В статье "Формирование правовой культуры школьников через работу классного руководителя" представлен опыт работы классного руководителя по данной теме. В статье раскрыта актуальность данного вопроса, предложены формы и методы работы классного руководителя по формированию правовой культуры школьников, представлены результаты работы, даны рекомендации.
новая статья.docx
Эккардт Г.А.,
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ №1»
Слайд 1.Название конкурсного задания, представление автора работы.
Слайд 2. Тема моего педагогического опыта «Формирование правовой культуры школьников
через работу классного руководителя».
Цель: Исследовать приёмы и методы работы классного руководителя при формировании
правовой культуры школьников.
Для достижения поставленной цели обозначила задачи:
1.Охарактеризовать методы при формировании правовой культуры.
2.Выделить и описать приёмы и методы работы классного руководителя при формировании
правовой культуры.
Воспитание растущего поколения в России сегодня происходит в условиях становления
правового государства, изменений в различных сферах общественной жизни. Создание
демократического законного государства связано с процессом формирования правовой культуры
общества. Правовая культура обеспечивает предоставления свободы и безопасности личности,
гарантирует правовую защиту человека и формирует гражданскую активность, основывает
моральную атмосферу, где все люди защищены от произвола и могут беспрепятственно
осуществлять свое творчество.
Слайд: Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения
школьников в настоящее время в Российской Федерации достаточно актуальна.
Правовая культура – разновидность духовно материально культуры, которая представляет собой
совокупность юридических ценностей, отражает качественное состояние российской правовой
системы.
Президент России Владимир Путин считает воспитание первичным фактором полноценного
развития человека. На встрече с классными руководителями он сказал: (Слайд) «Получить знания
— это не просто, но это всетаки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он
должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к родине — это
абсолютно фундаментальные вещи и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек
стал полноценным».
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования определяют
формирование гражданской позиции обучающегося, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические демократические ценности одним из личностных результатов освоения основной
образовательной программы.
Ученик, имеющий четкие знания правовой культуры должен:
знать все законы, касающиеся его прав;
уметь применять их в различных жизненных ситуациях;
отстаивать права: свои и других.
Для формирования этих качеств необходимо разнообразие форм: не только лекций и бесед, но и
практикумов, когда учитель использует событийный подход .
следующих педагогических условий:
1) оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала;
2) использование ситуаций, максимально приближенных к реальности;
3) оптимизация воспитания у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции;
4) повышение психологопедагогической подготовки преподавательского состава.
Успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением Программа по формированию правовой культуры школьников прошла экспертизу и
Помимо реализации данной программы в воспитательной работе используются и другие
В рамках реализации поставленных задач, была разработана программа по формированию
правовой культуры школьников.
Слайд: Цель программы: формирование правовой культуры учащихся.
Задачи программы:
1. Создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния,
предусмотренные уголовным и административным правом;
2. Научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в
школе;
3. Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
4. Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному
отношению к правонарушениям;
5. Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту,
которые могут привести к совершению преступлений.
В рамках реализации программы использовались формы работы с учащимися:
деловая игра; практикум; викторина; конкурс сочинений; защита проектов.
Используемые образовательные технологии:
развития критического мышления; учебной деловой игры; проблемного обучения;
интерактивные методы; технология «мозгового штурма»;
информационные технологии; проектная технология.
опубликована в журнале «Завуч. Инфо».
направления внеурочной деятельности.
Опыт работы в данном направлении показал, что наиболее эффективными методами и приёмами
являются:
Слайд: Прием «коллективный вердикт».
Вариант использования приема – на классном часе.
Форма организации работы: индивидуальная, переходящая в групповую.
Учитель создает проблемную ситуацию необходимости согласования Правил школьной жизни и
предлагает решить ее, составив коллективный вердикт. Также данный приём можно использовать
при решении правовых задач.
Слайд: Прием «кластер».
Форма организации работы: индивидуальная и фронтальная.
Учитель дает задание учащимся перечислить то, что они уже знают по данной теме, фиксирует их
высказывания на доске. Затем предлагает ребятам проверить и дополнить свои представления по
теме, работая с источником, и уяснить, что они понимали правильно (неправильно), что неточно,
что узнали нового. Такой приём использовался при ознакомлении с правовыми понятиями, при
работе с Декларацией прав ребёнка.
