Статья "Организация экологического воспитания в условиях учреждений дополнительного образования"
Оценка 4.7
Документация
docx
экология +1
Взрослым
04.02.2019
В данной статье раскрываются формы работы Муниципальной образовательной организации Центра дополнительного образования в области экологического воспитания образования. В статье описаны такие направления деятельности как;
проектная и исследовательская деятельность, волонтёрская природоохранная деятельность, работа научного общества учащихся и участие обучающихся в конкурсах и конференциях различного уровня.
Организация экологического воспитания в условиях учреждений дополнительного образования.docx
Статья для сайта
Образовательный портал для педагогов,
школьников и родителей «Знанио»
Организация экологического воспитания в условиях учреждений
дополнительного образования
Овсиенко Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования
МБОО ДО ЦДО г. Мыски
На современном этапе развития цивилизации проблемы
экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше
внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная,
неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к
нарушению экологического равновесия.
Причиной такой деятельности является экологическая
некомпетентность людей, неумение предвидеть последствия своей
хозяйственной деятельности. В интересах охраны природы и человека
возникла необходимость широкого развития экологического образования и
воспитания, выработки у людей, особенно молодежи, экологического
мышления, формирование экологической культуры – качественно нового
отношения к окружающей природной среде, подразумевающей приобретение
готовности
необходимых
компетентности,
знаний,
повышение
квалифицированно действовать в интересах сохранения биосферы.
Кроме того, каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когдато
был ребёнком, поэтому экологическое воспитание детей необходимо начинать
с самого раннего возраста.
Через какие же формы и методы формирование экологической
культуры обучающихся происходит у нас в учреждении центра
дополнительного образования детей. С 20062007 учебного года в учреждении организовано научное
общество учащихся. Его деятельность направлена на поддержание
познавательного интереса обучающихся к изучению природы.
Целью НОУ является выявление и воспитание, способных к научному
труду детей и подростков, вовлечение их в исследовательскую, проектную и
природоохранную деятельность.
В состав НОУ входят обучающиеся с 1 по 11 классы, изъявившие
желание активно участвовать в работе научного общества.
Следует отметить, что большая часть занимающихся в НОУ ребят,
работают над исследовательскими, творческими, реферативными работами и
обучающиеся детских объединений экологобиологической
это
направленности. НОУ используется как одного из мест демонстрации
успешности обучающихся на внутреннем уровне, где обучающиеся
готовясь к городской научнопрактической
презентуют свои работы,
конференции, заслушивают выступления друг друга, что позволяет на
городской конференции школьников добиваться хороших результатов.
Положительный эффект показали приглашения на научное общество
учащихся специалистов предприятий и организаций; инженераэколога
водоканала, специалистов лесхоза.
Системная работа научного общества учащихся «Юный
исследователь» позволяет обучающимся представлять свои исследования не
только в городе но и выходить на региональный, всероссийский уровни.
Так, в 20112012 учебном году во Всероссийском конкурсе
«Познание и творчество», который проходил в наукограде Обнинске 7
обучающихся приняли участие и стали лауреатами, Берестова Мария,
обучающаяся детского объединения «Экологи – исследователи» стала
четырежды лауреатом и заняла Гранпри зимнего тура конкурса.
Обучающиеся детского объединения «Экологи – исследователи» по
итогам заочного конкурса вышли в финал Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо» и были приглашены на очный
этап, который проходил 23 25 марта 2012 года в городе Москве.
Большие возможности содержатся в такой форме работы с детьми, как
организация исследовательской
способствует формированию у ребят системы научных знаний.
и проектной деятельности, которая
Так,
воспитанники детских объединений изучают состояние окружающей среды в
окрестностях г. Мыски, знакомятся с разнообразием растительного и
животного мира на территории города. Обучающиеся учатся оценивать
экологию отдельных компонентов и экосистем в целом. Исследовательская
деятельность наших воспитанников позволила им принять участие в
городских, областных и Всероссийских научно исследовательских
конференциях и олимпиадах.
Воспитанники совместно с педагогами отдела работают над такими
темами как: «Снег как индикатор чистоты воздуха», «Расчетная оценка
загрязнения атмосферы», «Почему у птиц разные перья», «Спасет ли прививка
от гриппа» и др.
Учреждение выступает инициатором и организатором муниципальных
этапов областных конкурсов экологобиологической направленности для
обучающихся и педагогов других образовательных учреждений.
