Статья по теме " Развитие творческих способностей одаренных детей"
Оценка 4.7

Статья по теме " Развитие творческих способностей одаренных детей"

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
физика
7 кл—11 кл
02.04.2017
Статья по теме " Развитие творческих способностей одаренных детей"
В статье "Развитие творческих способностей одаренных детей" представлена система работы с одаренными детьми учителя физики. Даны рекомендации по выявлению таких детей и дальнейшему развитию их творческих способностей. Так же описан опыт работы педагогов этом направлении. материал будет интересен не только учителям физики но и всем творческим педагогом.статья по развитию творческих способностей учащихся
работа с одаренными детьми.doc
Развитие творческих способностей одаренных обучающихся Не существует сколько­нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А. Н. Колмогоров        Одним из пяти направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является направление, связанное с поддержкой талантливых детей. Это очень важно, так как талантливые дети не должны быть предоставлены сами себе, ведь одного таланта мало, его нужно развивать,   в   связи   с   этим   работа   с   одаренными   детьми   должна   быть   четко   спланированной, поэтапной и системной.  Хочется отметить, что действительно одаренных, талантливых детей не так уж и много. Поэтому, говоря   об   одаренных   детях   в   общеобразовательной   школе,   мы   имеем     в   виду   следующую формулу:  Работа с одаренными детьми = Работа с детьми повышенного  уровня  развития. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной   скамье.   Уже   в   начальной   школе   можно   встретить   таких   учеников,   которых   не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке,  помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Учитывая, что мы живем в динамическом, развивающемся мире, обновление знаний должно находить   отражение   при   обучении   базовым   дисциплинам   постоянно.  Поэтому   правило   моей преподавательской деятельности – необходимо  непрерывно учиться самой.  В этих целях: ­ провожу более глубокий анализ базового материала (ни один учебный год не проходит без переработки его с позиций уровня обученности и обучаемости данного класса); ­   постоянно   отслеживаю   новости   в   области   физико­математических   наук   и   в   методике преподавания физики: в методической и научно­ популярной литературе; ­провожу  постоянную переработку, адаптацию новой информации с позиций применения на уроках и во внеурочной работе прежде всего с учащимися, проявляющими способности к изучению физики.   Работать с детьми повышенного уровня развития интересно и трудно: в классе, на уроке они требуют   особого   подхода,   особой   системы   обучения.   На   протяжении   многих   лет   своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды. Мои учащиеся являются победителями районных и участниками областных, региональных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах.  Как я достигаю таких результатов? Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты: 1 •         выявление одаренных детей;   •         развитие творческих способностей на уроках; •         развитие способностей во внеурочной деятельности.  В деятельности по созданию условий для развития способностей и интересов к изучению физики я выделила в процессе своей  практике несколько главных направлений работы с одаренными детьми: Направление  деятельности  учителя с одаренными  Учебная  деятельность детьми Организация  исследователь ской деятельности  учащихся Всероссийская  олимпиада  школьников  Элективн ые  курсы Предметны е недели  Привлечение  к конкурсам,  олимпиадам различного  уровня Индивидуаль ная  работа НОУ «ПОИСК» секция «Физика»  Прежде всего, одаренных детей надо выявить.   Как я их выявляю? Во­первых,   методом наблюдения.  Одаренные дети  имеют ряд особенностей: они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Во­вторых,   использую   следующие   диагностики   выявления   одаренности:   тест   «Оцени   свой творческий потенциал», «Исследование научно­исследовательского потенциала учащихся».  