Статья на тему: Создание социокультурного пространства для взаимодействия двух культур.
Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
05.04.2018
В данной статье представлен опыт работы по этнокультурному воспитанию дошкольников в МОУ СОШ р.п.Старотимошкино МО "Барышский район".Дано описание праздников.Описан Народный календарь, разработанный педагогами дошкольных групп. Материал можно использовать для поликультурного воспитания дошкольников. Даны понятия социокультуное взаимодействие, образовательное пространство,поликультурное воспитание дошкольников.
статья кавеева.docx
«Роль традиций в развитии системы дошкольного образования»
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие
изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине,
уважение к обычаям других народов, привела наше общество к черствости,
конфликтам с народами других национальностей у подрастающего
поколения.
Образовательное пространство является одной из основных составляющих
социальной среды человека, оказывая значимое влияние на его становления
как личности. Важным является организация образовательного процесса,
содержание деятельности образовательных институтов. [2,с.2].
Значимым параметром социальнообразовательной среды является и её
творимость или авторство субъектов в создании этой самой среды. Это авторство проявляется в реальной возможности ребенка, педагога, любого
жителя участвовать в создании всех компонентов социально
образовательной среды. [6,с.35].
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно
больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их
национальное самосознание. [3,с.8].
В условиях многонационального государства социальная стабильность во
многом зависит от того, является ли педагогика, в том числе дошкольная,
педагогикой этнокультурности и толерантности. [1,с.3].
Дошкольные группы МОУ СОШ р.п.Старотимошкино посещают детей из
русских и татарских семей. Каждая из этих культура самобытна, но живя в
одном поселке бок о бок, мы уважаем и ценим традиции и обычаи тех, с
кем ни год и не два, а целые тысячелетия.
Поэтому поликультурное воспитание стало занимать центральное
направление в нашей работе с детьми дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте, ребёнок проходит самый интенсивный духовный и
интеллектуальный период развития. Заложенные в это время нравственные,
духовные, национальные основы сопровождают человека в течение всей
жизни.
Этнокультура помогает сформировать у детей эмоционально
положительное отношение к самому факту существования разных народов,
языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с
любой из культур дарит радость открытий. Вот почему мы стремимся
подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию
толерантности [3,16].
Очень важен комплексный подход в ознакомлении дошкольников с
народной культурой. Как оптимальная форма организации работы выбрана разработка творческих педагогических проектов. Каждый
воспитатель разработал свой проект по ознакомлению дошкольников с
народной культурой
Коновалова Роза Ревгатовна разработала проект на тему: «Изучаем
народный костюм с помощью кукол и сказочных персонажей».
Традиционный костюм – важная часть традиционной культуры.
Национальная одежда это своеобразная книга, научившись читать
которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего
народа. Большое значение в развитии и воспитании детей имеет игрушка,
без которой игра ребенка не бывает полноценной. Поэтому для изучения
народного костюма мы использовали кукол. Кукол изготавливаем
совместно с детьми и родителями. Также, мы используем сказочные
персонажи. Для этого изготовили их по мотивам русских и татарских
народных сказок. Персонажи всех сказок одеты и в татарские и русские
народные костюмы. Мы не просто знакомим детей с костюмом, но и
показываем, что люди разных национальностей должны жить в мире и
согласие.
Огнева Лилия Шамильевна знакомит детей и родителей с бытом русского
и татарского народов. «Картины старины» так называется ее проект.
«Музыкальный фольклор». Музыкальный фольклор – замечательная школа
общения. Ведь и песня, и танец, и игра в народной традиции были не только
самореализацией своих способностей, но и умение войти в социум,
научиться взаимодействовать с другими людьми. Изучает с детьми
музыкальный фольклор Ханова Гульнара Шамильевна.
«По страницам семейных традиций», так называется направление работы
воспитателя Хусаиновой Екатерины Вячеславовны. Большим достижением в создании отношений сотрудничества и
партнерства между родителями и педагогами является организация работы
семейного клуба «Дуслык», где рассматриваются вопросы этнокультурного
воспитания и образования, как детей, так и родителей, проблемы
личностного роста и особенностей развития детей, проблемы
внутрисемейных отношений с точки зрения народной педагогики.
Коллективом дошкольных групп разработан Народный Календарь.
Особенность нашего календаря в том, что в нем представлены русские и
татарские праздники.
Народный календарь представляет собой красочно оформленный журнал, в
котором представлены основные русские и татарские народные праздники.
Ярко и весело проходят в дошкольных группах фольклорные праздники,
согласно Народному календарю: «Ледоход», «Жаворонки», «Масленица»,
«Карга буткасе», «Посиделки», «Каз омясе», «Капустиники», «Нардуган».
Самым ярким событием 2016 года стал этнографический фестиваль
«Волжская радуга». На праздник были приглашены гости из соседних сел.
Фестиваль был посвящен – покровителям ремесленных дел Кузьме и
Демьяну.
Родители воспитанников и учащихся, сотрудники , учащиеся МОУ СОШ
р.п.Старотимошкино изготовили народных осенних обрядовых кукол
Красивые танцы, звучные песни исполнялись участниками фестиваля.
В номинации «Ярмарка ремесел» были представлены народные умельцы
каждого из сел.
Интересно прошло дефиле ,на котором была представлена рабочая одежда
с элементами народного костюма.
На фестивале были показаны обряд ощипывания гусей «Каз омясе» и
«Капустник». В дошкольных группах организована музейная комната «Тропинками
родного края». Там проходят занятия с воспитанниками.
Работа над проектом дала свои результаты: дети овладели знаниями
названий и назначения предметов народного быта;
повысился уровень знаний разных видов народноприкладного творчества,
овладели умениями воспроизводить характерные признаки предметов
народного быта в рисовании, лепке, аппликации,
в течение года у детей сформировался устойчивый интерес к народным
играм, праздникам, развлечениям.
Родители воспитанников стали активными участниками жизни дошкольных
групп.
Библиографический список
1.Ильченко. Л. Педагогика поликультурности и толерантности /
Дошкольное воспитание, 2004. № 8. – С. 20 – 22.
2. Фрумин ,И.Д. Образовательное пространство как пространство
развития // Вопросы психологии. – М.: 1993, №1
3. Этнология / Под ред. Миськовой Е. В., Мехедова Н. Л., Пименова В. В.:
Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Издательство «Культура»,
2005. – 624 с.
4. Якушкина, М.С. Условия взаимодействия социокультурных институтов
как способа создания воспитательного пространства // Вестник
Университета Российской Академии Образования. – М.: УРАО. – 2007. –
№2. – С. 27–29 (0,3 п.л.)
5. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию
/ В.А.Ясвин. – М., 6.Ясвин В.А. Психологопедагогическое проектирование образовательной
среды // Дополнительное образование. – М.: 2000. № 2
.
Статья на тему: Создание социокультурного пространства для взаимодействия двух культур.
Статья на тему: Создание социокультурного пространства для взаимодействия двух культур.
Статья на тему: Создание социокультурного пространства для взаимодействия двух культур.
Статья на тему: Создание социокультурного пространства для взаимодействия двух культур.
Статья на тему: Создание социокультурного пространства для взаимодействия двух культур.
Статья на тему: Создание социокультурного пространства для взаимодействия двух культур.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.