Статья на тему "Деятельность мастера производственного обучения в современных условиях"
Оценка 4.8

Статья на тему "Деятельность мастера производственного обучения в современных условиях"

Оценка 4.8
Семинары
docx
технология
Взрослым
18.12.2017
Статья на тему "Деятельность мастера производственного обучения в современных условиях"
Перед профессиональным образованием стоят сложные задачи - не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионально компетентного выпускника, способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.Основное требование, предъявляемое к современному уроку - перенесение центра тяжести с информационного обучения на активизацию познавательной деятельности и самостоятельной учебной работы, использование игровых технологий. Именно на уроках с применением активных форм обучения развиваются способности учащихся, инициатива, самостоятельность.
Деятельность мастера производственного обучения в современных условиях.docx
Деятельность мастера производственного обучения в современных условиях Исаева Людмила Анатольевна Мастер производственного обучения ГБПОУ Альметьевский профессиональный колледж Перед   профессиональным   образованием   стоят   сложные   задачи   ­   не  грамотного   специалиста,   но   и   формирование    к только   подготовка    профессионально   профессиональной мобильности в условиях информатизации общества. компетентного    выпускника,   способного Компетенция —   это   готовность   (способность)   учащегося   использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни   для   решения   практических   и   теоретических   задач.   Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий. Технология   обучения ­   это   совокупность   методов   и   средств   обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации,   это наука о способах   воздействия   преподавателя   на   учеников   в   процессе   обучения   с использованием   необходимых   технических   или   информационных   средств. Педагогическое   мастерство   учителя   состоит   в   том,   чтобы   отобрать   нужное содержание,   применить   оптимальные   методы   и   средства   обучения   в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.   школы Педагогической задачей является ориентация на конкретную профессию,  начало   карьеры   формируется   с   личности.   Интерес   учащегося   совпадает   с началом   осознанности,   значимости   его   будущей   профессии.   В   колледже  обучаются учащиеся по профессии «Столяр строительный», после окончании коррекционной вида.  Столяр   одна   из   популярных,   востребованных,   интересных   и   творческих профессий.  Для   лучшего   усвоения   материала   на   уроках   производственного   обучения использую   в   своей   работе   элементы   игровой   технологии,   технологии взаимообучения, технологии развивающего и проблемного обучения, технологии интерактивного   обучения,   проектной   технологии,   здоровьесберегающей технологии,  личностно­ориентированной  технологии.   №   VIII 19     Основное   требование,   уроку ­ перенесение  центра  тяжести  с  информационного  обучения  на  активизацию  познавательной   работы, использование  игровых  технологий. Именно на уроках с применением активных предъявляемое   к   самостоятельной   современному   деятельности   учебной   и форм   обучения   развиваются   способности   учащихся, самостоятельность.   инициатива, Игровые   технологии дают   возможность   использовать   коллективные  формы   взаимодействия   учащихся,   выявить   межпредметные   связи   и  интегрировать  их  в  общие  знания, повысить  интерес  учащихся  к  профессии. Технология   активного   обучения   помогает   достичь   более   прочного   усвоения учащимися   знаний,  умений  и  навыков.   Игровая   форма   занятий   создается   на уроках   при   помощи   игровых   приемов   и   ситуаций,   которые   выступают   как средство   побуждения,   стимулирования   учащихся   к   учебной   деятельности.   Например  на уроках производственного обучения использую различные игры ­ игра   «Нельзя»,   «Вставь   пропущенное   слово»,   игра   «Собери   мозаику», заполнение   оценочных   листов   (самоконтроль,   взаимоконтроль).   Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор ­ от выбора товаров и услуг до выбора друзей и выбора жизненного пути. Использование на уроках таких   игр,   как   «Выбери   необходимое   сырье»,   «Выбери   необходимое оборудование   »,   «Найди   ошибку».   предполагает   развитие   у   учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения   задачи,   умение   осуществлять   систематический   перебор   вариантов, сравнивать   их   и   находить   оптимальный   вариант.   Обучение,   в   котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит   воспринимать   неудачу   не   как   трагедию,   а   как   сигнал   для   исправления ситуации ­ ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных, "тупиковых" ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить выход из положения. Деловая   игра ­   этот   метод   обучения   дает   учащимся   возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным условиям, способствует   развитию   творчески   активной,   профессионально   и   социально компетентной   личности   будущего   специалиста.    Ролевые   игры   позволяют учащимся   «примерить»   новое   для   них   поведение   в   безопасном   окружении. Ролевые  игры   применяются  при  исследовании   проблем  и  ситуаций,  которые возникают в реальной жизни. На  занятиях  имитируется  деятельность  какого­ либо   предприятия,   его   подразделения,    события, конкретная   деятельность  людей  (деловое  совещание, обсуждение  планов, столяр, плотник и т.