Обязательно беседую с другими учителями­предметниками, психологом школы, чтобы лучше понять склонности ребенка. Далее в результате деятельности такие дети чаще всего решают задачи нестандартно, много успевают решить заданий за урок, с интересом работают самостоятельно. При работе с одаренными детьми придерживаюсь следующих принципов:  принцип   максимального   разнообразия   предоставленных   возможностей   для развития     личности. Это предполагает разнообразие заданий по форме и содержанию:  доклады 2 или   небольшие   сообщения,   решение   задачи   или   «вихрь»   задач,   подготовка   презентаций   или отдельных слайдов, подготовка исторических справок, подготовка экспериментов и домашние мини­исследования, и работа с дополнительной литературой в печатном и электронном виде.    принцип индивидуализации и дифференциации обучения. На всех этапах урока физики я стараюсь использовать внутреннюю дифференциацию через индивидуальные   карточки   с   заданиями   разных   уровней   сложности   и   объема,   подготовку дополнительного материала по теме, организацию разноуровневых самостоятельных работ и тестов. Кроме того, на протяжении нескольких лет использую внешнюю уровневую дифференциацию   в 7,8 классах. Три класса делятся на три потока по своему уровню обученности и обучаемости.  Дети в потоках подбираются по результатам срезов за первую четверть, и три четверти идет поточное обучение по предметам физика,  биология, география. Деление на потоки гибкое и ребенок может переходить   из   потока   в   поток.   Такое   обучение   дает   возможность   всем   детям   развиваться   с собственной скоростью и чувствовать себя комфортно на уроке, повышает мотивацию к изучению физики. Считаю актуальным опираться также на такие и принципы, как: •        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя, когда учитель  выступает в роли консультанта; •        принцип возрастания роли внеурочной деятельности.                 Сегодня   совершенствование   учебного   процесса   требует   развития   и   внедрения   новых, нетрадиционных   форм   обучения.   Изменение   форм   влечет   за   собой   улучшение   качества образования.  Считаю, нестандартные  уроки  ­  это те  уроки,  которые  содержат  способы   подачи учебного материала, информацию и задания, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения. На уроке появляется возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, превращающая его из   пассивного   объекта   воздействия   в   активного   субъекта   деятельности.   Провожу   уроки­ конференции,   уроки   КВН,   уроки­викторины,   урок­деловая   игра,   урок­путешествие,   уроки­ практикумы.   Использую   активные   методы   обучения   (проблемные,   игровые,   учебная   дискуссия, мозговой   штурм   с   использованием     ИКТ,   цифровых   образовательных   ресурсов   и     Интернет­ ресурсов).                   В целях поддержки интереса к предмету и развития  природных задатков учащихся я использую творческие задания. Например: посчитать свою скорость до школы, свое давление на пол, изучить   явление захода солнца на протяжении 10 дней (в 7 классах),   изучить и объяснить окраску бабочек, мыльных пузырей (в 11 классах), узнать о магнитных бурях (в 9классах)  и др. С   интересом   воспринимаются   учениками   занимательные   опыты:   танцующие   человечки, послушная линейка – по электричеству, волшебная кружка – по оптике, несгораемый бумажный стакан – по теме «Теплота».  Для   многих   тем   курса   физики   мною   подобраны   системы   задач   для   домашней   работы учащихся, включающие в себя качественные, расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня сложности. На уроках физики я стараюсь показать учащимся, что знание физики необходимо всем людям,   в   любой   работе.   Для   этого   я   использую   беседы,   конкретные   примеры,   эксперименты, качественные   задачи,   приглашаю   на   уроки   наших   выпускников.   Это   и   есть   компетентностный подход в обучении.  3 ИКТ   вносит   элемент   наглядности   и   повышает   интерес   к   уроку,   развивает   творческие способности учеников. Они самостоятельно готовят презентации и выступают с ними на уроке. Примеры таких презентаций: вся кинематика в 6 слайдах, изобретение паровых машин, паровозы Черепанова, как плавают киты, физика в жизни кошки, тепловые явления в природе. Материал накапливаю   и   использую   потом   в   других   классах.   Практикую   в   старших   классах   изучение домашнего задания самими учащимися и представление материала с помощью мультимедийных презентаций. Для детей повышенного уровня развития провожу элективные курсы по изучаемым темам. В 9 классе   в   рамках   предпрофильной   подготовки   веду   курс     «Избранные   вопросы   механики», адаптированный для их уровня подготовки. Организуя свою деятельность на реализацию целей и задач работы с одаренными детьми, я убедилась,   что   она   не   может   быть   эпизодической.   