Статья "Мотивация обучения"
Оценка 4.8

Статья "Мотивация обучения"

Оценка 4.8
Повышение квалификации +1
docx
русский язык
5 кл—9 кл
22.05.2017
Статья "Мотивация обучения"
Статья по педагогике по формированию мотивации учения школьников : Формирование мотивации на отдельных этапах урока;формирование мотивации учения у отстающих детей.В школе же есть ряд проблем традиционных, и проблема мотивации справедливо относится к их числу. Поднять мотивацию путем развития познавательного интереса, на мой взгляд, удается немногим, а недостаток учебной мотивации - одна из важнейших причин низких результатов учебы. Поэтому проблему формирования мотивации учения у школьников можно считать одной из самых актуальных в образовательном процессе, т.к. ее недостаток - одна из главных причин низких результатов учебы.
МОТИВАЦИЯ Ю.В..docx
Ганькина Юлия Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г.Волжского Волгоградской области Мотивация учения школьника  Известно, что проблема мотивации учения десятилетиями сохраняет свою актуальность.   Нередко   ее   рассматривают   как   проблему   развития познавательного интереса. Но ведь далеко не всегда приходится делать и учиться тому, что интересно. Успехи в учебе, как, впрочем, и в другой деятельности,   во   многом   определяет   наличие   мотива   достижений   ­ стремления   добиться   положительных   результатов   и   улучшить   прежние. Стремление к высоким достижениям в учебе в школьном возрасте может послужить хорошей основой для формирования направленности личности на различные достижения в дальнейшей жизни и деятельности человека. В   школе   же   есть   ряд   проблем   традиционных,   и   проблема   мотивации справедливо   относится   к   их   числу.   Поднять   мотивацию   путем   развития познавательного интереса, на мой взгляд, удается немногим, а недостаток учебной мотивации ­ одна из важнейших причин низких результатов учебы. Поэтому проблему формирования мотивации учения у школьников можно считать одной из самых актуальных в образовательном  процессе, т.к. ее недостаток ­ одна из главных причин низких результатов учебы.       Перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию учения нужно изучить   ее.   У   каждого   ученика   есть   как   некоторый   наличный   уровень положительной   мотивации,   на   который   можно   опереться,   так   и перспективы, резервы ее развития. Изучение  мотивации ­ это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом.   Результаты   изучения   становятся   основой   для   планирования процесса   формирования.   В   реальной   работе   учителя   изучение   и формирование   мотивации   неразрывно   связаны.  Формирование  мотивов учения   ­   это   создание   в   школе   условий   для   появления   внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником. Изучение   и   формирование   мотивов   учения   должны   иметь   объективный характер с одной стороны и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика обстановке  ­  с другой. Мотивы   будут   проявляться   по­разному   в   зависимости   от   того,   в   каких ситуациях оказывается ребенок. Более того, мотивы не во всех ситуациях достаточно   явно   обнаруживаются.   Поэтому   надо   не   просто   долго наблюдать, а наблюдать в таких ситуациях, где изучаемые качества могут проявляться. Учителю при изучении личности ученика в условиях учебной деятельности необходимо   выявить   взаимосвязь   трех   основных   личностных характеристик,   которые   обеспечивают   успешность   его   учебно­ познавательной деятельности. В качестве таких личностных характеристик можно выделить: отношение   к   предмету,   содержанию,   процессу,   результату   выражающееся   в учебно­познавательной   деятельности, мотивации учения; характер   взаимоотношений   ученика   с   участниками   учебного процесса,   который   проявляется   в   эмоционально­оценочных отношениях   ученика   и  учителя   друг   к   другу;   учащиеся   между собой; способности   саморегуляции   учебных   действий,   состояний   и отношений как показатель развития самосознания. Как же оценить уровень мотивации? Для диагностики детской мотивации предлагаются   различные   виды   анкетирования,   важное   место,   конечно, занимает   знание   учителем   особенностей   коллектива,   каждого обучающегося в отдельности. Одним из способов знакомства с классным коллективом на определение мотивации может быть таким.         На уроке ученикам предлагается самостоятельно выполнить по выбору задания, различающиеся по:  сложности   и   характеру   деятельности   (творческая   или репродуктивная);    практической или   теоретической   направленности познавательной деятельности;  характеру   выполнения   заданий   (индивидуальное   или групповое). В   старших   классах,   определяя   уровень   мотивации,   я   обратилась   к тестам,   предложенным   М.М.Лукьяновой   и   Н.В.   Калининой   в   книге «Психолого­педагогические показатели деятельности школы».   В   старшем   школьном   возрасте   возникает   потребность   и   возможность совершенствования   своей   учебной   деятельности,   что   проявляется   в стремлении к самообразованию,  выходу за пределы школьной программы. Особую роль приобретает овладение контрольно­оценочными действиями до   начала   работы   в   форме   прогнозирующей   самооценки,   планирующего самоконтроля   своей   учебной   работы   и   на   этой   основе   –   приемов самообразования. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные   задачи   и   находить   вместе   с   тем   нестереотипные   способы   их решения. В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются   за   счет   того,   что   интерес   к   знаниям   затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук.  Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими целями,   жизненными   перспективами   выбора   профессии.   Развитие целеполагания   выражается   в   том,   что   старшеклассник   при   постановке системы   целей   учится   исходить   из   планов   своего   индивидуального самоопределения. Возрастает умение оценить реалистичность своих целей. Формирование мотивации Общий смысл формирования состоит в том, чтобы  перевести учащихся с уровня   отрицательного   и   безразличного   отношения   к   учению   к   зрелым формам положительного отношения к учению ­ действенному осознанному и   ответственному.   Воспитанию   положительной   мотивации   учения способствуют   общая   атмосфера   в   школе,   классе;   участие   ученика   в коллективных   формах   организации   разных   видов   деятельности; сотрудничество учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства   в   выполнение   задания,   а   в   виде   советов;   привлечение учителем школьников   к оценочной деятельности и формирование у них адекватной   самооценки.   формирование   мотивации способствуют   занимательное   изложение,   необычная   форма   преподавания материала,   вызывающая   удивление   у   учащихся;   эмоциональность   речи   Кроме   того, учителя;   познавательные   игры,   ситуация   спора   и   дискуссии;   анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое   значение   здесь   приобретает   укрепление   всех   сторон   умения школьника   учиться,   обеспечивающее   усвоение   всех   видов   знаний   и   их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий   и   самоконтроля,   самостоятельный   переход   от   одного   этапа учебной   работы   к   другой,   включение   учащихся     в   совместную   учебную деятельность. Формирование мотивации на отдельных этапах урока. Какую   бы   деятельность   ученики   ни   осуществляли,   они   должны   иметь полную   психологическую     структуру   ­   от   понимания   и   постановки школьниками целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки. Можно   определить   следующие   этапы   формирования   мотивации   на отдельных этапах урока.  Этап   вызывания   исходной   мотивации.  На   начальном   этапе   урока   я учитываю несколько видов побуждений учащихся: опираюсь на мотивы предыдущих   достижений   ("мы   хорошо   поработали   над   предыдущей темой"),   вызываю   мотивы   относительной   неудовлетворенности  ("но   не усвоили   еще   одну   важную   сторону   этой   темы"),   усиливаю   мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких­то ситуациях"), стараюсь усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.  Этап   подкрепления   и   усиления   возникшей   мотивации.  Здесь   я ориентируюсь   на   познавательные   и   социальные   мотивы,   например, вызывая   интерес   к   нестандартным   заданиям,   требующим   творческого подхода к их выполнению (познавательные мотивы),  к разным способам сотрудничества   с   другим   человеком   (социальные   мотивы).   Этот   этап важен потому, что, вызвав мотивацию на первом этапе урока, нельзя о ней   забыть,   сосредоточиваясь   на   предметном   содержании   урока.   Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).  Этап   завершения   урока.  Важно,   чтобы   каждый   ученик   вышел   из деятельности с положительным личным опытом и чтобы в конце урока возникала   положительная   установка   на   дальнейшее   учение.   Главным здесь   является   усиление   оценочной   деятельности   самих   учащихся   в сочетании с моей отметкой. Конечно, важно показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени усвоения новых знаний и умений. Но еще более важным является акцент на том, что получилось, что удалось и т.п.   Формирование мотивации учения у отстающих детей. При коррекционной работе с отстающими учениками надо начинать с таких ее целей, которые могут быть достижимы за относительно короткое время (недели),   что   поможет   ученику   и   учителю   быстро   увидеть   первые результаты. В целом формирование мотивации учения и умения учиться у отстающих   учеников   включает   следующие   направления:   прежде   всего восстановление   положительного   отношения   к   учению   и   к   отдельным учебным предметам и занятиям, для чего следует начинать с решения этими учениками доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для положительных переживаний успеха, часто спрашивать, терпеливо выслушивать. Кроме   того,   у   отстающих   детей   важно   укреплять   собственное   умение учиться: устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать знаний   по   всем   их   параметрам   (полнота,   системность,   гибкость, действенность  и прочность); обучать учащихся  выполнению действий  по инструкции,   четкой   их   последовательности   при   понимании   детей неизбежности   и   полноты   контроля   учителя   с   детальным   объяснением нового материала, с использованием наглядных опор, с проговариванием, с обязательным   доведением   каждого   действия   до   этапа   автоматизации; специально   обучать   более   сложным   действиям:   различению   способа   от результата, сопоставлению нескольких способов, изменению способа при необходимости   переноса   его  в  новые   условия,  т.е.  