Статья на тему "Коррекционная работа в начальной школе в условиях ФГОС"
Оценка 4.7
Работа в классе
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
24.06.2019
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
8.docx
Коррекционная работа в начальной школе в условиях ФГОС
ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерством
образования и науки РФ, определяет систему новых требований к структуре, результатам,
условиям реализации основной образовательной программы. Эти новые требования
коснулись и классов, где обучаются дети по программе 7 вида. Большое внимание в новом
стандарте уделяется формированию универсальным учебным действиям на начальном
периоде обучения. Поскольку этот период является фундаментом для последующего
успешного обучения. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое
умение учиться, в основе которого лежат:
Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное
взаимодействие;
Познавательные УУД: обрабатывать полученную информацию, предоставлять ее в
устной и письменной формах;
К сожалению, дети обучающиеся по программе 7 вида, очень часто сталкиваются с
различными проблемами в обучении: отличаются пониженной подготовкой к обучению в
школе, усваивают программный материал не полностью; плохо запоминают и слабо
удерживают в памяти то, что преподносится им на уроке; их знания недостаточно четки.
Этим детям требуется дополнительная помощь учителя, специфические приемы обучения.
Особенно в сложных условиях находятся педагоги в общеобразовательных учреждениях.
Приходящие дети в школу, не значит диагносцированны и, начиная работать, мы не знаем
кто перед нами, сейчас особенно при вводе инклюзии. Так как не все владеем методикой
работы с такими детьми и все мы находимся в ситуации, когда нам требуется выйти за рамки
(приемы, методики и т.д.) когда мы должны быть и учителями и дефектологами и логопедами
и психологами и просто мамами.
1. И сейчас очень часто мы учителя открывая тетрадь сталкиваемся с большим количеством
ошибок, на первый взгляд можно сказать – дисграфик, можно конечно оправить к логопеду,
но посмотрев внимательно, видно что у ребенка в начале все как бы идет нормально,
написал 2/3 диктанта верно, но потом в этих же словах допустил ошибки, пропуски,
искажения
Как вы думаете, почему? (мнение слушателей)
Да конечно все это правильно. Значит у ребенка низкая работоспособность, быстрая
утомляемость, часто болеет, социально неблагополучная семья, можно еще перечислить не
одну причину. Значит, новый материал он будет усваивать в первые 1520 минут. А в
остальное время будет закрепление.
1. С самого начала пишет то правильно, то с ошибкой, одни и те же слова. Конечно же в
этом случае ребенку требуется коррекционные пробы, которые проводить психолог.
Но я вижу что в данном случае на лицо несформированность внимания как функции.
Ему бывает трудно сосредоточиться на работе, бывает, любой шорох выводит его из
работы и требуется коррекционная работа над вниманием.
2. А у кого то несформированна зрительнодвигательная координация, не развита
мелкая моторика, быстро устают пальчики, ребенок просто не дописывает слова и
соответственно на уроках труда, изо я даю больше упражнений на развитие мелкой
моторики.
Коррекционноразвивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении
учебного материала, строится в соответствии со следующими основными положениями:
Восполнение пробелов дошкольного развития детей путем обогащения чувственного
опыта, организации предметнопрактической деятельности. Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся
к восприятию новых трудных тем.
Дифференцированный подход к детям – учет сформированности знаний, умений и
навыков.
Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной
деятельности; развитие зрительного и слухового восприятия, формирование
мыслительных операций.
Активизация речи детей в единстве с их мышлением.
Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету.
Цели коррекционной работы: (слайд 1)
1.Обеспечить выполнение детьми с трудностями в обучении федерального
государственного образовательного стандарта требований к знаниям и умениям
обучающихся.
2. Осуществлять образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных
программ двух ступеней общего образования, сохраняя при этом должную преемственность
между ними.
3. Осуществлять индивидуальную и групповую коррекционноразвивающую работу для
преодоления недостатков в мыслительной деятельности, речи, моторики, поведения детей;
для обеспечения коррекции их эмоциональноволевой сферы, активизации познавательной
деятельности, положительной мотивации к процессу обучения.
4. Охранять и укреплять физическое и нервнопсихическое здоровье детей.
5. Проводить всестороннюю целенаправленную подготовку учащихся к дальнейшей жизни.
Базисный учебный план начального общего образования для таких детей обучающихся
согласно требований ФГОС составляется с учетом решения двух основных задач: (слайд 2)
1) сформировать основы функциональной грамотности и основные умения и навыки учения и
общения, дать обучающимся начальные представления об отечественной и мировой
культуре;
2) как можно полнее скорригировать отставание в развитии обучающихся, ликвидируя
пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерные для этих
обучающихся, и преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушенного развития,
включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной
ориентировки, регуляции поведения и др.
Соответственно, план состоит из нескольких разделов и имеет следующие особенности:
(слайд 3)
1. Поскольку неполноценность, фрагментарность представлений об окружающем мире и
недостатки речевого развития являются характерными для обучающихся этой категории,
вместо курса "Окружающий мир" в I и II классах вводится курс "Ознакомление с окружающим
миром и развитие речи", имеющий коррекционное значение и направленный на
формирование знаний и полноценных представлений об окружающем мире, развитие речи
обучающихся на основе приобретаемых знаний, а также на формирование и развитие у них
основных умственных операций и действий.
