Статья "История развития функциональной грамотности"
Оценка 4.8

Статья "История развития функциональной грамотности"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
технология
Взрослым
23.04.2017
Статья "История развития функциональной грамотности"
О истории развитии функциональной грамотности. Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения. Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.О истории развитии функциональной грамотности.
История развития функциональной грамотности.docx

История развития функциональной грамотности.

 

Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. 

Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения. Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. 

Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. 

Согласно определения А.С. Тангяна, под минимальной функциональной грамотностью понимается «повышаемый по мере развития обществаи роста потребностей личности уровень знаний и умений, в частности умения читать и писать, необходимый для полноправного и эффективного участия человека в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития».

Такое представление позволяет, проследив развитие «функциональная грамотность» на основе эволюции ее концепции, судить о структуре и содержании функционального знания.

Анализ материалов международных симпозиумов, сессий ЮНЕСКО, работ ученых (П.Р. Атутова, Б.С. Гершунского, В.А. Ермоленко, А.М. Новикова, С.А. Тангяна, М. Скилдека, Г. Хинцена и др.) позволил выявить основные этапы развития «ядра» концепции функциональной грамотности, т.е. определение, представление и ее функциях.

В процессе этого использовались следующие основания: соотношение функциональной и традиционной грамотности, изменение ее структуры и основных функций, преимущественный характер функционального знания. В результате определено четыре этапа:

1-й этап (конец 1960-х — начало 1970-х гг.) — функциональная грамотность рассматривается как дополнение к традиционной грамотности, следствием этого является функциональный метод обучения грамотности, строящегося с учетом функционального знания, главным образом, экономического характера; концепция и стратегия функциональной грамотности понимаются как обеспечение связи процессов овладения грамотного чтения и письма, иповышением производительности труда, а так же улучшением условий жизни работника и его семьи;

2-й этап (середина 1970-х — начало 1980-х гг.) — осознание функциональной грамотности как проблемы развитых стран; ее обособление от традиционной грамотности; расширение состава и содержания функционального знания с учетом всех сторон общественной жизни (экономической, политической, гражданской, общественной, культурной); введение ЮНЕСКО понятия «функционально неграмотный человек» (как человека, который «не может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общины, и которые дают ему возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общины»); возникновение представления об изменчивости функциональной грамотности в условиях общественных изменений;

3-й этап (середина 1980-х — конец 1990-х гг.) — установление связи функциональной грамотности с повышающимся уровнем владения письменным словом, общего образования, изменениями в сфере труда; включение в ее состав традиционной грамотности; осознание двухуровневой структуры функциональной грамотности (глобальные и локальные составляющие), ее роли как основы «пожизненного» образования, становления грамотной личности;

4-й этап (начало ХХI века) — установление изменений в составе и содержании функциональной грамотности при переходе к постиндустриальному обществу; осознание функциональной грамотности как гаранта безопасности жизнедеятельности человека, средства его успешного жизнеустроения в меняющемся мире; акцентирование роли функционального чтения как средства развития функциональной грамотности.

Установившийся в теории и практике образования Республики Казахстан подход к определению и оценке как содержания образования, так и технологического его обеспечения с позиции, с точки зрения понятия «результат» [2] вывел функциональную грамотность учащихся на целевой уровень образовательной деятельности школы в целом и каждого учителя.

Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось, по данным В.В. Гарилюк [3], в середине прошлого века в документах ЮНЕСКО и затем стало использоваться в многочисленных исследованиях, а по данным Л. Рождественской и И. Логвина «Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность» [4].

И.В. Шутова показала в своем диссертационном исследовании, что исторически достаточно давно в числе факторов социального благополучия рассматривалась грамотность (от греч. grammata - чтение, письмо), понимаемая в широком смысле слова, как владение навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка. [5]. В ходе истории понятие «грамотность» рассматривалось в диалектическом единстве с понятием «неграмотность», а теперь в связи с  новым поворотом в определении понятия «грамотность», произошедший в конце ХХ века, связан с рассмотрением ее как базового элемента способности человека к компетентному участию в различных сферах жизнедеятельности общества, включая наиболее полную реализацию конституционных и иных прав человека.

