Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.
Оценка 4.8

Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.

Оценка 4.8
Домашнее обучение
docx
дефектология
1 кл
05.11.2019
Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о значении духовно нравственного воспитания, о формирование у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и ТМНР навыков соответствующего, адекватного поведения.Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети с тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), адаптивная образовательная среда, СИПР (специальная индивидуальная программа развития), речевые и альтернативные коммуникации, мотивационная сфера, способы педагогического воздействия.
статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР.docx
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.           Аннотация: в статье рассматривается вопрос о значении  духовно нравственного   воспитания,  о     формирование   у   школьников   с  умеренной   и тяжелой   умственной   отсталостью   и   ТМНР   навыков   соответствующего, адекватного поведения. Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ), дети с тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью и  тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), адаптивная  образовательная среда, СИПР (специальная индивидуальная программа  развития), речевые  и альтернативные  коммуникации, мотивационная  сфера,  способы педагогического воздействия.              Одним из важнейших условий реализации работы с учащимися с ТМНР,  обучающихся на дому, с целью их духовно­ нравственного воспитания  является адаптивная образовательная среда. Одной из главных целей работы с данной категорией детей состоит в необходимости формирования у них  устойчивых нравственных понятий.    За   последние   десятилетие   в   развитии   специального   образования   в Российской   Федерации   произошли   серьезные   изменения.   Детей   с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) все шире включают в сферу образования и в жизнь общества в целом [2]. Речь идет о детях и подростках с тяжелой   и   глубокой   интеллектуальной   недостаточностью   и   тяжелыми множественными   нарушениями   развития   (ТМНР).   Данная   группа   детей включает   в   себя   лица,   которые   имеют   два   и   более   психических   и   (или) физических   нарушения.   Общее   для   них   ­   многофункциональный   характер нарушения   развития   и   выраженная   степень   умственной   отсталости: умеренная,   тяжелая   или   глубокая,   которая   сочетается   с   другими нарушениями.   В   пакете   социальных   услуг   предусмотрено,   что   каждый ребенок   с   инвалидностью,   вне   зависимости   от   диагноза,   должен   получать   которые   прописываются   в   специальной образовательные   услуги,   индивидуальной                  Одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания (СИПР)[1]. программе     развития   школьников   с   ТМНР   является   духовно   нравственное   воспитание, формирование у них в навыков соответствующего, адекватного поведения.  Умеренные   и   тяжелые   формы   интеллектуальной   недостаточности, общая   незрелость   личности   данной   категории   обучающихся,   а   также обусловленные данными нарушениями, излишняя внушаемость, склонность к девиантному   поведению   могут   при   отсутствии   должного   духовно­ нравственного воспитания привести к полной деградации личности обучаемых [3]. Весьма часто в поведении данной группы детей присутствует негативизм,   немотивированная   агрессия   и   самоагрессия, излишнее   упрямство, двигательные хаотичные движения. Все отклоняющиеся формы их поведения в   своей   совокупности   и   создают   проблемы   их   духовно­нравственного становления.  Подобные   негативные   черты   в   поведении   умственно   отсталых обучаемых   возникают   не   только   благодаря   органическим   особенностям ребенка, но и условиями  их внешнего окружения, в частности: хаотичности, предъявляемых к ним требований, отсутствия наглядности при воспитании у них   духовно­нравственных   чувств,   недостаточное   внимание   родителей   к социализации и привитию у обучаемых соответствующих правил [5].  Поэтому   для   духовно­нравственного   воспитания   обучаемых   данной категории   создана   соответствующая,   адаптивная   образовательная   среда,   доброжелательного   отношения, отличающаяся   спокойной   обстановкой   единства,   четкости   и   систематичности   требований.   Указанные   факторы способствуют   закреплению   у   детей   соответствующих   социально   полезных привычек. На   всех  уроках,  предусмотренных  СИПР, постепенно  воспитываются доступные   их   пониманию   навыки   культуры   поведения,   взаимодействия   с людьми, навыки вербального   и невербального общения. Обучаемые должны владеть   навыками   правильного   устного   обращения   в   виде   вопросов   или просьбы. Не говорящие дети тоже должны владеть навыками обращения в виде   вопросов   с   помощью   карточек   ПЭКС.   Дети   также   должны   уметь распознавать хорошие и плохие поступки окружающих, уметь отказаться от участия в деятельности, противоречащей основам нравственности и морали [4]. Постоянно проводится соответствующая воспитательная работа, которая направлена на постепенное формирование у таких детей жалости, радости,  а также   сострадания.   И   в   то   же   время   существенное   внимание   уделяется внешним   формам   поведения.   Даже   не   вполне   понимая   всей   сложности жизненных   ситуаций,   обучаемые,   за   счет   выработанных   у   них   твердых навыков   и   привычек   могут   соблюдать   нормы   поведения,   принятые   в современном   российском   обществе,   одновременно   владея   навыками взаимодействия с людьми без агрессии и неприязни [6].  В   процессе   воспитания   и   обучения   детей   по   специальным индивидуальным программам развития (СИПР), осуществляется их духовно­ нравственное   воспитание.   В   частности,   с   учетом   индивидуальных потребностей   каждого   ребенка   на   уроках   языка   и   речевой   практики   мы обучаем     детей   речевым   и   альтернативным     коммуникациям,   в   частности правилам   поведения   на   уроке   (с   помощью   карточек  PECS,   визуального расписания   и   системе   жестов),  вежливому   обращению   в   быту,   умению задавать   вопросы,   не   перебивать   собеседников.   