а именно деловые игры.  Игра   является   важнейшим   элементом   в  воспитательном   процессе   в   студенческой   группе     личностно­ориентированном   и   является   наиболее привлекательной формой проведения классных часов и внеклассных мероприятий для   учащихся.   Почему?   Причин   довольно   много:   возможность   проявить   свой артистизм;   наличие   избытка   энергии,   которая   накапливается   после   уроков   в традиционной   форме;   проба   сил   и   способностей   в   условиях   конкуренции; возможность   действовать,   не   боясь   ошибок;   приобретение   навыков   действия   в различных жизненных ситуациях; любопытство и страсть к исследованию. В игре можно отвлечься от личного, решить болезненный для себя вопрос «отстраненно», от   имени   выдуманного   героя;   самостоятельность   действий   является   ключевым элементом игры, что, несомненно, привлекает подростков. При этом игра может превращаться   в   соревнование,   процесс,   решение   определенной   задачи   или самореализацию внутренних потребностей и склонностей человека. Однако при использовании игр в воспитательном процессе следует опасаться ряда трудностей и проблем: соревнование и стремление к победе могут вылиться в агрессию   и   привести   к   серьезному   межличностному   или   межгрупповому конфликту; интерес в игре является определяющим моментом ее эффективности, поэтому   его   следует   постоянно   поддерживать,   иначе   игра   станет   формальным актом.  Основными   элементами   игры   являются:  имитация,   ролевой   элемент, деловой элемент и моделирование.  В своей практике с каждой новой группой провожу деловую игру, которая называется «Политические выборы». Цели  деловой игры:  ­ создать у обучающихся представление о политической жизни общества и месте человека в ней; ­ воспитывать основы правовой и политической культур; ­ сформировать дружный коллектив в группе. Правила игры: 1. Деловая   игра   проводится   в   5   этапов.   Этапы   разделены   по   времени   и занимают 1 неделю; 2. Количество участников: 20­30 человек, можно проводить как внутри группы, так и между группами; 3. Играющие   самостоятельно   делятся   на   группы   и   распределяют   роли   и обязанности; 4. По итогам игры проводится голосование и определение победителей. Сценарий игры: 1 этап  информационно­организационный: ­ исходная информация об игре; ­ формирование групп, выдача заданий участникам. 2 этап подготовка к игре (домашнее задание): ­ придумать название партии; ­ лозунг; ­ основную цель, идею; ­ программу партии;  ­ выбрать лидера и написать его биографию; ­   изготовить   эмблемы   и   транспаранты   с   символикой   партии   и   агитационные листовки; ­ изготовить жетоны для голосования. 3 этап агитационно­пропагандистский Члены   партии   (агитаторы)   должны   в   определенный   день   (за   3   до   выборов) агитировать учащихся и преподавателей; рассказывать о своей партии, программе, распространять листовки, призывать избирателей голосовать на выборах за свою партию. 4 этап основной (процесс игры) I тур «Представление партии» Представители партий по очереди выступают  перед избирателями (10­15 мин.) ­   представление   партии:   название,   лозунг,   основные   цели,   программа   партии, символы партии; ­   рекламный   ролик   (либо   снят   на   видео   заранее,   либо   показывается     перед зрителями на сцене): члены партии перед избирателями показывают сценку, песню, стихи, призывающие голосовать за свою партию. II тур «Встреча лидера с избирателями» ­ члены партий представляют партийный лидеров  и знакомят  с их биографией; ­   лидеры   партий   рассказывают   публике   о   тех   мероприятиях,   которые   были проведены его партией по осуществлению своей программ; ­   избиратели   задают   лидерам   вопросы,   касающиеся   программы,   методов, целей, мероприятий партий и т.д. III тур «Голосование» «Избиратели»   отдают   свои   голоса   (жетоны)   за   одну   из   партий.   Затем подсчитываются   голоса   «счетной   комиссией»   в   присутствии   «независимых наблюдателей». Оглашаются результаты выборов. Обычно участники этой игры в дальнейшем избираются в актив группы, а лидер избирается старостой. 3. Значение игровой технологии в организации личностно­ориентированного воспитательного процесса в студенческой группе       Значение игры:  ­ развитие творческих способностей; ­ овладение определенными действиями; ­ выработка навыков контроля в повседневных ситуациях, игра используется как инструмент общения; ­ развитие навыков социального взаимодействия, разработка и усвоение правил, обеспечивающих соперничество и «честную игру»; ­   использование   игры   для   преодоления   неприятных   ситуаций   в   группе   между студентами или студентами и классным руководителем, решения эмоциональных проблем;       Поведение подростков во время игры предоставляет важную информацию об их проблемах и скрытых чертах личности, поэтому давайте возможность учащимся выражать свои чувства и эмоции в свободных фантазиях. Список литературы: 1.Ершова Э.Б., Иоффе А.Н., Осипова Т.В.,  Книга методик – М.: «Мой выбор»,  2001. – 92 с.ISBN 5­94236­007­3. 2.   Л.А.   Красикова,  «Игра   –   часть   личностно­развивающих   воспитательных ­   Режим   доступа –   технологий»   [Электронный   ресурс]   http://michac.narod.ru/Konferencia/4/Krasikova.doc

Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)

Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)

Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)

Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)

Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)

Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)

Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)

Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)

Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)

Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)

Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)

Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)

Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)

Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)

Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)

Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)

Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)

Статья "Игровые технологии в личностно-ориентированном воспитательном процессе" (10-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017