Перед профессиональным образованием стоят сложные задачи - не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионально компетентного выпускника, способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.Основное требование, предъявляемое к современному уроку - перенесение центра тяжести с информационного обучения на активизацию познавательной деятельности и самостоятельной учебной работы, использование игровых технологий. Именно на уроках с применением активных форм обучения развиваются способности учащихся, инициатива, самостоятельность.
Деятельность мастера производственного обучения в современных
условиях
Исаева Людмила Анатольевна
Мастер производственного обучения
ГБПОУ Альметьевский профессиональный колледж
Перед профессиональным образованием стоят сложные задачи не
грамотного специалиста, но и формирование
к
только подготовка
профессионально
профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.
компетентного
выпускника,
способного
Компетенция — это готовность (способность) учащегося использовать
усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в
жизни для решения практических и теоретических задач.
Компетенции
«закладываются» в образовательный процесс посредством технологий.
Технология обучения это совокупность методов и средств обработки,
представления, изменения и предъявления учебной информации, это наука о
способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с
использованием необходимых технических или информационных средств.
Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное
содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в
соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
школы
Педагогической задачей является ориентация на конкретную профессию,
начало карьеры формируется с личности. Интерес учащегося совпадает с
началом осознанности, значимости его будущей профессии. В колледже
обучаются учащиеся по профессии «Столяр строительный», после окончании
коррекционной
вида.
Столяр одна из популярных, востребованных, интересных и творческих
профессий.
Для лучшего усвоения материала на уроках производственного обучения
использую в своей работе элементы игровой технологии, технологии
взаимообучения, технологии развивающего и проблемного обучения, технологии
интерактивного обучения, проектной технологии,
здоровьесберегающей
технологии, личностноориентированной технологии.
№
VIII
19
Основное
требование,
уроку
перенесение центра тяжести с информационного обучения на активизацию
познавательной
работы,
использование игровых технологий. Именно на уроках с применением активных
предъявляемое к
самостоятельной
современному
деятельности
учебной
иформ обучения развиваются способности учащихся,
самостоятельность.
инициатива,
Игровые технологии дают возможность использовать коллективные
формы взаимодействия учащихся, выявить межпредметные связи и
интегрировать их в общие знания, повысить интерес учащихся к профессии.
Технология активного обучения помогает достичь более прочного усвоения
учащимися знаний, умений и навыков. Игровая форма занятий создается на
уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как
средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Например на уроках производственного обучения использую различные игры
игра «Нельзя», «Вставь пропущенное слово», игра «Собери мозаику»,
заполнение оценочных листов (самоконтроль, взаимоконтроль). Современная
жизнь требует от человека умения осуществлять выбор от выбора товаров и
услуг до выбора друзей и выбора жизненного пути. Использование на уроках
таких игр, как «Выбери необходимое сырье», «Выбери необходимое
оборудование »,
«Найди ошибку». предполагает развитие у учащихся
вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов
решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов,
сравнивать их и находить оптимальный вариант. Обучение, в котором
реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед ошибкой,
учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления
ситуации ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным,
следовательно, надо искать другой вариант. Такой подход к решению проблем,
особенно в трудных, "тупиковых" ситуациях, необходим и в жизни: в случае
неудачи не впадать в уныние, а искать и находить выход из положения.
Деловая игра этот метод обучения дает учащимся возможность
применить полученные знания в условиях приближенных к реальным условиям,
способствует развитию творчески активной, профессионально и социально
компетентной личности будущего специалиста. Ролевые игры позволяют
учащимся «примерить» новое для них поведение в безопасном окружении.
Ролевые игры применяются при исследовании проблем и ситуаций, которые
возникают в реальной жизни. На занятиях имитируется деятельность какого
либо предприятия, его подразделения, события, конкретная деятельность
людей (деловое совещание, обсуждение планов, столяр, плотник и т.д.) Игра
развивает адаптивные возможности будущих специалистов к реальным
условиям производства. Игра помогает учащимся осознать себя в новой роли,
параллельно игра заставляет учащихся считаться с товарищами, сопереживать,
сочувствовать, способствует воспитанию личности.
На урокахконференциях затрагиваются вопросы о качестве древесины,
условий хранения , история столярного дела, исторические события и др. Куроку учащиеся получают опережающее задание и готовят сообщения, с
использованием дополнительной литературы, материалов интерентсайтов, а
также собственных рассуждениях. На таких уроках формируются общие
компетенции: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач;
использовать информационно
коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Для решения
проблемы трудоустройства и профессионального роста сегодня требуются не
только профессиональные знания, но и активная жизненная позиция, умение
целенаправленно выстраивать производственные взаимоотношения, принимать
нестандартные решения, способность всесторонне рассматривать даже
незначительную проблему. Этому в немалой степени способствует проводимые в
группе мастерклассы и конкурсы профессионального мастерства, уроки –
соревнования, базирующиеся на знании общеобразовательных дисциплин. Такие
занятия позволяет увязать практику с теорией, способствуют формированию
мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин. Урок
соревнование развивает у учащихся чувство коллективизма, ответственности за
всю команду, способствует воспитанию дисциплины, организованности,
сплоченности. Урок – соревнование заставляет учащихся работать в высоком
темпе.