Также   на   уроках   речь   и альтернативная коммуникация  обучаемые постепенно овладевают навыками отказа,   от   участия   в   плохих   поступках,   на   материалах   доступных   их пониманию   рассказов   с   использованием   соответствующего   наглядного материала, дети учатся различать хорошие и плохие поступки. На   уроках   по   предмету   «окружающий   природный   мир»   обучаемые постепенно   познают   красоту   природы,   осознают   ценность     человека   и человеческой   жизни,   обучаются   нормам   безопасности   и   безопасного поведения   (также   различая   хорошие   и   плохие   поступки   окружающих).   На занятиях   по   математики,   обучаемые     получают   необходимые   им   базовые математические   представления,   позволяющие   им   лучше   ориентироваться   в быту.  На   занятиях   «музыка   и   движения»  дети   постепенно   получают необходимые им представления о красоте и совершенстве музыки и русских народных инструментах, о необходимости музыкальных занятий (а равно как и   занятий   по   рисованию   для   собственного   духовного   и   нравственного развития).  В   основе   духовно­нравственного   воспитания   обучаемых   лежит целенаправленная  педагогическая  работа  по   формированию  мотивационной сферы, соподчиненности мотивов, которые и управляют поведением детей с умеренной и тяжелой формами умственной отсталости. Первоначальное   выполнение   моих   требований,   как   учителя,   служило только   лишь   средством   поддержания   с   каждым   ребенком   устойчивых взаимоотношений. При этом одобрение учителя, ласковое отношение, система жетонов за правильные реакции, которые каждый ребенок получает на уроке, за старание и хорошее поведение, за правильную реакцию  вызывает  только положительные   эмоции   у   воспитанников.   Так,     постепенно   (этот   процесс индивидуально долго проходит у каждого ребенка) дети стараются выполнять все задания и также все правила хорошего поведения.  Одной из главных целей работы с данной категорией детей состоит в необходимости   формирования   у   них   устойчивых   нравственных   понятий,   а именно: Что такое хорошо – что такое плохо,      Что есть добро, а что зло, Что можно и что нельзя,      Что ты обязан делать, а что нет и т.д.   Как   показывает     практическая   деятельность,   для   духовно­ нравственного воспитания необходимы следующие условия: ­   Позитивный   настрой.   Нельзя   забыть   или   обидеть   никого   из воспитанников,   для   чего   используют   обращения   по   именам,   похвалу, мотивационные стимулы, метод  «безошибочного  обучения», призы и прочие способы обучения, увлекающие детей. ­ Пример взрослого, прежде всего самого учителя. Основные способы педагогического воздействия на детей  с умеренной и тяжелой формами умственной отсталости:  1.Принцип приучения: обучаемые должны видеть определенные образцы поведения, например, за столом, во время игр, в разговоре со взрослыми и также   сверстниками.   Следует   не   только   демонстрировать,   но   и контролировать точность выполнения тех или иных правил. А также поощрять каждую правильную реакцию ребенка.  2.Принцп повторения: необходимо многократно повторять те или иные действия. 3. Воспитывающие ситуации: необходимо создавать условия, в которых обучаемые с умственной отсталостью оказываются перед выбором. 4.Поощрение: проводится различными способами, активизируя при этом детей к выбору правильных поведенческих шагов.  5.Порицание должно применяться лишь в крайних случаях.                 6.Примеры   для   подражания:   является   своеобразным   наглядным средством,   они   необходимы   умственно   отсталым   детям.   Подобными примерами   могут   быть   учителя,   близкие   взрослые,   другие   дети,   герои любимых сказок (которые мы читаем и обыгрываем на уроках), и так далее. 7.Разнообразие   словесных   методов   и   приемов,   а   также   наглядности: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, используя их, необходимо избегать скуки у обучаемых. Рассказ реальных или сказочных историй   создает   соответствующий   эмоциональный   настрой   у   детей, необходимый   для   адекватного   восприятия   правил   и   норм   должного поведения. 8.Разъяснение: необходимо не только показать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в тех или иных ситуациях. 9.Беседа   и   игра:   помогает   выяснить   уровень   знания   детьми   норм   и правил поведения.  10.   Вовлечение   учащихся   надомного   обучения     в   общешкольные конкурсы рисунков и поделок. Ребята с удовольствием принимают участие в этих конкурсах и получают грамоты. Таким   образом,   обучение   детей   с   умеренной   и   тяжелой   формами умственной   отсталости   и   ТМНР,  становится   эффективным   только   на эмоциональном уровне. Если учителю удается проникнуть в эмоциональный мир   умственно   отсталых   детей,   всколыхнуть   их   чувства   –   они   поймут, осознают и надолго запомнят правила духовно­нравственного поведения.  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ 1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2016).//  Собрание   законодательства   РФ.   31.12.2012.  №   53  (ч.  1).  Ст. 7598. 2 Приказ   Минобрнауки   России   от   19.12.2014   №   1598   «Об утверждении   федерального   государственного   образовательного   стандарта начального   общего   образования   обучающихся   с   ограниченными возможностями здоровья». (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 №   35847).//  Официальный   интернет­портал   правовой   информации http://www.pravo.gov.ru, 06.02.2015.  3 Коррекционная педагогика в начальном образовании. / под ред. Г.Ф. Кумариной. ­М.: «Академия», 2003. ­ 312 с. 4 Лаврентьева   Л.И.,   Ерина   Э.Г.,   Цацинская   Л.И.   Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118. 5 Нравственные   проблемы   развития   личности.   /   под   ред.   А.И. Титаренко. ­ М.: «Просвещение», 1997. ­ 335 с. 6 Солодянкина   О.В.,   Воспитание   ребенка   с   ограниченными возможностями здоровья в семье.,  М.: АРКТИ, 2007.­ 80 с.

Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.

Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.

Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.

Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.

Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.

Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.

Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.

Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.

Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.

Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.

Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.

Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.

Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.

Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2019