д.)  Игра  развивает    адаптивные   возможности    будущих   специалистов     к   реальным  условиям   производства. Игра помогает учащимся осознать себя в новой роли, параллельно игра заставляет учащихся считаться с товарищами, сопереживать, сочувствовать, способствует воспитанию личности. На   уроках­конференциях затрагиваются   вопросы   о   качестве   древесины, условий хранения , история столярного дела, исторические события и др. К уроку   учащиеся   получают   опережающее   задание   и    готовят   сообщения,   с использованием   дополнительной   литературы,   материалов   интерент­сайтов,   а также   собственных   рассуждениях.   На   таких   уроках   формируются   общие компетенции: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения   профессиональных   задач;   использовать   информационно­ коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Для решения проблемы трудоустройства и профессионального роста сегодня требуются не только   профессиональные   знания,   но   и   активная   жизненная   позиция,   умение целенаправленно   выстраивать   производственные   взаимоотношения,   принимать нестандартные   решения,   способность   всесторонне   рассматривать   даже незначительную проблему. Этому в немалой степени способствует проводимые в группе мастер­классы   и   конкурсы   профессионального   мастерства, уроки   – соревнования,  базирующиеся на знании общеобразовательных дисциплин. Такие занятия   позволяет   увязать   практику   с  теорией,  способствуют   формированию мотивации   к   изучению   общеобразовательных   дисциплин. Урок соревнование развивает у  учащихся чувство коллективизма, ответственности за всю   команду,   способствует   воспитанию   дисциплины,   организованности, сплоченности. Урок – соревнование заставляет учащихся работать в высоком темпе. При   применении   на   уроках технологии   взаимообучения группе   учащихся дается  опережающее задание по теме урока,  затем они выступают  на уроке в роли   мастера   п/о.   Такая   работа   всегда   вызывает   интерес   у   учащихся. Подготовительный   период   к   таким   урокам   отмечается   высокой   степенью  сочетания   индивидуальной   и   совместной   творческой   работой   учащихся   и мастера. Проектная  технология. Проект – это метод обучения, который может быть использован   в   изучении   любой   темы,   он   всегда   ориентирован   на самостоятельную деятельность учащихся  ­ индивидуальную, парную, групповую и   на   реальный   конечный   результат   –   продукт,   изделие.   Цель   проекта   – реалистичность достижения результата, раскрыть индивидуальные возможности учащихся в освоении новых и применении полученных знаний. В этом случае перед   мастером   стоит   цель:   показать   на   практике   возможности   применения философско­художественных   знаний   в   постижении   столярного   искусства, создать   серию   мини­проектов,   выполняемых   самими   учащимися   под руководством   мастера.   Проекты   позволяют   формировать   коммуникативные навыки ­ способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу, что очень важно, так   как   коммуникативные   навыки   востребованы   сегодня   на   рынке   труда, необходимы в любых сферах деятельности. Здоровьесберегающие технологии направлены на обеспечение психического здоровья   учащихся,   достигаются   через   учёт   особенностей   группы,   создание благоприятного   психологического   фона   на   уроке,   использование   приёмов, способствующих   появлению   и   сохранению   интереса   к   учебному   материалу, приводят к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации  к   учебной   деятельности,   приросту   учебных   достижений.   Принцип психологической   комфортности   предполагает   снятие   по   возможности   всех стрессообразующих   факторов   учебного   процесса,   создание   на   уроке   такой атмосферы, которая расковывает учащихся и в которой они чувствуют себя "как дома". Каждый учащейся   должен ощущать веру преподавателя   в свои силы. Ситуация успеха (я могу!), которая создается при введении нового знания для каждого   учащегося,   формирует   у   него   веру   в   себя,   учит   преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед, это чрезвычайно важно для формирования личностно­значимых мотивов учения. Проблемное   обучение превращает   изучение   в   сознательный,   активный, творческий   процесс.   Для   того   чтобы   предупредить   ошибки   в   работе   после объяснения   нового   материала,   предлагаю   учащимся   перечислить   возможные ошибки изготовления, причины их   возникновения и способы предупреждения, практикую применение на занятиях карточек самоконтроля, карточек «Проверь себя». Широко использую на уроках производственного обучения   документы письменного   инструктирования   – инструкционные   карты технологической   последовательности   изготовления,   технологические   схемы. Письменное   развитию   навыков самостоятельности,   самоконтроля,   повышает   производительность   труда, качество  работы, создает у учащихся правильное представление о современной технологии.   инструктирование   карты,   способствует Личностно   –   ориентированная   технология. Один   из   используемых   мной приемов: сделай сам – помоги   другому. Каждый учащийся – индивидуальность, со   своим   складом   мышления,   восприятия,   памяти,   и   с   этим   невозможно   не считаться.   Знание   особенностей   личности   каждого   из   учеников   позволяет реализовать   индивидуальный   подход   к   обучению.   