При применении на уроках технологии взаимообучения группе учащихся
дается опережающее задание по теме урока, затем они выступают на уроке в
роли мастера п/о. Такая работа всегда вызывает интерес у учащихся.
Подготовительный период к таким урокам отмечается высокой степенью
сочетания индивидуальной и совместной творческой работой учащихся и
мастера.
Проектная технология. Проект – это метод обучения, который может быть
использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на
самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую
и на реальный конечный результат – продукт, изделие. Цель проекта –
реалистичность достижения результата, раскрыть индивидуальные возможности
учащихся в освоении новых и применении полученных знаний. В этом случае
перед мастером стоит цель: показать на практике возможности применения
философскохудожественных знаний в постижении столярного искусства,
создать серию минипроектов, выполняемых самими учащимися под
руководством мастера. Проекты позволяют формировать коммуникативные
навыки способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать
высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу, что очень важно,
так как коммуникативные навыки востребованы сегодня на рынке труда,
необходимы в любых сферах деятельности.Здоровьесберегающие технологии направлены на обеспечение психического
здоровья учащихся, достигаются через учёт особенностей группы, создание
благоприятного психологического фона на уроке, использование приёмов,
способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу,
приводят к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации
к учебной деятельности,
приросту учебных достижений. Принцип
психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке такой
атмосферы, которая расковывает учащихся и в которой они чувствуют себя "как
дома". Каждый учащейся должен ощущать веру преподавателя в свои силы.
Ситуация успеха (я могу!), которая создается при введении нового знания для
каждого учащегося, формирует у него веру в себя, учит преодолевать
трудности, помогает осознать свое продвижение вперед, это чрезвычайно важно
для формирования личностнозначимых мотивов учения.
Проблемное обучение превращает изучение в сознательный, активный,
творческий процесс. Для того чтобы предупредить ошибки в работе после
объяснения нового материала, предлагаю учащимся перечислить возможные
ошибки изготовления, причины их возникновения и способы предупреждения,
практикую применение на занятиях карточек самоконтроля, карточек «Проверь
себя». Широко использую на уроках производственного обучения документы
письменного инструктирования – инструкционные
карты
технологической последовательности изготовления, технологические схемы.
Письменное
развитию навыков
самостоятельности, самоконтроля, повышает производительность труда,
качество работы, создает у учащихся правильное представление о современной
технологии.
инструктирование
карты,
способствует
Личностно – ориентированная технология. Один из используемых мной
приемов: сделай сам – помоги другому. Каждый учащийся – индивидуальность,
со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не
считаться. Знание особенностей личности каждого из учеников позволяет
реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро
справляющиеся с заданием учащемуся предлагаю помочь неуверенным в себе
ученикам, которые хорошо воспринимают такую совместную работу,
активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь
поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных учащихся увлекает
процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи:
учащиеся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство
локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им
адаптироваться в производственном коллективе.Интерактивное обучение – примерами работы в мини группах ( 23
человека) может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением
оценки и ее комментарием,
выполнение производственного задания
(изготовление изделия) в группе с последующей защитой работы. Работа в мини
группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. В
нестандартном уроке деятельность педагога меняется коренным образом. Его
главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать»
учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой
урок должен удовлетворять всем требованиям к нему предъявляемым, должен
быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по
теме.
Использование ИКТ уроках рассматриваю не как цель, а как способ
постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как
способ самоорганизации труда и самообразования мастера и учащихся; как
возможность личностноориентированного подхода для мастера; как способ
расширения зоны индивидуальной активности ребёнка. Использование новых
технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педагогических
методов и приемов; изменению стиля работы мастера, решаемых ими задач,
позволяет повысить мотивацию обучения, способствует укреплению меж
предметных связей.
В новом информационном обществе мастер
производственного обучения уже не может быть единственным источником
знаний об окружающем мире, что неминуемо ведет к изменению форм учебной
работы. Традиционный объяснительноиллюстративный метод обучения
уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная,
самостоятельная, групповая деятельность учащихся. Поэтому так важно
научить учащихся различным способам работы и, безусловно, усилить роль
поисковоисследовательской работы. Убедилась в том, что применение
компьютера на уроках производственного обучения целесообразно в тех
случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. Очень
эффективными, наглядными и содержательными являются медиа уроки.
Работаю над созданием компьютерных презентаций к урокам и внеурочным
мероприятиям. Использование на уроках слайдов позволяет производить
быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения,
улучшается восприятие материала, учащимся работать гораздо интереснее, чем
с печатным материалом. Появление перед глазами учащихся нужного в данный
момент материала сразу же мобилизует их на восприятие, вызывает интерес,
настраивает на рабочий лад, яркие моменты урока улучшают понимание и
делают запоминание материала более прочным. Использование на занятиях ИКТ
дает возможность сохранять, многократно использовать и варьировать
разработанный материал, что является большим подспорьем в работе мастера: к
любой «странице» урока можно вернуться при повторении, выяснении
непонятного на следующих уроках. Однако, учителю, использующему ИКТ науроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат
педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны
не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны
оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более
эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить мастера и
помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.
Литература
Абасов З.А.
1.
инновация//Инновации в образовании. 2010. №3 – с. 118.
Нетрадиционные уроки как педагогическая
2 . Батышев С.Я. Профессиональное образование : Учебник. – М.: Высшая
школа, 2011. – 325с.