умению   пользоваться способами и применять их, опираясь при этом на планы, наглядные схемы и т.д. В работе с неуспевающими необходимо реализовать все изложенное, имея в виду,   что   начинать   лучше   с   упражнений   на   постановку   целей   и стимулирование   мотивов,   параллельно   укрепляя   умение   учиться, постепенно   и   дробно   отрабатывая   его   звенья.   Специально   надо предусмотреть   преодоление   у   отдельных   детей   "выученной беспомощности"   как   следствия   длительных   неудач,   часто   укрепляющих сомнение   детей   к   себе.   Я   в   своей   практике   разрабатываю   «алгоритмы» действий, следуя которым обучающемуся легче справиться с поставленной перед ним задачей.    Например,   алгоритм   по   определению   количества   н(нн)   в   полном   причастии. (Мои ученики называют его «Правилом 5­и пальцев»)  1.Не краткое ли причастие перед нами? (в нем всегда 1н) Если полное, то:  2. Есть ли приставка? (Помним, что НЕ не считается!)  2. Есть ли зависимые слова?  4. Нет ли на конце причастия ­ОВАННЫЙ ­ЕВАННЫЙ?  5. А может, причастие особенное: приставки нет, а вид СОВЕРШЕННЫЙ?  Если все ответы отрицательные, то и с Н ­ вопрос решенный. На этапе знакомства с темой алгоритм предлагается всем в виде распечатки перед глазами, затем он становится «достоянием» памяти обучающихся, отстающие же учащиеся «подсматривают» в него по мере необходимости без   ограничений   вплоть   до   урока   контроля.   Знание   алгоритма   у   таких учащихся   «без   шпаргалки»   отмечаю   обязательно,   и   это,   как   правило, становится мотивацией «знать» и у других.  В своей практике мне часто приходится начинать работу в классах, где грамотность «на нуле» почти у всех обучающихся и все они могут быть отнесены к разряду «слабоуспевающих». Приходится начинать с нуля во всех отношениях: дисциплина, отношение к предмету, формирование хоть какой­то мотивации. И когда наконец к обучающимся приходит понимание того,  что   «что­то   нужно   делать,  чтобы   изменить   ситуацию»,   начинается работа над формированием мотиваций. Прежде всего беру на вооружение оценку   за   достижение   «СЕГОДНЯ»:   работу   по   проверке   знаний   по конкретной теме я оцениваю двумя отметками: за качество всей работы и за качество знаний по проверяемой теме. Первая оценка, как правило, увы, отрицательная: много «белых пятен» в знаниях, а вторая с каждой новой проверкой постепенно укрепляется и растет. А моя задача (конечно, не из легких) ­ устранять постепенно эти самые «белые пятна», параллельно с новыми темами, объясняя давно «пройденные».          И еще  об оценке. На мой взгляд, не случайно все настойчивее звучат призывы   к   отмене   текущей   оценки   и   замене   ее   развернутой   словесной оценкой.   Кто­то   предлагает   перейти   на   10­ти,   а   то   и   100­балльную(!) систему оценки. А пока идет дискуссия, традиционная система оценок мало что оценивает, но держит в заложниках всех участников образовательного процесса:   они   не   отражают   реального   уровня   знаний,   способствуют развитию только внешней мотивации, не связанной с совершенствованием знаний и ростом учебных достижений. Нередко борьба за отметки ставится выше борьбы за знания, вынуждает хитрить, обманывать…А отрицательные отметки, являясь к тому же основным методом устрашения, формируют мотивацию тх «избежания». Хотя и «комплекс отличника» не лучше, если «5» ­ основная цель.       Заключение. Стаж моей педагогической деятельности ­ более 35 лет. И все эти годы вопрос мотивации не перестает быть актуальным в моей практике. Но, на мой взгляд, отдельно взятому учителю трудно добиться стабильных в этом вопросе результатов по многим причинам. Одна из них ­ отсутствие единой программы   повышения   мотивации     хотя   бы   для   конкретного   учебного заведения, об опыте которого я с интересом для себя прочла в работе Н.В. Немовой «Школа достижений: начало пути к успеху»; производственная необходимость  «брать  и отдавать»  классные  коллективы  из  рук  в руки; отсутствие теоретических знаний, нехватка времени да и просто отсутствие желания заниматься этим…и др. А пока каждому (желающему) приходится своими   силами   повышать   мотивацию   к   конкретному   предмету,   и,   как   в моей практике, не всегда добиваться тех результатов, на которые надеялся. Но одно точно: безрезультатной такую работу все же назвать нельзя. Литература  1.Глассер У. «Школа без неудачников». М., «Прогресс», 1991г. 2.Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы». М., «Питер», 2000г. 3.М.М.Лукьянова, Н.В.Калинина «Психолого­педагогические показатели  деятельности школы», М., «ТЦ Сфера», 2005г.  4.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. «Формирование мотивации  учения», М, «Просвещение», 1990г. 5.Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М., М., «Педагогика», 1983г. 6.Немова Н.В. «Школа достижений: начало пути к успеху». Библиотека  журнала «Директор школы», №6, 2002г.

Статья "Мотивация обучения"

Статья "Мотивация обучения"

Статья "Мотивация обучения"

Статья "Мотивация обучения"

Статья "Мотивация обучения"

Статья "Мотивация обучения"

Статья "Мотивация обучения"

Статья "Мотивация обучения"

Статья "Мотивация обучения"

Статья "Мотивация обучения"

Статья "Мотивация обучения"

Статья "Мотивация обучения"

Статья "Мотивация обучения"

Статья "Мотивация обучения"

Статья "Мотивация обучения"

Статья "Мотивация обучения"

Статья "Мотивация обучения"

Статья "Мотивация обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2017