Ярилова Галина Яковлевна
руководитель ПГ по работе с родителями
МБОУ «С(К)ОШИ» г.Чусовой
Путь к сердцу родителей обучающихся С(К)ОШИ
Проблема взаимодействия школы и семьи - проблема вечная. В коррекционной школе учатся дети с особыми образовательными потребностями. Ежегодно, с завидной регулярностью со стороны родителей, наблюдаем равнодушие к интересам и непонимание проблем своего ребёнка. Работать с таким коллективом родителей необходимо по-особому!
Мы решили обучить наших родителей: как стать хорошим родителем.
Весь педагогический коллектив в июне 2014 года прошёл 72 - часовое обучение на курсах в НОУ «Академия родительского образования». Воодушевившись идеями, новыми полученными знаниями, решили создать в школе Проблемную группу по работе с семьёй. Работа группы началась с написания программы «Семья и школа. От диалога к партнёрству». Цель программы: создание условий для успешности детей и взрослых.
Задачи программы:
ü Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
ü Консультативная – совместный педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
ü Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.
В программе два раздела: работа с педагогами школы и работа с родителями обучающихся С(К)ОШИ. По каждому из этих направлений создан отдельный план работы.
Творческие приёмы продуманы для привлечения родителей в школу. К достижениям можно отнести организацию общешкольных родительских встреч. Организационный приём родительского образования – семейная гостиная. С каждой встречи для домашнего изучения и практического применения родители получают памятки с методическими рекомендациями по вопросам воспитания, общения с детьми. На одной из таких встреч мы вручили родителям «самолётик удачи», в нём находилось письмо - признание в любви родителя к своему ребёнку. В конце прошлого учебного года прошло собрание «Счастливое детство. Какое оно?». Педагоги вместе с родителями пытались выяснить, что необходимо ребёнку в семье, чтобы чувствовать себя счастливым. Родителям зачитывали отрывки из сочинений детей, в которых они рассуждали о счастье. Каждому родителю хотелось выяснить, что написал его ребёнок.
Большое значение в воспитании родительских чувств имеют встречи по теме «Духовно – нравственное воспитание в семье и школе». Родителям напоминаем значение понятий «духовность», «нравственность», педагоги делятся своим пониманием семейных ценностей. В конце встречи родителям раздаем памятки – заповеди семейной жизни. Педагоги готовят для родителей сюрпризы. На одном из таких общений каждому родителю был приготовлен медальон в виде «солнышка» с заданием. Родителям необходимо было вручить этот медальон своему ребёнку со словами: «Ты - моё солнышко». Встреча закончилась коллективной рефлексией: родителям, которым понравилась встреча, было предложено «подарить лучики Солнца». (Родители приклеивали «лучи» к заранее приготовленному трафарету Солнца).
Для себя мы нашли путь к сердцу родителей наших обучающихся через детские творческие работы: бумажные поделки, в которых есть цитаты о воспитании; письма учащихся к своим родителям, высказывания великих педагогов, которые оформляем в виде «Журавлика радости», «Газеты Доброты», «Записки признаний», «Самолётика удачи».
Коллектив нашей школы осваивает различные технологии для привлечения родителей в школу. С большим успехом третий год проходит в школе конкурс «Семья года». Он состоит из трёх этапов, которые длятся между 3 четвертями учебного года. У нас разработано Положение о конкурсе, где освещены все этапы сотрудничества с родителями. Конкурс популярен среди родителей, увеличивается число желающих участвовать в нём. По каждому этапу конкурса создаётся фильм с последующей демонстрацией на общешкольном мероприятии с родителями. За длительное время конкурса у педагогов выстраиваются добрые отношения с конкурсантами – родителями, которые в дальнейшем становятся добрыми помощниками в работе классного руководителя.
Стали популярными в школе такие формы работы с родителями, как: «Уроки родительской любви», «Школа любящих родителей» для родителей обучающихся 1 класса, мастер - классы для родителей, чьи дети находятся в группе риска и СОП. По окончании прошлого учебного года лучшие родители школы были приглашены для чествования в кабинет директора. Такая торжественная встреча станет традиционной.
За 3 года реализации Программы мы наблюдаем следующие изменения:
- Родители с желанием стали приходить в школу, они прислушиваются к советам педагогов.
- Увеличилось количество родителей, посещающих родительские собрания – встречи.
- Родители интересуются датой очередной встречи, мастер – класса.
- Постоянной опорой в работе педколлектива являются все победители и участники конкурса «Семья года».
- Появились родители, желающие поделиться впечатлениями о школе. Они предложили завести «Книгу добрых слов в адрес педагогов».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.