Благодаря тесному сотрудничеству со школами города,
дополнительное образование позволяет развивать личность ребенка,
расширять, углублять и дополнять базовые знания, выявлять и развивать
потенциальные возможностей ребенка в комфортной для него обстановке.
Традиционными в городе стали «Краеведческие чтения» и конкурсная
программа «Зелёный лабиринт», Проводятся они с целью приобщения
обучающихся к изучению природы родного края и ее сохранению, развития
творческого потенциала детей.
В течение всего года на базе Центра проходит множество
разнообразных конкурс: «Зеркало природы», «Рождественский
букет», «Летопись добрых дел», «Мой двор, моя забота» и т.д.
В Центре дополнительного образования детей экологическое
образование и воспитание выступает приоритетным направлением
деятельности, одной из эффективных форм которого бесспорно является
проведение экологических (природоохранных) акций. Они позволяют
решить одну из главных воспитательных задач – помочь ребёнку вступить в
диалог с природой, через эмоциональную сферу личности, стимулировать
интерес к проблемам её охраны.
Акция в экологическом образовании и просвещении – это мероприятие
в рамках образовательного процесса, проводимое с участием детей, молодежи
и направленное на привлечение их к практической деятельности по
сохранению природы и решению экологических проблем.
По своему содержанию экологическая акция отличается
многообразием форм и методов: выпуск листовок и плакатов, выступления
агитбригад, организация и проведение конкурсов (например: на лучшую
кормушку для птиц, листовку в защиту хвойных деревьев, первоцветов),
изготовление и развешивание домиков для пернатых, посадка деревьев,
очистка от мусора берегов.
Очень популярной среди обучающихся Центра является акция
«Птицеград». «Кормушка» – первый этап акции, сопровождается мастер
классами в образовательных учреждениях города по вопросам организации
птичьих столовых. Ребята выпускают листовки с призывами к жителям города
не оставлять без помощи птиц в холодное время года – ведь изза нехватки
корма в зимний период гибнет огромное количество пернатых. Во время
проведения этой акции обучающиеся заготавливают корм для зимующих птиц,
изготавливают кормушки, к весне готовят искусственные гнездовья и
развешивают их в лесных массивах.
Акции «Найди свой родник!», «Малым рекам полноводность и чистоту» позволяют детям соприкоснуться с природой, увидеть её беды и
помочь ей. Во время этих акций учащиеся города осуществляют рейды по
очистке береговых зон водоёмов от бытового мусора, сушняка; расчищают и
облагораживают родники. По итогам областной акции «Найди свой родник»
коллектив обучающихся Центра был отмечен грамотой Департамента и науки
Кемеровской области за 1 место.
На базе Центра дополнительного образования детей в течение двух лет
существует отряд волонтёров «ЭКО–град». Это объединение ребят
подросткового возраста с активной гражданской позицией, которые
совмещают изучение теоретических основ естественных наук и практическую
природоохранную деятельность.
На базе центра создан Клуб друзей заповедника «Кузнецкий Алатау».
Сотрудниками отдела экологического просвещения совместно с педагогами
эколого – биологического отдела создан уголок для установки баннера,
выставки фотоматериалов, информационных материалов. Проходят встречи
со специалистами заповедника.
На территории центра совместно с сотрудниками экоцентра и
посажена аллея Дружбы.
специалистами Мысковского лесхоза
Популярностью у детей пользуются экскурсии, организованные в заповедник
Кузнецкого Алатау
Участвуя в природоохранных мероприятиях и решении локальных
вопросов охраны окружающей среды, дети приобретают навыки решения
экологических проблем глобального масштаба, работе в команде, а значит,
научаются жить в согласии с природой и социумом. Всё это имеет большое
значение для накопления позитивного жизненного опыта и закладывает
основы экологического образования и воспитания.
Статья "Организация экологического воспитания в условиях учреждений дополнительного образования"
Статья "Организация экологического воспитания в условиях учреждений дополнительного образования"
Статья "Организация экологического воспитания в условиях учреждений дополнительного образования"
Статья "Организация экологического воспитания в условиях учреждений дополнительного образования"
Статья "Организация экологического воспитания в условиях учреждений дополнительного образования"
Статья "Организация экологического воспитания в условиях учреждений дополнительного образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.