В настоящее время в педагогической науке важной вехой для развития понятия «функциональная грамотность» стало введение американским исследователем Е.Д. Хершем  в 80-х годах ХХ века понятия «культурная грамотность».  Он провел опрос по оценке «культурной грамотности»: исследовал знание 4500 наименований предметов, имен, дат, событий, которые, по его мнению, должны знать американцы, считающие себя грамотными в культурном отношении [6].

В последней четверти XX столетия во внимание ученых попадает не только взрослый человек, но и школьник, и в дальнейшем в странах СНГ начинаются многочисленные исследования, посвященные разным аспектам формирования и развития функциональной грамотности (Т.И. Акатова, В.А. Ермоленко,С.Г. Вершловский, Б.С. Гершунский, М.И. Губанова, Г.Д. Клок, С.А. Крупник, И.А. Колесникова, О.Е Лебедев, М.Д. Матюшкина, В.В. Мацкевич, С.Ю. Черноглазкин, Л.М. Перминова, Р.Л. Перченок, Л.Н. Полищук, Н.Н. Сметанникова, С.А. Тангян, П.И. Фролова, М.А. Холодная и др.).

В Республике Казахстан на ровне со странами СНГ появились исследования развития функциональной грамотности в процессе образования. Одной из таких работ является диссертационное исследование А.К.Рауандиной. В своем диссертационном исследовании «Методика формирования функциональной грамотности учеников в обучении казахскому языку (5-6 классы русскоязычной школы)» [7] она определила научно-методические основы формирования функциональной грамотности в рамках обучения казахскому языку. В процессе были выявлены принципы формирования функциональной грамотности в процессе обучения государственному языку,  критерии отбора языковых минимумов для формирования функциональной грамотности учеников, а также определены лексический и грамматический минимумы по казахскому языку в 5-6 классах, а так же представила методическую систему обучения казахскому языку, рассматриваемую в качестве основы формирования функциональной грамотности, решающего фактора развития жизненных навыков учащихся.

В 2012 году был опубликован «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы». Внём были выделены «главные функциональные качества» они должны формироваться  в условиях школы: «инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». В документе было приведено определение «функциональной грамотности» как способа социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. Дан анализ данной ситуации по развитию функциональной грамотности школьников, показаны механизмы развития функциональной грамотности школьников, намечены ожидаемые результаты от реализации Национального плана, озвучены необходимые финансовые ресурсы, был разработан план мероприятий по созданию условий для развития функциональной грамотности учащихся. [8].

В соответствии с «Национальным планом действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы» стали проводиться научно-педагогическими центрами страны необходимые научные исследования. Этивопросы по формированию и развитию функциональной грамотности рассмотрены в отчетах исследовательского проекта «Теоретико-методологические основы создания образовательных стандартов 12-летней школы в контексте обновления содержания образования» (Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина (НАО); Руководитель Абылкасымова А.Е.). Исследование в целом посвящено определению методологических, научно-методических, психолого-педагогических подходов к проектированию базового содержания 12-летнего образования, психолого-педагогических составляющих повышения воспитательного и социализирующего потенциала образования, приоритетных задач развития профильного обучения в Казахстане, концептуальных и нормативных основ развития и механизмов реализации профильного обучения в условиях 12-летней школы, выявлению современных требований к обновлению содержания образования в условиях 12-летней школы, научно-методических основ  разработки типовых учебных планов и учебных программ профильного образования. Исследователи стремились в рамках этой своей работы выявить научно-методические подходы и принципы проектирования содержания образования для развития функциональной грамотности обучающихся. Они разрабатывали  методическое обеспечение формирования функциональной грамотности обучающихся в 12-летней школе.

Казахстанские ученые Национальной академии образования им. Ы.Алтынсарина  в указанном исследовании показали, что в современной педагогической науке существует несколько интерпретаций понятия функциональной грамотности. Во-первых, функциональную грамотность понимают как уровень образованности, характеризующийся степенью овладения познавательными средствами основных видов жизнедеятельности. Данный уровень характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний. [9]. Во-вторых, ее определяют как степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. [10]. В-третьих, как уровень образованности он характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний. [11]. В-четвертых, умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности. [12]. Абылкасымова А. Е. и ее коллеги из Национальной академии образования им. Ы.Алтынсарина наиболее полно соответствующим задачам развития казахстанской школы считают определение функциональной грамотности как «способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью», данный в энциклопедическом словаре педагога.