Слайд: «Учебноделовая игра» позволяет ученикам глубже проникнуть в суть проблемы,
способствует формированию личностных качеств. Данный приём использовался при подготовки
инсценировок по нарушению прав, во время игры "Судебное заседание". Сюжет позволяет детям на
своем опыте пережить ситуации осуществления или нарушения прав. Учащиеся получают
начальный эмоциональный импульс, который пробуждает интерес к проблеме.
Работая в малых группах (оптимально 4—5 человек), ребятам предлагается обсудить какую
либо правовую проблему, решить ситуацию, разработать проект. При этом индивидуальная работа
каждого ученика становится исходной, составляющей частью коллективной. Такая работа
осуществлялась при рассмотрении таких вопросов как: «Преступления и правонарушения»,
«Правоспособность. Дееспособность», «Судебная система в РФ».
Слайд: Для формирования ценностноправовых ориентаций были апробированы методики
анализа и моделирования конкретных правовых ситуаций, тематическая дискуссия "Карманные деньги за или против", "Нужно ли бороться с коррупцией", метод правотворчества и др. Создание
воспитывающей правовой среды обеспечивало целеустремленное и систематическое воздействие
на сознание и культуру поведения учащихся, выработку у них чувства уважения к праву и
привычки соблюдения права на основе личного убеждения.
Слайд: Применение метода правотворчества осуществлялось при организации активной
правовой деятельности учащихся посредством самостоятельного составления правовых
документов (гражданскоправового договора, искового заявления, приказов), выпуска правовых
плакатов.
Результаты применения активных методов воспитания показали, что учащиеся усваивали
правовые нормы лучше тогда, когда использовался событийный подход.
Слайд: К концу учебного года ученикам было предложено подготовить проект по темам:
1.Правосознание и правовая культура несовершеннолетних.
2. Особенности правовой культуры современного российского общества.
3. Правоохранительная система в Российской Федерации: понятие и
основные направления реформирования.
Такая работа учит детей ставить и решать проблемы , которые требуют не только применение
полученных знаний, но и приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со
взрослыми исследования; раскрывает личностные качества; повышает самооценку, интерес к
учебной деятельности; помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных
ситуациях; повышает адаптивные возможности и творчество .
В результате реализации программы учащиеся:
обладают определённой системой знаний в области прав и законов, умеют пользоваться этими
знаниями – 18 человек;
уважают и соблюдают права и законы – 20 человек;
активно участвуют в законодательном творчестве – 15 человек .
Слайд: Результаты диагностики по формированию правовой культуры говорят о том, что
уровень сформированности правовой культуры к маю 2017 года вырос по сравнению с сентябрём
2016 года. За последние три года учениками не было совершенно правонарушений, не один ученик
не поставлен на учёт.
Слайд: В 2017 году ученики моего класса принимали участие в областном конкурсе творческих
работ «Инфографика» в номинации «Памятка для родителей» и заняли первое место. В ноябре
2017 года создали видеоролик «Права человека глазами молодёжи» и приняли участие в заочном
туре. Плюхина Юлия стала победителем заочного конкурса «Россия 2035» и принимала участие в
очном туре, где стала лучшей от представителей Тюменской области.
Слайд: Формирование правовой культуры только одних школьников не даст желаемых
результатов. Необходимо в комплексе вести работу в данном направлении и с родителями.
Правовое просвещение родителей, способствует образованию у них специфического правового
понятийного аппарата мышления, при помощи которого производится отбор, классификация и
переработка поступающей извне правовой информации. В 20162017 учебном году на
родительских собраниях уделялось достаточно внимания правовому просвещению родителей. На
родительских собраниях рассматривались нормативноправовые документы, рассматривались
различные ситуации, давались рекомендации.
В ходе работы над данной темой я пришла к выводам:
Комплекс педагогических условий повышения уровня правовой культуры включает:
1) оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание работы классного
руководителя;
2) использование ситуаций, максимально приближенных к реальности;
3) оптимизацию воспитания у школьников правовой ответственности и активной правовой позиции.
Статья из опыта работы
Статья из опыта работы
Статья из опыта работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.