2. «ОБЖ» в начальной школе изучается через интеграцию с курсом «Окружающий мир» и
«Природоведение».
3. Количество часов, отводимое изучению русского языка, увеличено по сравнению с
базисным учебным планом общеобразовательных учреждений за счет введения раздела
пропедевтики обучения грамоте. 4. То же самое относится к математике, поскольку у многих обучающихся с задержкой
психического развития не сформированы элементарные математические представления,
обычно складывающиеся у нормально развивающихся старших дошкольников даже без
специального обучения.
5. Введение в качестве обязательного учебного предмета "Ритмика" (1 час в неделю в I
IV классах) обусловлено необходимостью коррекции отклонений в развитии моторной и
речемоторной деятельности обучающихся.
6. В целях более успешного продвижения в общем развитии отдельных обучающихся,
коррекции недостатков их психического развития, а также ликвидации имеющихся или
предупреждения возможных пробелов в знаниях введены коррекционные групповые и
индивидуальные занятия.
7. В связи с наличием у некоторых обучающихся выраженных локальных недостатков
(аграфия, акалькулия) предусматривается возможность их перевода в следующий класс при
неполном овладении программой по предмету, освоение которого затрудняет локальный
дефект.
8. Продолжительность учебного года в таких классах – 33 учебные недели, организация
образовательного процесса для 14 классов в режиме пятидневной учебной недели;
В 1х классах обеспечивается организация адаптационного периода с использованием
«ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки: в сентябреоктябре
ежедневно проводится по 3 урока, 4й урок проводится в нетрадиционной форме (целевые
прогулки, экскурсии, физкультурные занятия, развивающие игры). Со второго триместра
ежедневно проводится не более 4х уроков. Между уроками два динамических часа.
Обучение в 1х классах в течение учебного года ведется без домашних заданий и без
отметок. Используется программа Школа России, внесенная в список рекомендованных
программ ФГОС
Образовательная область «Филология» представлена предметами: (слайд 4)
«Русский язык» с объемом 4 учебных часа (учебники В.Г. Горецкий, В.Г. Канакина);
«Литературное чтение» с объемом 3 учебных часа в неделю (учебники Л.Ф. Климанова,
В.Г. Горецкий).
Образовательная область «Математика» реализуется предметом «Математика» с объемом
учебной нагрузки 4 часа в неделю в 1 классе и 5 учебных часов в неделю во 24 классах
(учебники М.И. Моро, С.В. Степанова).
Образовательная область «Окружающий мир» учебным предметом «Природоведение» с
учебной нагрузкой – 2 часа в неделю (учебники А.А. Плешакова).
Образовательная область «Физическая культура» предметом «Физическая культура», с
учебной нагрузкой 3 учебных часа в неделю
Образовательная область «Искусство» представлена одночасовыми предметами:
«Изобразительное искусство» (учебники Л.А. Неменской) и «Музыка и пение»
Образовательная область «Трудовая подготовка» представлена предметом «Трудовая
подготовка» (учебники Т.Г.Геронимус). Все учебники, рабочие тетради соответствуют
Федеральным государственным образовательным стандартам, на каждом из учебников и
пособий стоит значок ФГОС. (слайд 5)
Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают задания для групповой и
коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чьюто неудачу и способствуя
пониманию результата. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих
каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и
способностей. Перед вами лежат учебники, рабочие тетради, учебные пособия. Предлагаю пролистать и
посмотреть их содержание, отличие от предыдущих вариантов.
В учебниках курса «Математика» в конце каждой темы представлены задания для
самопроверки. Каждая тема во всех учебниках заканчивается разделами; «Что узнали. Чему
научились» и «Проверим себя и оценим свои достижения». Этот материал позволяет
учащимся сделать вывод о достижении целей, поставленных в начале изучения темы. В
учебниках 1 — 4 классов в конце каждого года обучения приводятся «Тексты для
контрольных работ», представленные на двух уровнях: базовом и на уровне повышенной
сложности. (слайд)
В учебниках курса «Литературное чтение» в конце каждой темы выстроена система
вопросов и заданий для планирования и осуществления контрольнооценочной
деятельности.
В конце каждого раздела помещен материал «Наши достижения. Проверь себя». Задания
этого раздела включают вопросы как базового уровня (планируемые результаты ФГОС на
базовом уровне освоения), так и повышенного уровня, которые позволяют учащимся сделать
вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач.
Для проведения текущего и итогового контроля знаний используем контрольно
измерительные материалы, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС, в этих же
книгах даны рекомендации по оцениванию знаний учащихся.
Статья на тему "Коррекционная работа в начальной школе в условиях ФГОС"
Статья на тему "Коррекционная работа в начальной школе в условиях ФГОС"
Статья на тему "Коррекционная работа в начальной школе в условиях ФГОС"
Статья на тему "Коррекционная работа в начальной школе в условиях ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.