Статья. Особенности развития и воспитания старших школьников
Оценка 4.6

Статья. Особенности развития и воспитания старших школьников

Оценка 4.6
Памятки +1
docx
Междисциплинарный 3
10 кл—11 кл +1
15.04.2018
Статья. Особенности развития и воспитания старших школьников
Статья. Особенности развития и воспитания старших школьников.Старший школьный возраст – это период ранней юности, характеризу¬ющийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста проис¬ходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания
Особенности развития и воспитания старших школьников.docx
Особенности развития и воспитания старших школьников Старший школьный возраст – это период ранней юности, характеризующийся  наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного  формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои  противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на  процесс воспитания. Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те  диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Повышается мышечная  сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим  качествам приближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается  половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и  здоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они  отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно  меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение  более обдуманно подходить к своим физическим возможностям. На более высокую ступень поднимается развитие нервной системы, обусловливающее  ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы.  Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное   мышление, стремление глубже понять сущность и причинно­следственные связи  изучаемых предметов и явлений. Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как  материал для размышлений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении  преобладает аналитико­синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а при­ сущая подросткам категоричность суждений уступает место гипотетическим  предположениям. Но все эти особенности мышления и познавательной деятельности  формируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют  должной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старше­ классников может сохраняться тенденция к полумеханическому запоминанию  изучаемого материала. В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования  показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов  естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом  сказывается понимание их роли и значения в научно­техническом прогрессе. По этой  причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания  этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и  поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других  гуманитарных предметов. Что же касается средне­ и слабоуспевающих учащихся, то  многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а отдельные  нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем,  что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им  своевременной и действенной помощи в учебе и повышении качества успеваемости. Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим  обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание  облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели  афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений. Некоторые ведут в специальных тетрадях и блокнотах записи новых слов, терминов и интересных высказываний  выдающихся людей. Все это необходимо учитывать в учебно­воспитательной работе и  помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно  разъяснять научные термины, иностранные слова и т.д. Особенно большую роль играет в  этом организация внеклассного чтения, работа по воспитанию культуры речи, оказание  помощи учащимся в преодолении речевых дефектов. На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и  волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства,  связанные с общественно­политическими событиями. Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие  на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе  моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные  взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении.  Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно осуществлялось гражданское и  моральное воспитание, проводились дискуссии, а учащиеся систематически вовлекались в общественную работу. Исследования показывают, что слабая постановка  гражданского и морального воспитания оборачивается существенными издержками в  развитии старшеклассников. Отдельные из них могут проявлять общественную  пассивность, вовлекаться в различные внешкольные объединения с негативной  направленностью. Годы ранней юности для многих учащихся характеризуются сильными интимными  переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Задача  учителей и всех тех, кто соприкасается с учащимися этого возраста, – бережно  относиться к их интимным переживаниям, не вторгаться в эти чувства, понимать и  всячески щадить их. Однако, проявляя понятную в этих случаях осторожность и  деликатность, необходимо ставить перед учащимися вопросы дружбы и любви, а также  взаимоотношений между полами, с помощью медицинских работников осуществлять  соответствующее гигиеническое просвещение, причем в ряде случаев целесообразно  проводить работу отдельно с юношами и девушками. Развитие чувственной сферы и сознательности старшеклассников оказывает большое  влияние на волевые процессы, причем в протекании волевых актов решающее значение  принадлежит обдумыванию своих намерений и поведения. Замечено, что, если учащийся поставил перед собой определенную цель в учебной или общественной работе или же  четко определил свои жизненные планы с учетом имеющихся интересов и склонностей,  он, как правило, проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также  настойчивость в преодолении встречающихся трудностей. С этим связана и другая  особенность старшеклассников, относящаяся к работе над своим самовоспитанием. Если подростки в большинстве своем отличаются повышенной требовательностью к  другим и недостаточно требовательны к себе, то в юношеском возрасте положение  изменяется. Они становятся более требовательными к себе и своей работе, стремятся  вырабатывать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере  способствуют осуществлению намеченных планов. Все это показывает, какое большое  значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, установки и идеалы) в развитии  личностных качеств старшеклассников. Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания  и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором  профессии. Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не  без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное  обучение так или иначе делает для них более привычным умственный труд, и под  влиянием этого многие юноши и девушки мечтают связать свою жизнь с  интеллектуальной деятельностью. Общественные же потребности таковы, что  подавляющее большинство старшеклассников после окончания школы должно  вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа слабоуспевающих, складывается ложное мнение о том,  что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким  и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования... Это отрицательно  сказывается на их отношении к овладению знаниями. Указанные трудности требуют  оказания действенной помощи учащимся в формировании их жизненных планов и  проведения содержательной профориентации, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть учащимся красоту человека труда, творческий характер работы  на современном производстве. В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая трудность.  Стремление многих родителей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей  приводит к тому, что последние привыкают к удовлетворению всех своих запросов,  вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни.  Недостаточность же практического опыта порождает отставание их общего социального развития и некоторую инфантильность  в суждениях, что в свою очередь не дает им  возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецелесообразность их  удовлетворения. Преодоление указанных недочетов обусловливает необходимость  расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к сис­ тематическому труду как в школе, так и дома. Наконец, нельзя не отметить того, что на развитие и поведение старшеклассников  большое влияние оказывает их повышенная реактивность (чувствительность) ко всему  новому, что происходит в жизни, в литературе, искусстве и музыке, а также в моде. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное: длину  волос, расцветку и необычный покрой одежды, «музыкальные» произведения... На этом  фоне у них нередко обнаруживается неверное отношение к классике в искусстве и  литературе, непонимание важной роли положительных культурных и трудовых  традиций. Это также создает определенные проблемы в воспитании. Но при правильном  подходе к делу эти проблемы решаются успешно. Главное здесь – не борьба со  стремлением юношей и девушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое  приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех крайностей, которые иногда  наблюдаются в следовании моде. Таковы важнейшие особенности развития и организации учебно­воспитательной работы  в старших классах.

Статья. Особенности развития и воспитания старших школьников

Статья. Особенности развития и воспитания старших школьников

Статья. Особенности развития и воспитания старших школьников

Статья. Особенности развития и воспитания старших школьников

Статья. Особенности развития и воспитания старших школьников

Статья. Особенности развития и воспитания старших школьников

Статья. Особенности развития и воспитания старших школьников

Статья. Особенности развития и воспитания старших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018