Успешно   и   быстро справляющиеся с заданием   учащемуся предлагаю помочь неуверенным в себе ученикам,   которые   хорошо   воспринимают   такую   совместную   работу, активизируются   и   находят   выход   из   возникшего   затруднения.   Такая   помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных учащихся увлекает процесс   «наставничества».   Параллельно   решаются   и   воспитательные   задачи: учащиеся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя,   товарищеская   взаимовыручка,   что   в   дальнейшем   поможет   им адаптироваться в производственном коллективе. Интерактивное   обучение     – примерами   работы   в   мини­   группах   (   2­3 человека)   может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки   и   ее   комментарием,   выполнение   производственного   задания  (изготовление изделия) в группе с последующей защитой работы. Работа в мини­ группах   способствует   формированию   коммуникативных   навыков   общения.   В нестандартном уроке деятельность педагога меняется коренным образом. Его главная   задача   не   «донести»,   «преподнести»,   «объяснить»   и   «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок должен удовлетворять всем требованиям к нему предъявляемым, должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. Использование   ИКТ уроках   рассматриваю   не   как   цель,   а   как   способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ   самоорганизации   труда   и   самообразования   мастера   и   учащихся;   как возможность   личностно­ориентированного   подхода   для   мастера;   как   способ расширения   зоны   индивидуальной   активности   ребёнка.   Использование   новых технологий   в   учебном   процессе   приводит   к   развитию   новых   педагогических методов   и   приемов;   изменению   стиля   работы   мастера,   решаемых   ими   задач, позволяет   повысить   мотивацию   обучения,   способствует   укреплению   меж предметных   связей.   В   новом   информационном   обществе   мастер производственного   обучения   уже   не   может   быть   единственным   источником знаний об окружающем мире, что неминуемо ведет к изменению форм учебной работы.   Традиционный   объяснительно­иллюстративный   метод   обучения уступает   свои   позиции,   на   первый   план   выходит   индивидуальная, самостоятельная,   групповая   деятельность   учащихся.   Поэтому   так   важно научить   учащихся   различным   способам   работы   и,   безусловно,   усилить   роль поисково­исследовательской   работы.   Убедилась   в   том,   что   применение компьютера   на   уроках   производственного   обучения   целесообразно   в   тех случаях,   когда   обычных   средств   обучения   уже   недостаточно.   Очень эффективными,   наглядными   и   содержательными   являются   медиа   ­   уроки. Работаю   над   созданием   компьютерных   презентаций   к   урокам   и   внеурочным мероприятиям.   Использование   на   уроках   слайдов   позволяет   производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения, улучшается восприятие материала, учащимся работать гораздо интереснее, чем с печатным материалом. Появление перед глазами учащихся нужного в данный момент    материала сразу же мобилизует их на восприятие, вызывает интерес, настраивает   на   рабочий   лад,   яркие   моменты   урока   улучшают   понимание   и делают запоминание материала более прочным. Использование на занятиях ИКТ дает   возможность   сохранять,   многократно   использовать   и   варьировать разработанный материал, что является большим подспорьем в работе мастера: к любой   «странице»   урока   можно   вернуться   при   повторении,   выяснении непонятного на следующих уроках. Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках,   не   следует   забывать,   что   в   основе   любого   учебного   процесса   лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не   заменить   их,   а   помочь   быть   более   результативными.   Они   призваны оптимизировать   трудозатраты   педагогов,   чтобы   учебный   процесс   стал   более эффективным.   Информационные   технологии   призваны   разгрузить   мастера   и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе. Литература   Абасов   З.А. 1. инновация//Инновации в образовании. 2010. ­№3 – с. 118.    Нетрадиционные   уроки   как   педагогическая 2 .    Батышев   С.Я.  Профессиональное   образование :   Учебник. –  М.:   Высшая школа, 2011. – 325с.

Статья на тему "Деятельность мастера производственного обучения в современных условиях"

Статья на тему "Деятельность мастера производственного обучения в современных условиях"

Статья на тему "Деятельность мастера производственного обучения в современных условиях"

Статья на тему "Деятельность мастера производственного обучения в современных условиях"

Статья на тему "Деятельность мастера производственного обучения в современных условиях"

Статья на тему "Деятельность мастера производственного обучения в современных условиях"

Статья на тему "Деятельность мастера производственного обучения в современных условиях"

Статья на тему "Деятельность мастера производственного обучения в современных условиях"

Статья на тему "Деятельность мастера производственного обучения в современных условиях"

Статья на тему "Деятельность мастера производственного обучения в современных условиях"

Статья на тему "Деятельность мастера производственного обучения в современных условиях"

Статья на тему "Деятельность мастера производственного обучения в современных условиях"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2017
Посмотрите также: