Статья. Особенности развития и воспитания старших школьников
Оценка 4.6
Памятки +1
docx
Междисциплинарный 3
10 кл—11 кл +1
15.04.2018
Статья. Особенности развития и воспитания старших школьников.Старший школьный возраст – это период ранней юности, характеризу¬ющийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста проис¬ходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания
Особенности развития и воспитания старших школьников.docx
Особенности развития и воспитания старших школьников
Старший школьный возраст – это период ранней юности, характеризующийся
наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного
формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои
противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на
процесс воспитания.
Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те
диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Повышается мышечная
сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим
качествам приближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается
половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и
здоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они
отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно
меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение
более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.
На более высокую ступень поднимается развитие нервной системы, обусловливающее
ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы.
Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное
мышление, стремление глубже понять сущность и причинноследственные связи
изучаемых предметов и явлений.
Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как
материал для размышлений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении
преобладает аналитикосинтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а при
сущая подросткам категоричность суждений уступает место гипотетическим
предположениям. Но все эти особенности мышления и познавательной деятельности
формируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют
должной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старше
классников может сохраняться тенденция к полумеханическому запоминанию
изучаемого материала.
В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательные
интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования
показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов
естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом
сказывается понимание их роли и значения в научнотехническом прогрессе. По этой
причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных
предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания
этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и
поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других
гуманитарных предметов. Что же касается средне и слабоуспевающих учащихся, то
многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а отдельные
нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем,
что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на
их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им
своевременной и действенной помощи в учебе и повышении качества успеваемости.
Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим
обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание
облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели
афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений. Некоторые ведут в
специальных тетрадях и блокнотах записи новых слов, терминов и интересных высказываний
выдающихся людей. Все это необходимо учитывать в учебновоспитательной работе и
помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно
разъяснять научные термины, иностранные слова и т.д. Особенно большую роль играет в
этом организация внеклассного чтения, работа по воспитанию культуры речи, оказание
помощи учащимся в преодолении речевых дефектов.
На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и
волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства,
связанные с общественнополитическими событиями.
Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие
на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе
моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные
взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении.
Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно осуществлялось гражданское и
моральное воспитание, проводились дискуссии, а учащиеся систематически вовлекались
в общественную работу. Исследования показывают, что слабая постановка
гражданского и морального воспитания оборачивается существенными издержками в
развитии старшеклассников. Отдельные из них могут проявлять общественную
пассивность, вовлекаться в различные внешкольные объединения с негативной
направленностью.
Годы ранней юности для многих учащихся характеризуются сильными интимными
переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Задача
учителей и всех тех, кто соприкасается с учащимися этого возраста, – бережно
относиться к их интимным переживаниям, не вторгаться в эти чувства, понимать и
всячески щадить их. Однако, проявляя понятную в этих случаях осторожность и
деликатность, необходимо ставить перед учащимися вопросы дружбы и любви, а также
взаимоотношений между полами, с помощью медицинских работников осуществлять
соответствующее гигиеническое просвещение, причем в ряде случаев целесообразно
проводить работу отдельно с юношами и девушками.
Развитие чувственной сферы и сознательности старшеклассников оказывает большое
влияние на волевые процессы, причем в протекании волевых актов решающее значение
принадлежит обдумыванию своих намерений и поведения. Замечено, что, если учащийся
поставил перед собой определенную цель в учебной или общественной работе или же
четко определил свои жизненные планы с учетом имеющихся интересов и склонностей,
он, как правило, проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также
настойчивость в преодолении встречающихся трудностей. С этим связана и другая
особенность старшеклассников, относящаяся к работе над своим самовоспитанием. Если подростки в большинстве своем отличаются повышенной требовательностью к
другим и недостаточно требовательны к себе, то в юношеском возрасте положение
изменяется. Они становятся более требовательными к себе и своей работе, стремятся
вырабатывать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере
способствуют осуществлению намеченных планов. Все это показывает, какое большое
значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, установки и идеалы) в развитии
личностных качеств старшеклассников.
Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания
и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором
профессии. Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не
без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное
обучение так или иначе делает для них более привычным умственный труд, и под
влиянием этого многие юноши и девушки мечтают связать свою жизнь с
интеллектуальной деятельностью. Общественные же потребности таковы, что
подавляющее большинство старшеклассников после окончания школы должно
вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей
и девушек, особенно из числа слабоуспевающих, складывается ложное мнение о том,
что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким
и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования... Это отрицательно
сказывается на их отношении к овладению знаниями. Указанные трудности требуют
оказания действенной помощи учащимся в формировании их жизненных планов и
проведения содержательной профориентации, основной смысл которой должен состоять
в том, чтобы раскрыть учащимся красоту человека труда, творческий характер работы
на современном производстве.
В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая трудность.
Стремление многих родителей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей
приводит к тому, что последние привыкают к удовлетворению всех своих запросов,
вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни.
Недостаточность же практического опыта порождает отставание их общего социального
развития и некоторую инфантильность в суждениях, что в свою очередь не дает им
возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецелесообразность их
удовлетворения. Преодоление указанных недочетов обусловливает необходимость
расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к сис
тематическому труду как в школе, так и дома.
Наконец, нельзя не отметить того, что на развитие и поведение старшеклассников
большое влияние оказывает их повышенная реактивность (чувствительность) ко всему
новому, что происходит в жизни, в литературе, искусстве и музыке, а также в моде. Они
чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное: длину
волос, расцветку и необычный покрой одежды, «музыкальные» произведения... На этом
фоне у них нередко обнаруживается неверное отношение к классике в искусстве и
литературе, непонимание важной роли положительных культурных и трудовых
традиций. Это также создает определенные проблемы в воспитании. Но при правильном
подходе к делу эти проблемы решаются успешно. Главное здесь – не борьба со
стремлением юношей и девушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое
приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех крайностей, которые иногда
наблюдаются в следовании моде.
Таковы важнейшие особенности развития и организации учебновоспитательной работы
в старших классах.
Статья. Особенности развития и воспитания старших школьников
Статья. Особенности развития и воспитания старших школьников
Статья. Особенности развития и воспитания старших школьников
Статья. Особенности развития и воспитания старших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.