Статья на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ"
Оценка 5
Научные работы +2
doc
физика +1
Взрослым
17.02.2017
В материале статьи обсуждается, как в рамках системно-деятельностного подхода, решается задача создания знания у школьников на уроке физики. Предъявляются возможные пути решения данной задачи, направленные на формирование универсальных учебных действий. Предлагается возможный вариант на организацию этапов деятельности учащегося на уроке физике.Статья на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ"
Статья Шимова Е.А .doc
Е.А. Шимова
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНОДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В ПРЕПОДАВАНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ
Системнодеятельностный подход,
универсальные учебные
действия, знание, деятельность, учебнопознавательная деятельность.
В материале статьи обсуждается, как в рамках системно
деятельностного подхода, решается задача создания знания у школьников на
уроке физики. Предъявляются возможные пути решения данной задачи,
направленные на формирование универсальных учебных действий.
Предлагается возможный вариант на организацию этапов деятельности
учащегося на уроке физике.
E.A. Shimova
REALIZATION OF THE SYSTEM ACTIVITY APPROACH TO
TEACHING SCHOOL PHISICS COURSE
Systemactivity approach, universal educational activities, knowledge,
activities, educational and cognitive activity.
The article discusses the article, both within the systemactivity approach
solves the problem of creating knowledge at schoolboys at lessons of physics. The
submitted possible solutions to this problem, aimed at establishing universal
educational activities. A possible option for the organization phases of the student
in the classroom physics.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед
учителями ставятся задача формирования знаний в соответствии с новыми
образовательными стандартами, через формирование универсальных учебных
действий, позволяющих учащимся действовать в новой обстановке на
качественно высоком уровне. Реализации этой задачи, в рамках системно
деятельностого подхода предполагает создание условий, при которых
деятельность ученика направлена на самостоятельное приобретение знаний;
применение их на практике для решения разнообразных задач; работу с различной информацией, анализ, обобщение; самостоятельный поиск
рациональных путей в решении жизненных задач и т.д [2]
Для организации обучения учащихся физике, в рамках системно
деятельностного подхода, необходимо определить действия, которые
адекватны знаниям и выполнению которых предстоит научиться школьникам.
[1] Естествен вопрос: «Какие действия адекватны изучаемым в школьном
курсе физики знаниям?». Большое число элементов знания, которые
изучаются в школьном курсе физики, принято делить на следующие основные
группы: понятия о физических объектах, физических явлениях, физических
величинах; физические законы; научные факты; физические теории;
измерительные приборы и технические устройства. Каждый элемент знания
является результатом определенной деятельности учащихся. Далее каждый
элемент знания применяется в конкретных ситуациях либо для распознавания
ситуаций, соответствующих знанию, либо для воспроизведения таких
ситуаций. Таким образом, каждому элементу знания могут быть адекватны
три основные вида деятельности: 1) «создание» знания; 2) распознавание
соответствующих знанию; 3) воспроизведение ситуаций,
ситуаций,
соответствующих знанию.
Например, типу знания о физическом явлении, соответствует
деятельность учащихся создание понятия о физическом явлении;
распознавание явления в конкретных ситуациях; воспроизведение явления в
конкретных ситуациях. На основе таких представлений о знаниях и
адекватных им видах деятельности учитель при подготовке любого урока
может определить его образовательные цели новые знания и цели развития
адекватные знаниям действия. Например, на уроке по теме «Влажность
воздуха» учащиеся должны усвоить понятия "парциальное давление",
"относительная влажность воздуха", "психрометр", а также научиться
«создавать» указанные понятия. Содержание деятельности это последовательность действий по
достижению цели деятельности, причем такая, что результат каждого
предыдущего действия используется как предмет или средство при
выполнении следующего. [3]
Например, для организации знания о «Влажности воздуха», учащимся
предлагается вставить пропущенные слова в предложения. В роли
предложений можно взять ключевые фразы из учебника физики (таблица 1).
Таблица 1.
«Влажность воздуха»
Содержание водяного пара в воздухе может характеризоваться величинами:
1.__________________________________________________
2.__________________________________________________
3.__________________________________________________
Абсолютная влажность – это
Максимальной влажностью называют
Относительная влажность
Парциальное давление – это
Относительная влажность показывает Относительная влажность измеряется в
Прибор для измерения относительной влажности воздуха называется
Он состоит из
Задания можно усложнять по мере овладения знаниями о величинах,
законах, понятиях и т.д. Переходить к анализу фрагментов текстов,
использование схем обобщающего или систематизирующего характера
(Таблица 2).
Таблица 2.
Задание: Используя схему, расскажите о влажности воздуха.
«Влажность воздуха»
Таким образом, деятельность ученика на уроке физики можно разделить
на этапы: 1.
Новое знание может зародиться, если ученик столкнётся с новыми
неизвестными ранее научными фактами, которые не могут быть объяснены с
позиций уже существующих теорий (наблюдение, самостоятельная работа с
книгой, слушание объяснений учителя)
2.
Появляется необходимость создания новой гипотезы, которая бы
объяснила данные факты. (систематизация знаний, выполнение заданий по
разграничению понятий, анализ формул, анализ проблемных ситуаций)
3.
Экспериментальное подтверждение выдвинутой гипотезы.
(эксперимент, измерение величин, объяснение наблюдаемых явлений)
4.
Количественный и качественный этап изучения явления. (решение
познавательных задач, тест) [3]
Так как основной целью системнодеятельностного подхода состоит в
формировании универсальных учебных действий. Можно сделать вывод, что
основная идея в планировании учебных занятий состоит в том, что новые
знания не даются в готовом виде, а учащиеся «открывают» их сами в процессе
учебнопознавательной деятельности. Задача учителя при введении нового
знания заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить,
показать или рассказать, а в организации деятельности учащихся
направленной на восприятие физической картины мира, анализ физических
теорий, явлений, законов, формирование умения выделять, сравнивать,
обобщать, оценивать физические понятия, создавать физические модели и т.д.
Библиографический список
1. Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В.,
системно
Культурноисторическая
Карабанова
О.А.
деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного
образования // Вопросы психологии. – 2007. №4.
2. Кондаков,
А.М.
государственном
образовательном стандарте общего образования: доклад
О Федеральном Российской академии образования / Под ред. А.М.Кондакова,
А.А.Кузнецова // Педагогика. – 2008. №10.
3. Усова, А.В. Формирование у учащихся учебнопознавательных
умений / А.В. Усова. Челябинск: Издво ЧГПИ, 1994. 23 с.
Статья на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ"
Статья на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ"
Статья на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ"
Статья на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ"
Статья на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.