Статья по психологии:
Статья "Этика педагогического общения"Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики.
Педагог-воспитанник
Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью. Традиционно выделяют авторитарный, либеральный и демократический стили.
Авторитарный стиль общения
Педагог с авторитарным стилем общения проявляет ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, он значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляет отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии.
Либеральный стиль общения
Этика педагогического общения:
педагогвоспитанник,
педагогпедагог,
педагогродитель,
педагогдиректор.
Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная
соединяющая в себе социальные,
составляющая его личности,
профессиональные и сугубо личностные характеристики.
Педагогвоспитанник
Одним из важнейших качеств педагога является его умение
организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их
деятельностью. Традиционно выделяют авторитарный, либеральный и
демократический стили.
Авторитарный стиль общения
Педагог с авторитарным стилем общения проявляет ярко выраженные
установки, избирательность по отношению к детям, он значительно чаще
используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляет
отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические
средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его
отличает большое количество воспитательных воздействий при их
однообразии.
Либеральный стиль общения
Для либерального воспитателя характерны безынициативность,
безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и
действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает»
о своих прежних требованиях и через определенное время способен
предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным
требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности
детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей
либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении
преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может
привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой
воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и
доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как
инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.
Демократический стиль общения
Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль
взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками,
проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить
эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в
общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический
педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими
1воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет
признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует
умственную активность и мотивацию достижения в познавательной
деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны
демократические тенденции,
создаются оптимальные условия для
формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального
климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное
взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей
положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности
сотрудничества в совместной деятельности.
Педагогпедагог
Основным компонентом этих взаимоотношений является этический
кодекс педагога.
Который призван обеспечить:
Решение профессиональных задач в соответствии с этическими
нормами;
Защиту законных прав людей, с которыми мы вступаем в
воспитанников,
обучающихся,
профессиональное взаимодействие:
педагогов, и др. лиц, с которыми работаем.
Основные этические принципы:
Принцип конфиденциальности.
Принцип компетентности.
Принцип ответственности.
Принцип этической и юридической правомочности.
Принцип благополучия.
Принцип профессиональной кооперации.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами,
принятыми в работе педагогов в международном сообществе.
Педагогродитель
Педагогическая мораль предусматривает выявление таких требований к
личности учителя, которые являются педагогически целесообразными и
необходимыми при установлении им контактов с родителями учащихся.
Среди них выделяются:
сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за
результаты обучения и воспитания;
поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности
за организацию такого сотрудничества.
недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной
оценкой способностей, успеваемости и поведения детей.
повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и
показать детям наиболее значимые качества их родителей.
2 тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью
улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов
их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей.
анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к
учителю.
Выделение в системе нравственных отношений подсистему «учитель –
родители учащихся» исходит из того, что семья – это важный источник
формирования нравственных позиций ребёнка, закрепления его нравственно
психологических установок. В семье у ребёнка формируются начальные
представления о цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные
и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель должен знать, какие
нравственные представления сформированы у ребёнка и в каких условиях
происходило это формирование.
Характер взаимоотношений родителей и учителей нельзя представлять как
полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на
общность их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями
учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте
педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик
родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика –
частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического
процесса).
Педагогдиректор
Умение общаться с коллегами, умение слушать, понимание психологии
другого человека, интересов «другой стороны» можно считать одним из
определяющих факторов эффективности управленческой деятельности в
образовательной организации.
3