Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.
Оценка 4.8
Домашнее обучение
docx
дефектология
1 кл
05.11.2019
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о значении духовно нравственного воспитания, о формирование у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и ТМНР навыков соответствующего, адекватного поведения.Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети с тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), адаптивная образовательная среда, СИПР (специальная индивидуальная программа развития), речевые и альтернативные коммуникации, мотивационная сфера, способы педагогического воздействия.
статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР.docx
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР,
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о значении духовно
нравственного воспитания, о формирование у школьников с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью и ТМНР навыков соответствующего,
адекватного поведения.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ), дети с тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью и
тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), адаптивная
образовательная среда, СИПР (специальная индивидуальная программа
развития), речевые и альтернативные коммуникации, мотивационная сфера,
способы педагогического воздействия.
Одним из важнейших условий реализации работы с учащимися с ТМНР,
обучающихся на дому, с целью их духовно нравственного воспитания
является адаптивная образовательная среда. Одной из главных целей работы с
данной категорией детей состоит в необходимости формирования у них
устойчивых нравственных понятий.
За последние десятилетие в развитии специального образования в
Российской Федерации произошли серьезные изменения. Детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) все шире включают в сферу
образования и в жизнь общества в целом [2]. Речь идет о детях и подростках с
тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми
множественными нарушениями развития (ТМНР). Данная группа детей
включает в себя лица, которые имеют два и более психических и (или)
физических нарушения. Общее для них многофункциональный характер
нарушения развития и выраженная степень умственной отсталости:
умеренная, тяжелая или глубокая, которая сочетается с другими
нарушениями. В пакете социальных услуг предусмотрено, что каждый ребенок с инвалидностью, вне зависимости от диагноза, должен получать
которые прописываются в специальной
образовательные услуги,
индивидуальной
Одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания
(СИПР)[1].
программе
развития
школьников с ТМНР является духовно нравственное воспитание,
формирование у них в навыков соответствующего, адекватного поведения.
Умеренные и тяжелые формы интеллектуальной недостаточности,
общая незрелость личности данной категории обучающихся, а также
обусловленные данными нарушениями, излишняя внушаемость, склонность к
девиантному поведению могут при отсутствии должного духовно
нравственного воспитания привести к полной деградации личности обучаемых
[3]. Весьма часто в поведении данной группы детей присутствует негативизм,
немотивированная агрессия и самоагрессия,
излишнее упрямство,
двигательные хаотичные движения. Все отклоняющиеся формы их поведения
в своей совокупности и создают проблемы их духовнонравственного
становления.
Подобные негативные черты в поведении умственно отсталых
обучаемых возникают не только благодаря органическим особенностям
ребенка, но и условиями их внешнего окружения, в частности: хаотичности,
предъявляемых к ним требований, отсутствия наглядности при воспитании у
них духовнонравственных чувств, недостаточное внимание родителей к
социализации и привитию у обучаемых соответствующих правил [5].
Поэтому для духовнонравственного воспитания обучаемых данной
категории создана соответствующая, адаптивная образовательная среда,
доброжелательного отношения,
отличающаяся спокойной обстановкой
единства, четкости и систематичности требований. Указанные факторы
способствуют закреплению у детей соответствующих социально полезных
привычек. На всех уроках, предусмотренных СИПР, постепенно воспитываются
доступные их пониманию навыки культуры поведения, взаимодействия с
людьми, навыки вербального и невербального общения. Обучаемые должны
владеть навыками правильного устного обращения в виде вопросов или
просьбы. Не говорящие дети тоже должны владеть навыками обращения в
виде вопросов с помощью карточек ПЭКС. Дети также должны уметь
распознавать хорошие и плохие поступки окружающих, уметь отказаться от
участия в деятельности, противоречащей основам нравственности и морали
[4]. Постоянно проводится соответствующая воспитательная работа, которая
направлена на постепенное формирование у таких детей жалости, радости, а
также сострадания. И в то же время существенное внимание уделяется
внешним формам поведения. Даже не вполне понимая всей сложности
жизненных ситуаций, обучаемые, за счет выработанных у них твердых
навыков и привычек могут соблюдать нормы поведения, принятые в
современном российском обществе, одновременно владея навыками
взаимодействия с людьми без агрессии и неприязни [6].
В процессе воспитания и обучения детей по специальным
индивидуальным программам развития (СИПР), осуществляется их духовно
нравственное воспитание. В частности, с учетом индивидуальных
потребностей каждого ребенка на уроках языка и речевой практики мы
обучаем детей речевым и альтернативным коммуникациям, в частности
правилам поведения на уроке (с помощью карточек PECS, визуального
расписания и системе жестов), вежливому обращению в быту, умению
задавать вопросы, не перебивать собеседников. Также на уроках речь и
альтернативная коммуникация обучаемые постепенно овладевают навыками
отказа, от участия в плохих поступках, на материалах доступных их
пониманию рассказов с использованием соответствующего наглядного
материала, дети учатся различать хорошие и плохие поступки. На уроках по предмету «окружающий природный мир» обучаемые
постепенно познают красоту природы, осознают ценность человека и
человеческой жизни, обучаются нормам безопасности и безопасного
поведения (также различая хорошие и плохие поступки окружающих). На
занятиях по математики, обучаемые получают необходимые им базовые
математические представления, позволяющие им лучше ориентироваться в
быту.
