Статья из опыта работы "Формирование креативного мыщления младшего школьника"
Оценка 4.8

Статья из опыта работы "Формирование креативного мыщления младшего школьника"

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
чтение
1 кл—4 кл
12.02.2018
Статья из опыта работы "Формирование креативного мыщления младшего школьника"
Стив Джобс говорил, что креативность является ничем иным как нахождением связей между различными вещами. Именно поэтому, считал он, на вопрос: как же вы это придумали? – многие люди затрудняются с ответом, ведь они просто заметили эту связь. Все упражнения для развития креативного мышления направлены на то, чтобы человек учился отбрасывать общепринятые понятия и связи, а взамен них строил нечто новое, раньше неизвестное даже ему. Значит, этому нужно учить, потому что богатое, творческое воображение и свободное, раскрепощённое мышление помогут нашим детям лучше осваивать «серьёзный» учебный материал. Тенденции развития общества таковы, что становится всё меньше и меньше сфер деятельности, где превалирует репродуктивное начало. Готовя детей к будущему, мы должны готовить их к творческой деятельности. В статье представлены некоторые приёмамы, которые помогут детям придумывать сказки (фантазировать). Используя эти интересные упражнения можно быстро и эффективно добиться развития креативного мышления
Статья Богдановой Н В.docx
Формирование креативного мышления младших школьников. «Сказки по кругу»  или как научить ребёнка фантазировать из опыта работы учителя начальных классов МАОУ «Гимназия № 1»  г. Сыктывкара Богдановой Натальи Владимировны              Если мы хотим научить думать, то прежде  мы должны   научить придумывать. Дж. Родари Бытует мнение, что самые лучшие фантазёры – это дети ­ могут такое придумать, что нам, взрослым, и не снилось! Однако, как писал Л. С. Выготский, никаких научных данных о том, что детская фантазия   богаче   и   разнообразнее,   чем   у   взрослого,   нет.   Детская   фантазия   более неприхотлива и нетребовательна, но работу воображения определяют взаимоотношения со средой, сложные и многообразные, которые могут быть только у взрослого человека… Значит,   этому   нужно   учить,   потому   что   богатое,   творческое   воображение   и свободное, раскрепощённое мышление помогут нашим детям лучше осваивать «серьёзный» учебный материал. Тенденции развития общества таковы, что становится всё меньше и меньше   сфер   деятельности,   где   превалирует   репродуктивное   начало.   Готовя   детей   к будущему, мы должны готовить их к творческой деятельности. Мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми приёмами, которые помогут детям  придумывать сказки (фантазировать). Но прежде я  акцентирую ваше внимание на понятии «психологическая инерция» ­  ПИ (ровно так же, как знакомлю с этим понятием и детей). Фрагмент занятия: Объяснение понятия строится на аналогии:  Учитель: Машина, даже если нажать тормоз, какое ­ то время продолжает двигаться – то есть едет «по инерции». Человек тоже, выполняя какое ­ то действие, не сразу может переключиться   на   другое:   срабатывает   «психологическая   инерция»   –   продолжение привычных действий. Например: – ПИ «заставляет» искать карманы в новом пальто на том же месте, где они были     в старой куртке; – или называть маму бабушкой после лета в деревне; – или в гостях искать «свою» комнату на своём месте; Для демонстрации ПИ учитель предлагает выполнить несколько заданий. Примечание. Если какое­то упражнение заранее известно детям, лучше его не давать. Задачи с ПИ – «одноразовые». Для усиления эффекта лучше использовать хоровой ответ. Учитель: Как глухонемому объяснить в магазине, что ему нужен молоток?  (Дети показывают, как забивают гвоздь.)  Учитель:  А как слепому попросить ножницы?  (Большинство  детей  тут  же  начинают  резать  пальцами  воздух,  хотя слепой может и сказать.) Примечание. Иногда некоторые могут даже обидеться: «Вы в первый раз «вниз» сказали! – Нет, это вы в первый раз так подумали. А почему, понятно? Это всё ПИ!» Учитель: Как   поймать   тигра   в   клетку?   (На   все   предложения   детей   учитель отвечает:«Не получится!», потому что тигров в клетку не бывает, они в полоску!) Это   упражнение   всегда   доставляет   детям   удовольствие,   что   позволяет   учителю перейти к анализу явления ПИ. Учитель: Вы   сейчас   много   смеялись,   когда   отвечали   на   вопросы.   Действительно, смешно, когда человек думает одно, а на самом деле оказывается другое. Не так ли? Примечание. Анализируя ответы детей, учитель подчёркивает, что последствия ПИ   могут  быть  и  не  смешными:   заигрался   – выбежал  на  дорогу,   отвлёкся  – получил двойку по контрольной, засмотрелся – заблудился и др. Учитель: Психологическая   инерция   помогает   человеку   выполнять   привычные действия,  даже  не  задумываясь:  мы   можем   застегнуть  одежду  или  завязать  шнурки   не глядя;   рука   с   ложкой   сама   находит   рот,   если   вы   смотрите   в   этот   момент   телевизор. Приведите свои примеры, когда ПИ помогает. (Приводят) Учитель:  ПИ   помогает   человеку,   хочет   облегчить   его   жизнь,   но   при   этом   она начинает   мешать,   когда   условия   изменяются   или   когда   требуется   оценить   ситуацию   с другой, непривычной точки зрения. ПИ мешает придумывать новое, «предлагая» старые ответы или быстро «сдаваясь»: «Этого не может быть!». Вот почему, фантазируя, нужно учитывать, что ПИ существует. Существует несколько способов «борьбы» с ПИ. Приведу один из них:   ­  Каждая   группа   получает   по   одному   вопросу,   на   которые   ПИ   отвечает:   «Да!» Учитель предлагает детям «побороться» с ПИ, ответить: «Нет!» – и доказать свой ответ. Примеры вопросов: – Все рыбы плавают? – Машина всегда обгонит пешехода? – Днём всегда светло? – Железо всегда тонет? – У всех деревьев есть листья? – Если закаляться, то никогда не заболеешь? Варианты ответов: – Нет,   не   все   рыбы   плавают.   Рыбу   можно   нарисовать,   она   может   быть жареная, это может быть название созвездия. – Нет, днём не всегда светло. Во время грозы или солнечного затмения – темно, днём можно находиться в комнате без окон. – Болезнь – это не только простудные заболевания. Даже закалённый человек может сломать руку или отравиться. Только   после   того,   как   дети   научатся   «бороться»   с   ПИ,   можно   эффективно использовать приёмы фантазирования. Рассмотрим их. 1. Придумывание волшебных сказок при помощи приёма «Морфологический анализ» Этот универсальный приём я чаще всего использую на уроках математики. Его автором является швейцарский астроном Ф. Цвикки, который в 1942 г.  предложил метод поиска  решений технических задач, названный им морфологическим (типологическим)  анализом (морфологический — касающийся внешнего вида или строения, т.е. формы). С  помощью этого метода за короткое время ему удалось получить значительное количество  оригинальных технических решений в ракетостроении, чем он очень удивил ведущих  специалистов и руководителей своей фирмы. Суть приёма— выявление нескольких морфологических (типовых, видовых,  отличительных) признаков (параметров), значимых для решаемой задачи, и  составление всех возможных сочетаний этих признаков. Признаки можно расположить в форме таблицы, называемой морфологическим  ящиком (матрицей). Это позволяет лучше представить себе поисковое поле решения  задачи. Последовательность работы по приёму: 1) Дети вспоминают характерные признаки волшебной сказки, которые фиксируются на  доске:  Положительные герои  Отрицательные герои (злодеи)  Цель, к которой герой стремится, а злодей мешает её достичь  Волшебные предметы  Волшебство, которое эти предметы совершают  Превращения героев  Волшебные места 2) Все группы получают картонные круги разного диаметра, поделённые на одинаковое  количество секторов (от 8 до 12). Учитель называет каждой группе один из признаков  сказки, нужно придумать или вспомнить, какими вариантами он может быть представлен  (количество вариантов равно числу секторов). Группы записывают варианты по  окружности. 3)У учителя имеется круг – подставка с острием посередине. Дети надевают свои круги на  острие круга – подставки последовательно от наибольшего к наименьшему диаметру.  Получается своеобразная пирамидка из кругов, которые могут свободно прокручиваться.  Дети или учитель произвольно поворачивают круги и фиксируют в некотором положении.  Таким образом, при помощи круга можно создавать различные комбинации основных  характеристик сказки. 4) Дети придумывают сказку, используя данные образовавшейся комбинации . Например: Положительный герой ­ Чебурашка Злодей ­ Людоед Цель – вернуть домой Волшебный предмет – шапка ­ неведимка Волшебство – превращение в бабочку Волшебное место действия – Остров Невезения 2. Приём фантазирования Дж. Родари «Круги по воде» Каждый не раз наблюдал, как от камня, брошенного в воду, расходятся по воде  круги. Они вовлекают в своё движение различные окружающие предметы – тростинки,  жучков, кувшинки и другие, «дремавшие» до этого времени. Так, от одного слова может начаться движение, привлекающее всёновые ассоциации и  приводящее к целой истории. Последовательность работы по приёму: 1) Выбрать слово – «камень» (из 5 – 6 букв, не содержащее й, ы, ъ, ь), записать его на доске  в столбик. 2) Написать рядом с каждой буквой произвольные существительные, начинающиеся с  данной буквы. Например: Д – дракон Р – редиска У – удочка Ж – жасмин Б – бабочка А –аквариум 3) Составить сказку с использованием всех слов. Название сказки – исходное слово.  Примечание. При составлении подобных сказок желательно оговаривать с детьми,  какое из перечисленных слов может быть героем(ями) сказки, что – местом действия, что  предметом, выполняющим второстепенные функции, и т. д. Понятно, что из одних и тех же слов могут получиться совершенно разные сюжеты в  зависимости от выбора тех или иных персонажей. Как вариант приёма: из букв исходного слова нужно составить интересное предложение, а  затем сюжет сказки. Например, из букв слова «санки» получается предложения: «Слон  ананасом нарисовал Крокодилу иголки» или «Сколько асфальта ноги Кощея истопчут?» и  т. д. Эти предложения могут стать началом (серединой, концом) сказки. Примечание .Желательно, чтобы разные группы получили одинаковые слова, чтобы  потом сравнить полученные сказки. Возможен вариант работы, при котором коллективно  составляется одно исходное предложение, а затем по группам придумываются сказки.  Чем  более необычными, нелепыми получаются предложения, тем более интересными будут  сказки. (исходное слово в сюжете может не участвовать) 3. Приём фантазирования Дж. Родари «Бином фантазии» Детям объясняется, что «бином»  ­ дословно «два слова». Но это должны быть такие слова, чтобы при их столкновении возникла «»искра, из которой потом появится сказка. Последовательность работы по приёму: 1) Два ребёнка записывают по одному слову с разных сторон доски так, чтобы не видеть то, что пишет другой. Один записывает название живого существа, другой – неживого  предмета. Написанная пара слов становится отправной точкой для создания новой  необычной истории. Например: муха – варежка 2) С помощью предлогов составляются и записываются всевозможные словосочетания. Например: муха на варежке, варежка из мух, муха в варежке, варежка без мухи, муха  из варежки… 3)Развитие темы – сочинение истории с соответствующим названием. Примечание. Не все истории будут одинаково интересны. Увлекательность зависит  не только от выбора слов, но и от умения детей увидеть необычное в предложенном  словосочетании, использовать слова не только в прямом значении; не бояться «уходить в  сторону», следуя за возникшей ассоциацией. Например, ситуацию «муха на варежке» можно рассмотреть как обыкновенную: «на варежку села муха, потом улетела», а можно и как  сказочную (варианты сюжетов будут размещены в буклете) 4.Приём фантазирования Дж. Родари «Сказки наизнанку»  Характеры (свойства) героев меняются на противоположные. Нужно придумать, как  изменится сюжет сказки. Например, добрый волк, которого замучили три злых поросёнка,  кровожадный колобок, который съедает всех на своём пути и т. д 5.Приём фантазирования Дж. Родари «Фантастические гипотезы» Придумывание сказок, историй, сюжет которых строится на обсуждении: что было бы,  если бы?... (Если бы внезапно исчезло солнце? Если бы к нам в класс зашёл инопланетянин? …) 6.Приём «Что потом?» Обычно дети воспринимают сказку как законченное целое, в котором «ни убавить, ни  прибавить». Использование данного приёма позволяет придумывать продолжения  известных сюжетов. Учитель предлагает придумать продолжение некоторых сюжетов. Например: Лиса съела колобка, что потом? Как Колобок вёл себя внутри Лисы?  Может быть он продолжал петь и мешал Лисе охотится? А, может, выскочил и  убежал, когда Лиса зевнула? За вредность Шапокляк подарили связку воздушных шаров, и она улетела. А что  было потом? Где она приземлилась? Как объяснила своё появление? Пыталась ли  отомстить Чебурашке и Гене? Примечание. Желательно 3 – 4 сюжета обсудить кратко (ответы на вопросы), а один  сюжет рассказать подробно, как «настоящую» сказку. 7. Приём «Творческая ошибка» До использования приёма, дети знакомятся с произведением Б. Заходера «Кит и кот».  Далее учитель предлагает сочинить аналогичную сказку. Последовательность работы по приёму: 1) Выбрать два слова, отличающихся одним звуком. Например, ворона – корона 2) Поменять местами выбранные объекты. Например, ворона оказалась на голове у  королевы, а корона – на огороде. 3)Дать объяснение, как такое могло случиться. Например: Однажды подул такой  сильный ветер, что с головы королевы сдуло корону…  В это время спящая ворона  свалилась с ветки прямо на голову королеве. Никто ничего не заметил… 4) Развить сюжет (придумать продолжение сказки) Данные  универсальные приёмы фантазирования способствуют:     развитию управляемого творческого воображения; преодолению психологической инерции; созданию творческих продуктов;  воспитанию ценностного отношения к творчеству и созиданию  и  могут быть использованы  как во внеурочной деятельности, так и на уроках.

Статья из опыта работы "Формирование креативного мыщления младшего школьника"

Статья из опыта работы "Формирование креативного мыщления младшего школьника"

Статья из опыта работы "Формирование креативного мыщления младшего школьника"

Статья из опыта работы "Формирование креативного мыщления младшего школьника"

Статья из опыта работы "Формирование креативного мыщления младшего школьника"

Статья из опыта работы "Формирование креативного мыщления младшего школьника"

Статья из опыта работы "Формирование креативного мыщления младшего школьника"

Статья из опыта работы "Формирование креативного мыщления младшего школьника"

Статья из опыта работы "Формирование креативного мыщления младшего школьника"

Статья из опыта работы "Формирование креативного мыщления младшего школьника"

Статья из опыта работы "Формирование креативного мыщления младшего школьника"

Статья из опыта работы "Формирование креативного мыщления младшего школьника"

Статья из опыта работы "Формирование креативного мыщления младшего школьника"

Статья из опыта работы "Формирование креативного мыщления младшего школьника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2018