Обследование детей
младшего школьного
возраста с оптической
дисграфией
Разработала:
Салихова Е.О.,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 5» КГО
Актуальность: в последние годы
70 – 80 % детей испытывают
трудности в усвоении программы
начальной школы, у 40 %
школьников 6 – 7 лет имеются
предпосылки
оптической
дисграфии, следовательно, они
заранее могут быть обречены на
неуспеваемость
русскому
языку.
по
Оптическая дисграфия обусловлена
несформированностью зрительно-
пространственных функций.
Оптическая дисграфия —
дисграфия, связанная с
недоразвитием зрительного гнозиса,
анализа, синтеза, пространственных
представлений, проявляется в
заменах и искажениях букв на
письме.
Трудности по математике:
•при усвоении смысла понятий и употреблении
знаков «больше», «меньше»;
•при усвоении смысла понятий и употреблении
знаков + и -;
•в ходе решения задач, содержащих понятия
«на…больше», «на …меньше», с выбором знака +
и -;
•при вычислениях (например, ребенок вместо 20
пишет 02; постепенно эта ошибка уходит, но
проявляется при работе с многозначными
числами; соответственно, чем сложнее запись
при
возникает
трудностей, а письменное умножение и деление,
запись,
когда очень
осваивается с большим трудом).
вычислениях,
больше
тем
важно не
смещать
Выделяют
• литеральную форму
оптической
дисграфии, при которой наблюдается
нарушение узнавания и воспроизведения
даже изолированных букв;
форму
оптической
дисграфии, когда изолированные буквы
воспроизводятся правильно, но при
написании
наблюдаются
искажения, замены букв оптического
характера.
•вербальную
слова
Данной проблемой занимались такие
учёные, как М. Е. Хватцев, Р.И Лалаева,
Садовникова И.Н. и др.
Нарушения в воспроизведении букв на письме
бывают разных видов:
а) замены графически сходных букв –
состоящие из
элементов, но
отличающиеся количеством данных элементов л
– м, и – ш, ш – щ, ц – щ;
одинаковых
б) замены графически сходных букв
–
дополнительным
отличающиеся
элементом о – а, б – д, с – х, х – ж;
одним
в) замены графически сходных букв
–
состоящих из
элементов, но
различно расположенных в пространстве в – д, т
– ш;
одинаковых
г) зеркальное написание букв с - е , э - е.
Методики,
выявления
дисграфии у младших школьников:
для
оптической
1.«Домик» (автор О.В. Елецкая).
Инструкция: Педагог представляет детям
рисунок с изображением дома и предлагает на
отдельном листе бумаги как можно точнее его
воспроизвести.
Цель: Выявление умения ориентироваться на
образец, точно его копировать,
оценка степени развития
произвольного внимания,
сформированности
пространственного
восприятия.
2.«Графический диктант» (автор Н.Ю.
Горбачевская)
Изучение
особенностей
произвольной
сферы ребёнка, а также возможностей
перцептивной и моторной организации
действий в пространстве.
Цель:
развития
3.«Пробы Хеда»
Изучение
Цель:
состояния
пространственных
представлений.
Предлагается
два
варианта: наглядный и
речевой.
(по
И.Н.
работы
4.Письменные
Садовниковой):
•Списать слова, написанные рукописным
шрифтом: лещ, жук, снег, бант, мышка,
песец, коньки, зебра, дятел, муха, вагон,
майка, осень, вечер, желудь, вагон,
индюк.
•Записать под диктовку строчные буквы:
б, г, е, ж, ц, ы, х, м, ю, в, э, ш, й, т, и.
Каждая буква должна быть написана
отдельно.
•Записать под диктовку прописные буквы:
Д, Ф, Ч, У, Ё, Щ, К, В, З, Г, С, Р, Л, Ц, Б.
предлагаются
5. Написание слов по картинкам.
Ребенку
с
изображениями хорошо знакомых ему предметов
повседневного
следует
подбирать так, чтобы слова были различной
сложности
сложная
слоговая структура, сочетание смешиваемых
звуков)
обихода. Картинки
картинки
(стечение
согласных,
по
предложений
6. Написание
картинкам.
Ребенку дают
сначала предметные
картинки, затем сюжетные и, наконец,
серии картинок. Он должен сначала
составить предложения, а затем написать
их.
Таким
образом,
с
методик
дисграфию
в
помощью
представленных
была
выявлена группа детей имеющих
и
оптическую
нуждающихся
логопедической
помощи. Необходимо разработать
–
комплекс
упражнений,
развивающих
предназначенный для устранения
оптической дисграфии, и применять
их во врем уроков.
коррекционно