На занятиях «музыка и движения» дети постепенно получают
необходимые им представления о красоте и совершенстве музыки и русских
народных инструментах, о необходимости музыкальных занятий (а равно как
и занятий по рисованию для собственного духовного и нравственного
развития).
В основе духовнонравственного воспитания обучаемых лежит
целенаправленная педагогическая работа по формированию мотивационной
сферы, соподчиненности мотивов, которые и управляют поведением детей с
умеренной и тяжелой формами умственной отсталости.
Первоначальное выполнение моих требований, как учителя, служило
только лишь средством поддержания с каждым ребенком устойчивых
взаимоотношений. При этом одобрение учителя, ласковое отношение, система
жетонов за правильные реакции, которые каждый ребенок получает на уроке,
за старание и хорошее поведение, за правильную реакцию вызывает только
положительные эмоции у воспитанников. Так, постепенно (этот процесс
индивидуально долго проходит у каждого ребенка) дети стараются выполнять
все задания и также все правила хорошего поведения.
Одной из главных целей работы с данной категорией детей состоит в
необходимости формирования у них устойчивых нравственных понятий, а
именно: Что такое хорошо – что такое плохо,
Что есть добро, а что зло, Что можно и что нельзя,
Что ты обязан делать, а что нет и т.д.
Как показывает
практическая деятельность, для духовно
нравственного воспитания необходимы следующие условия:
Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из
воспитанников, для чего используют обращения по именам, похвалу,
мотивационные стимулы, метод «безошибочного обучения», призы и прочие
способы обучения, увлекающие детей.
Пример взрослого, прежде всего самого учителя.
Основные способы педагогического воздействия на детей с умеренной
и тяжелой формами умственной отсталости:
1.Принцип приучения: обучаемые должны видеть определенные образцы
поведения, например, за столом, во время игр, в разговоре со взрослыми и
также сверстниками. Следует не только демонстрировать, но и
контролировать точность выполнения тех или иных правил. А также поощрять
каждую правильную реакцию ребенка.
2.Принцп повторения: необходимо многократно повторять те или иные
действия.
3. Воспитывающие ситуации: необходимо создавать условия, в которых
обучаемые с умственной отсталостью оказываются перед выбором.
4.Поощрение: проводится различными способами, активизируя при этом
детей к выбору правильных поведенческих шагов.
5.Порицание должно применяться лишь в крайних случаях.
6.Примеры для подражания: является своеобразным наглядным
средством, они необходимы умственно отсталым детям. Подобными
примерами могут быть учителя, близкие взрослые, другие дети, герои
любимых сказок (которые мы читаем и обыгрываем на уроках), и так далее. 7.Разнообразие словесных методов и приемов, а также наглядности:
помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, используя
их, необходимо избегать скуки у обучаемых. Рассказ реальных или сказочных
историй создает соответствующий эмоциональный настрой у детей,
необходимый для адекватного восприятия правил и норм должного
поведения.
8.Разъяснение: необходимо не только показать, но и разъяснить, как и
почему следует поступать в тех или иных ситуациях.
9.Беседа и игра: помогает выяснить уровень знания детьми норм и
правил поведения.
10. Вовлечение учащихся надомного обучения
в общешкольные
конкурсы рисунков и поделок. Ребята с удовольствием принимают участие в
этих конкурсах и получают грамоты.
Таким образом, обучение детей с умеренной и тяжелой формами
умственной отсталости и ТМНР, становится эффективным только на
эмоциональном уровне. Если учителю удается проникнуть в эмоциональный
мир умственно отсталых детей, всколыхнуть их чувства – они поймут,
осознают и надолго запомнят правила духовнонравственного поведения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ (ред. от 03.07.2016)
«Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с
01.09.2016).// Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст.
7598.
2
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья». (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35847).// Официальный интернетпортал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 06.02.2015.
3
Коррекционная педагогика в начальном образовании. / под ред.
Г.Ф. Кумариной. М.: «Академия», 2003. 312 с.
4
Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное
воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118.
5
Нравственные проблемы развития личности. / под ред. А.И.
Титаренко. М.: «Просвещение», 1997. 335 с.
6
Солодянкина О.В., Воспитание ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в семье., М.: АРКТИ, 2007. 80 с.
Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.
Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.
Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.
Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.
Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.
Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.
Статья. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.