Данная статья раскрывает опыт реализации метода проектов в процессе изучения дисциплины "Физика". В предлагаемой статье представлен широкий спектр применения различных проектов по физике. Данные проекты направлены на развитие у обучающихся творческих и коммуникативных способностей, а также развития познавательного интереса к изучаемой дисциплине.
Метод проектов как один из методов реализации
компетентностного подхода в учебном процессе
Е.К. Казьменко, преподаватель физики
ГБП ОУ ВО «Верхнеозерский
сельскохозяйственный техникум»
Реформа среднего профессионального образования диктует
необходимость формирования у выпускников системы мышления,
экономической, правовой, информационной и коммуникативной культуры,
предпринимательской и творческой активности, самостоятельности и высокой
ответственности, потребности в постоянном обновлении знаний.
Добиться этого можно только осуществив целенаправленную и плано
мерную взаимосвязанную деятельность преподавателя и студента, результатом
которой является освоение студентом системы знаний, умений, навыков,
развитие его познавательных способностей, овладение опытом
профессиональной и творческой деятельности, то есть педагогу необходимо
овладеть планомерным и последовательным воплощением на практике заранее
спроектированного процесса.
Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед»,
значит проект – это план детальный, научнообоснованный, четко
ориентированный на получение конечных результатов. Одним словом,
проектный подход – это способ достижения цели через детально проработанную
проблему, которая должна завершаться положительным результатом [3].
Развитие учебного процесса в образовательных учреждениях показывает,
что в обучении все более востребованы методы, которые формируют не просто
умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с
практической деятельностью. К таким методам можно отнести метод проектов,
приобретающего все большую популярность за счет рационального сочетания
теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных
проблем.
Преимущество метода проектов очевидно: каждый студент вовлечен в
творческий процесс по получению новых знаний, самостоятельно включается в
деятельность, которая выбрана им самим; участвует в совместном труде, в
процессе общения, коммуникации; повышает мотивацию к изучению
дисциплины, приобретает деловую, творческую активность, исследовательские
навыки, учится делать открытия.Специфика дисциплины «Физика», как и других общеобразовательных
дисциплин, заключается в том, что на изучение курса (ХХI класс) отводится 1
год. Материал предельно сжат. С целью активизации учебного процесса,
организации самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на
разработку и выполнение учебных проектов, на формирование у обучающихся
универсальных учебных действий (УУД), преподаватель обращается к методу
проектов.
Проектная деятельность подразумевает сотрудничество и в нашем случае
– от момента планирования до проведения мероприятия – рядом с
преподавателем инициативная группа, сформированная из числа студентов.
Рассмотрим примеры метода проектов, используемых при изучении
дисциплины «Физика»
Игровой (ролевой) проект. В нашем случае он обозначен «Из жизни
театральной». За два месяца до мероприятия предлагается составить сценарий
на основе учебного материала и связать с театральным искусством. Необходимо
показать не только знания и умения, приобретенные на уроках физики, но и
продемонстрировать сценическое мастерство: через необычные образы,
ситуации, монологи, диалог довести до однокурсников значимость изучаемой
дисциплины.
Применение данного проекта направлено в первую очередь, на
формирование личностных и коммуникативных УУД. Данный вид деятельности
способствует росту личностного самосовершенствования, повышению у
студентов интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и
самоподдержки. Студентов увлекает сама деятельность, самостоятельная
активность, возможность испытать, проявить себя на деле.
Заслуживает внимания,
проект «Урокстудент»,
выполненный
обучающимися как урок по теме «Строение и развитие Вселенной».
В роли преподавателей для проведения нестандартного урока выступают
студенты, которых педагог отбирает сам. При выполнении данного проекта
студентам приходится прибегать к дополнительным источникам информации,
решать проблемы, связанные с воплощением урока в реальную модель:
постановка целей и задач, техническое оснащение, и оформление занятия,
поиски путей успешной передачи полученных знаний однокурсникам,
представление работ по итогам занятия в виде докладов и мультимедийных
презентаций и так далее. Все это позволяет студентам получить необходимый
опыт практической деятельности. Кроме того, благодаря межпредметному
характеру выполнения проекта (астрономия, литература, история, физика),отмечается положительный опыт освоения студентами научной картины мира,
расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
На мой взгляд, эффективным путем развития способностей к
самостоятельному познанию является учебноисследовательская деятельность,
как необходимая составляющая в подготовке думающего, мобильного в мыслях
и решениях специалиста.
Учитывая важность формирования исследовательского типа мышления, в
нашем мероприятии мы обратимся к двум проектам – реферативной и
экспериментальной направленности.
Проект «Физический калейдоскоп: современные достижения в различных
областях физики» проходит под девизом:
Вокруг нас все интересно,
Многое нужно узнать,
Но для этого все вместе
Мы должны порассуждать.
Данный проект предусматривает самостоятельное овладение знаниями (в
нашем случае – сбор и систематизация сведений о новейших достижениях в
различных областях физики, творческую переработку изученного материала и
доведения полученных знаний до студенческой молодежи).
Интересна в этом отношении проектная работа «Графен: вчера, сегодня,
завтра», представленная студентом Казьменко К.
Особый интерес представляют реферативные исследования, дополненные
экспериментальными данными.
В рамках реализации проекта «Открытие» была представлена и признана
лучшей работа «Изучение влияния температурного режима, влажности воздуха
на хранение сельскохозяйственной продукции – картофеля, лука, моркови»,
выполненная студенткой Аверьяновой А. В основу работы положены два
способа хранения сельскохозяйственной продукции – овощехранилище и в
домашних условиях (подвал). Период исследования – с сентября по май месяцы.
Проведенные исследования показали преимущества овощехранилища при
хранении сельскохозяйственной продукции. Неотъемлемой частью учебной
исследовательской деятельности является защита проектов. Важно не только
подготовить проект, но и умело представить его, выделив основные моменты.
Кроме того, публичная защита проектов способствует формированию у
студентов таких качеств, как толерантность, мобильность, активность,
креативность мышления, настойчивость в достижении цели; они учатся вести
дискуссию по теме исследования, оформлять итоги выполненных работ в видедокладов и другое. Их учебные проекты становятся прототипами будущих
больших, серьезных проектов, которые выпускникам техникума предстоит
осуществлять в самостоятельной жизни в ходе профессиональной деятельности.
Проект «Физический турнир» в основе которого соревнование
коллективов команд «Агрономов», «Ветеринаров», «Техников» за звание
«Знатоки физики». Проект направлен на актуализацию знаний, расширение
кругозора, повышение интереса к изучаемой дисциплине; на формирование
личностных, коммуникативных универсальных действий. «Физический турнир»
включает 5 туров: «Игра в слова», «Блицконкурс», «Задачи с подсказками»,
«Устами студента», «Рекламный проект». Последний тур в порядке
соревнования нацеливает участников на решение творческих задач. Проект
«Творчество» направлен на выявление интересов и творческих возможностей
студенческой молодежи, на развитие самостоятельности, творческого
мышления, технического и художественного творчества, на повышение интереса
к изучаемой дисциплине.
Задачам данного проекта отвечает выставка творческих работ студентов,
которая ежегодно проводится в рамках Недели физики. Каждая из
представленных работ интересна посвоему: будь то простейший радиоприемник
или усилитель, физические формулы или уравнения, искусно выполненные
(выжигание, лепка, вышивание бисером); живописный портрет ученого физика
или серия фотографий; стихи физического содержания или сочинение,
например, «Физика в моей жизни» и так далее.
Итак, опыт работы коллег, собственный опыт убеждает в том, что в
настоящее время, время перехода системы образования от знаниевой парадигмы
к компетентностной, проектная деятельность наиболее подходит для
построения индивидуальной траектории студентов и достижения ведущей цели
образования – развития личности средствами учебной дисциплины.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями (УУД)
создает базу для успешного самостоятельного усвоения новых знаний, умений и
компетентностей на основе формирования умения учиться.
Участие в проектной деятельности убеждает студентов, что развивающий
потенциал имеют не столько сами знания, сколько умения, действия, опыт
сформированные на их основе. Именно они необходимы человеку для
взаимодействия с окружающим миром, адаптации в обществе, правильности
выбора места в нем, профессиональном становлении.
Таким образом, применение метода проектов в образовательном процессе
обладает большим дидактическим потенциалом.Литература
1. Анисимова Н.И. Учебноисследовательская деятельность школьников в
рамках научнообразовательного проекта «Современные достижения науки и
техники» // Физика в школе. – 2013. № 2. – с. 2224.
2. Иванова Л.В. Проектная деятельность как способ формирования УУД. //
Химия в школе. – 2013. № 8. – с. 73.
3. Фисина Т.А., Валеева Р.М. Проектный подход в образовательно
воспитательной сфере. // Специалист. – 2013. № 10. – с. 29.