Стремительное развитие информационных технологий, их внедрение  в практику обучения и в теории школьного образования, привело к четкому различению базовой  и функциональной грамотности. На основе этого произошло смещение акцента с понимания грамотности как комплекса знаний и умений, приобретаемых человеком в процессе жизнедеятельности и обучения, на всестороннюю компетентность. Функциональная грамотность, понимаемая как «определенный уровень образованности учащихся, показывающий степень готовности в овладении ими ключевыми компетенциями, способами приобретения знаний и работы с информацией, способностью многократно переквалифицироваться в течение жизни».Это и стало предметом педагогических исследований и объектом внимания учителей в ежедневной образовательной деятельности. [13]

Расширенное определение функциональной грамотности дано в современном пособии Л. Рождественской и И. Логвиной, подготовленной для учителей: способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Чтобы определить базовое определение для исследования сопоставим существующие определения понятия функциональная грамотность в табличной форме, подходя к классификации их с точки зрения базового понятия. (Таблица 1).

 

 

Таблица 1

Современные определения понятия «функциональная грамотность»

 

Определение

Базовое понятие

Автор, источник

Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности

Умение

Терминологический словарь современного педагога. М., 1999.

Способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью

Способ

Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) /В.С. Безрукова. –Екатеринбург, 2000.

Способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью

Способ

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы: утв. постановлением Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832.

Степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций

Степень

Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) /В.С. Безрукова. –Екатеринбург, 2000..

Уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний

Уровень

Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров . –– М., 2006.

Уровень образованности, характеризующийся степенью овладения познавательными средствами основных видов жизнедеятельности; этот уровень характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний

Уровень

Русинова ЛПУчебное пособиеПедагогический словарь по темам. / сост. Л.ПРусиноваСарапул2010.

Это уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней

Уровень

Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. Narva, 2012.

Способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом

Способность

Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. Narva, 2012.

 

 

Таблица показывает, что в конце 90-х годов ХХ века эксперты определяли функциональную грамотность через более общее понятие «умение» (определение терминологического словаря современного педагога), что вполне понятно, если учесть, что в странах СНГ еще преобладала знаниевая парадигма, которая результатом образования считала ЗУН-ы: знания, умения, навыки.

В самом начале века Валентина Сергеевна Безрукова — доктор педагогических наук, профессор, многие годы работающая в области методологии педагогики над проблемами развития понятийно-терминологического аппарата педагогики, определила понятие «функциональная грамотность через базовые понятия «способ» и «ступень». Определение В.С. Безруковой в первом варианте было использовано в начале 10-х годов XXI века казахстанскими составителями «Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы».

Между тем исследователи стали использовать и развивать определение функциональной грамотности второго варианта определения В.С. Безруковой – определение через базовое понятие «ступень». И в 2006 году в терминологических словарях появляется определение функциональной грамотности как уровня образованности. Такой подход сохраняется вплоть до последних лет. Но в работе Л. Рождественской и  И.  Логвиной снова уже появляется двойной подход: сохраняя устоявшийся подход к определению функциональной грамотности через базовое понятие «уровень», методисты добавляют новый подход: определение функциональной грамотности через понятие «способность».

Этот подход очень закономерен, так как к этому времени прочные позиции завоевала компетентностная парадигма образования, которая рассматривает образовательные результаты в системе понятий «компетентность» и «компетенция», которые в свою очередь определяются через базовое понятие «способность»: компетентность – это способность осуществлять деятельность с качеством, обеспечивающим достижение целей, получение результатов на уровне общественных ожиданий и стандартов; компетенция – это способность выполнить действия с качеством, соответствующим стандартам и общественным ожиданиям.

Нужно еще иметь в виду, что в настоящее время используются три понятия:

-       грамотность – это способность читать, писать, считать и работать с документами;

-       элементарная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения;

-       функциональная грамотность (имеется ряд определений, которые представлены выше).