Она   должна   сложиться   в   непрерывный педагогический процесс поэтапного развития личности: от обучения школьников – до подготовки выпускников   к   профессиональному   самоопределению   и   поступлению   в   высшие   и   специальные учебные   заведения.   Большое   внимание   придаю   вовлечению   талантливых   детей   во   внеурочную работу по физике. Хочу отметить следующее:     включаю в содержание внеклассной работы вопросы, выходящие за рамки школьной  программы по физике, но примыкающие к ней.  включаю в содержание внеклассной работы и вопросы, вошедшие в содержание физического образования в последние десятилетия:   в старших классах учитываю  профиль и самоопределение учащихся.  Внеклассная работа осуществляется в самых разнообразных видах: Индивидуальная работа ­ работа с учащимися с целью руководства самостоятельной работой  учащихся по физике, подготовкой рефератов, докладов, сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых учащихся к участию в олимпиадах. Групповая работа ­ систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом  учащихся. К ней можно отнести факультативы, кружки. Массовая работа ­ эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному  виду относятся вечера, научно ­ практические конференции, недели физики, астрономии,  олимпиады, конкурсы, соревнования. На практике все три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.  С 2007 года руковожу   секцией   научного общества «Поиск». Вначале у нас была общая секция естественных наук, а в 2009 году мы выделились в более узкую секцию по физике. В рамках НОУ  провожу  открытые   заседания  секции  «Физика»     по  темам:   «Новое  в  науке»,  «Календарь знаменательных   дат»,     «Что   такое   нанотехнологии»,   «Космос   в   цифрах»   и   др.   Выходим   с учащимися   в   младшие   классы   с   тематическими   выступлениями:   «История   изобретения   часов, календаря, термометра, компаса»,     «Они прославили русскую науку» (об ученых Ломоносове, Чижевском). На заседаниях секции учимся работе над проектами. Итогом работы за год является участие детей в научно практической конференции, на которой учащиеся отчитываются о работе за год. Ежегодно в    школе проводятся недели физики и астрономии, посвященные разным темам «Космос   –   далекий   и   близкий»   (2013­2014),   «Жизнь,   отданная   науке»   (2014­2015),   «Физика   в лицах» (2015­2016). Важнейшей   формой   работы   с   одаренными   учащимися   в   практике   моей   работы   являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и 4 развитию  образовательных   потребностей  личности,  подготовки  учащихся  к получению  высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.  Работа должна быть направлена на ожидаемые результаты  для учащихся: ? формирование интереса к более глубокому изучению основ естественных наук;  ? ? расширение кругозора, развитие самостоятельности; становление способности учитывать, анализировать и согласовывать многочисленные точки зрения в рамках поставленной задачи с целью достижения поставленных задач; воспитание научной культуры мышления. ? Создание современного кабинета физики – важная задача для учителя. Я постоянно работаю в этом направлении. Помогают мне в этом родители и учащиеся. Сейчас в кабинете есть необходимые средства   обучения   для   выполнения   лабораторных   работ,   демонстрационного   эксперимента, наглядные   пособия,   раздаточный   и   справочные   материалы,   АРМ   для   учителя   с   доступом   в локальную сеть школы и глобальную сеть Интернет.   Считаю: успех  приходит к тому, кто непрерывно работает над собой, когда рядом те, кто верит,  надеется, помогает, кто сам  стремится к успеху.  5

Статья по теме " Развитие творческих способностей одаренных детей"

Статья по теме " Развитие творческих способностей одаренных детей"

Статья по теме " Развитие творческих способностей одаренных детей"

Статья по теме " Развитие творческих способностей одаренных детей"

Статья по теме " Развитие творческих способностей одаренных детей"

Статья по теме " Развитие творческих способностей одаренных детей"

Статья по теме " Развитие творческих способностей одаренных детей"

Статья по теме " Развитие творческих способностей одаренных детей"

Статья по теме " Развитие творческих способностей одаренных детей"

Статья по теме " Развитие творческих способностей одаренных детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017