Исходя из этого необходимо определять функциональную грамотность через понятие способность в соответствии с утверждениями исследователей о том, что «основу функциональной грамотности составляют компетенции» [14], которые, в свою очередь, определяются через базовое понятие «способность».

Основываясь на просматривающейся закономерности развития подходов от определения через базовое понятие «умение» до определения через понятие «способность», в современных педагогических работах следует опираться на определение функциональной грамотности Л. Рождественской и И. Логвиной, опирающиеся на понятии «способность»: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений».

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». 14.12.2012

2.     Джадрина М.Д. Содержаниен школьного образования в Казахстане: новые перспективы / М.Д. Джадрина, К.С. Куркабаев // Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки». – 2014. – №3 (43). – С. 14-23.

3.     Гаврилюк В.В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социологические исследования. – 2006. – №12

4.     Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. / Л. Рождественская, И. Логвина. [Электронный ресурс]

5.     Шутова И. В. Методика оценивания функциональной грамотности учащихся в процессе обучения химии :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / И.В. Шутова. – СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2003. -  183 c.

6.     Hirsch E.D. Cultural literacy. What every American needs to know. – NY, 1988.

7.     Рауандина А. К. Методика формирования функциональной грамотности учеников в обучении казахскому языку (5-6 классы русскоязычной школы): Дис. ...к.п.н. / А. К. Раундина. - Алматы: Науч.-практ. образов. и оздоров. центр Бобек (НПООЦ Бобек), 2011. - 148 с.

8.     Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы: утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 832.

9.     Русинова Л.П. Педагогический словарь по темам: Учебное пособие. – Сарапул, 2010.

10. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – М., 2000.

11.  Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины. – М., 2006.

12.  Терминологический словарь современного педагога. 1999. Электронный ресурс

13. Бахарева Е.В. Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся основной школы: дис. ... к.пед.н.: 13.00.08. / Е.В. Бахарева. – М.: МГПУ, 2009. – 198 с.

14. Теоретико-методологические основы создания образовательных стандартов 12-летней школы в контексте обновления содержания образования: Отчет о НИР (промежут.) / Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина (НАО); Руководитель Абылкасымова А. Е. – Астана: НАО, 2012. – 85 с.


 

История развития функциональной грамотности

История развития функциональной грамотности

ЮНЕСКО понятия «функционально неграмотный человек» (как человека, который «не может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и…

ЮНЕСКО понятия «функционально неграмотный человек» (как человека, который «не может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и…

ХХ века, связан с рассмотрением ее как базового элемента способности человека к компетентному участию в различных сферах жизнедеятельности общества, включая наиболее полную реализацию конституционных и…

ХХ века, связан с рассмотрением ее как базового элемента способности человека к компетентному участию в различных сферах жизнедеятельности общества, включая наиболее полную реализацию конституционных и…

Национального плана, озвучены необходимые финансовые ресурсы, был разработан план мероприятий по созданию условий для развития функциональной грамотности учащихся

Национального плана, озвучены необходимые финансовые ресурсы, был разработан план мероприятий по созданию условий для развития функциональной грамотности учащихся

Абылкасымова А. Е. и ее коллеги из

Абылкасымова А. Е. и ее коллеги из

Способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью

Способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью

Уровень образованности, характеризующийся степенью овладения познавательными средствами основных видов жизнедеятельности; этот уровень характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно…

Уровень образованности, характеризующийся степенью овладения познавательными средствами основных видов жизнедеятельности; этот уровень характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно…

Таблица показывает, что в конце 90-х годов

Таблица показывает, что в конце 90-х годов

Основываясь на просматривающейся закономерности развития подходов от определения через базовое понятие «умение» до определения через понятие «способность», в современных педагогических работах следует опираться на определение…

Основываясь на просматривающейся закономерности развития подходов от определения через базовое понятие «умение» до определения через понятие «способность», в современных педагогических работах следует опираться на определение…

Русинова Л.П. Педагогический словарь по темам:

Русинова Л.П. Педагогический словарь по темам:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017