Статья по теме " Развитие творческих способностей одаренных детей"
Оценка 4.7
Работа в классе
doc
физика
7 кл—11 кл
02.04.2017
В статье "Развитие творческих способностей одаренных детей" представлена система работы с одаренными детьми учителя физики. Даны рекомендации по выявлению таких детей и дальнейшему развитию их творческих способностей. Так же описан опыт работы педагогов этом направлении. материал будет интересен не только учителям физики но и всем творческим педагогом.статья по развитию творческих способностей учащихся
работа с одаренными детьми.doc
Развитие творческих способностей одаренных обучающихся
Не существует скольконибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров
Одним из пяти направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
является направление, связанное с поддержкой талантливых детей. Это очень важно, так как
талантливые дети не должны быть предоставлены сами себе, ведь одного таланта мало, его нужно
развивать, в связи с этим работа с одаренными детьми должна быть четко спланированной,
поэтапной и системной.
Хочется отметить, что действительно одаренных, талантливых детей не так уж и много. Поэтому,
говоря об одаренных детях в общеобразовательной школе, мы имеем в виду следующую
формулу:
Работа с одаренными детьми = Работа с детьми повышенного уровня развития.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на
школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не
удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари
и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому
важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники,
помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, помочь
наиболее полно раскрыть свои способности.
Учитывая, что мы живем в динамическом, развивающемся мире, обновление знаний должно
находить отражение при обучении базовым дисциплинам постоянно. Поэтому правило моей
преподавательской деятельности – необходимо непрерывно учиться самой. В этих целях:
провожу более глубокий анализ базового материала (ни один учебный год не проходит без
переработки его с позиций уровня обученности и обучаемости данного класса);
постоянно отслеживаю новости в области физикоматематических наук и в методике
преподавания физики: в методической и научно популярной литературе;
провожу постоянную переработку, адаптацию новой информации с позиций применения на
уроках и во внеурочной работе прежде всего с учащимися, проявляющими способности к изучению
физики.
Работать с детьми повышенного уровня развития интересно и трудно: в классе, на уроке они
требуют особого подхода, особой системы обучения. На протяжении многих лет своей
педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная
и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды. Мои учащиеся
являются победителями районных и участниками областных, региональных олимпиад, конкурсов,
успешно поступают и учатся в ВУЗах.
Как я достигаю таких результатов?
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
1 • выявление одаренных детей;
• развитие творческих способностей на уроках;
• развитие способностей во внеурочной деятельности.
В деятельности по созданию условий для развития способностей и интересов к изучению физики я
выделила в процессе своей практике несколько главных направлений работы с одаренными детьми:
Направление
деятельности
учителя
с одаренными
Учебная
деятельность
детьми
Организация
исследователь
ской
деятельности
учащихся
Всероссийская
олимпиада
школьников
Элективн
ые
курсы
Предметны
е недели
Привлечение
к конкурсам,
олимпиадам
различного
уровня
Индивидуаль
ная
работа
НОУ «ПОИСК»
секция «Физика»
Прежде всего, одаренных детей надо выявить. Как я их выявляю? Вопервых, методом
наблюдения. Одаренные дети имеют ряд особенностей: они любознательны, настойчивы в поиске
ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Вовторых, использую следующие диагностики выявления одаренности: тест «Оцени свой
творческий потенциал», «Исследование научноисследовательского потенциала учащихся».
Обязательно беседую с другими учителямипредметниками, психологом школы, чтобы лучше
понять склонности ребенка. Далее в результате деятельности такие дети чаще всего решают задачи
нестандартно, много успевают решить заданий за урок, с интересом работают самостоятельно.
При работе с одаренными детьми придерживаюсь следующих принципов:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности. Это предполагает разнообразие заданий по форме и содержанию: доклады
2 или небольшие сообщения, решение задачи или «вихрь» задач, подготовка презентаций или
отдельных слайдов, подготовка исторических справок, подготовка экспериментов и домашние
миниисследования, и работа с дополнительной литературой в печатном и электронном виде.
принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
На всех этапах урока физики я стараюсь использовать внутреннюю дифференциацию через
индивидуальные карточки с заданиями разных уровней сложности и объема, подготовку
дополнительного материала по теме, организацию разноуровневых самостоятельных работ и тестов.
Кроме того, на протяжении нескольких лет использую внешнюю уровневую дифференциацию в 7,8
классах. Три класса делятся на три потока по своему уровню обученности и обучаемости. Дети в
потоках подбираются по результатам срезов за первую четверть, и три четверти идет поточное
обучение по предметам физика, биология, география. Деление на потоки гибкое и ребенок может
переходить из потока в поток. Такое обучение дает возможность всем детям развиваться с
собственной скоростью и чувствовать себя комфортно на уроке, повышает мотивацию к изучению
физики.
Считаю актуальным опираться также на такие и принципы, как:
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии
учителя, когда учитель выступает в роли консультанта;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых,
нетрадиционных форм обучения. Изменение форм влечет за собой улучшение качества
образования. Считаю, нестандартные уроки это те уроки, которые содержат способы подачи
учебного материала, информацию и задания, которые содержат в себе элементы необычайного,
удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету
и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения. На уроке появляется
возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, превращающая его
из пассивного объекта воздействия в активного субъекта деятельности. Провожу уроки
конференции, уроки КВН, урокивикторины, урокделовая игра, урокпутешествие, уроки
практикумы. Использую активные методы обучения (проблемные, игровые, учебная дискуссия,
мозговой штурм с использованием ИКТ, цифровых образовательных ресурсов и Интернет
ресурсов).
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я
использую творческие задания. Например: посчитать свою скорость до школы, свое давление на
пол, изучить явление захода солнца на протяжении 10 дней (в 7 классах), изучить и объяснить
окраску бабочек, мыльных пузырей (в 11 классах), узнать о магнитных бурях (в 9классах) и др.
С интересом воспринимаются учениками занимательные опыты: танцующие человечки,
послушная линейка – по электричеству, волшебная кружка – по оптике, несгораемый бумажный
стакан – по теме «Теплота».
Для многих тем курса физики мною подобраны системы задач для домашней работы
учащихся, включающие в себя качественные, расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня
сложности. На уроках физики я стараюсь показать учащимся, что знание физики необходимо всем
людям, в любой работе. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты,
качественные задачи, приглашаю на уроки наших выпускников. Это и есть компетентностный
подход в обучении.
3 ИКТ вносит элемент наглядности и повышает интерес к уроку, развивает творческие
способности учеников. Они самостоятельно готовят презентации и выступают с ними на уроке.
Примеры таких презентаций: вся кинематика в 6 слайдах, изобретение паровых машин, паровозы
Черепанова, как плавают киты, физика в жизни кошки, тепловые явления в природе. Материал
накапливаю и использую потом в других классах. Практикую в старших классах изучение
домашнего задания самими учащимися и представление материала с помощью мультимедийных
презентаций.
Для детей повышенного уровня развития провожу элективные курсы по изучаемым темам. В 9
классе в рамках предпрофильной подготовки веду курс «Избранные вопросы механики»,
адаптированный для их уровня подготовки.
Организуя свою деятельность на реализацию целей и задач работы с одаренными детьми, я
убедилась, что она не может быть эпизодической. Она должна сложиться в непрерывный
педагогический процесс поэтапного развития личности: от обучения школьников – до подготовки
выпускников к профессиональному самоопределению и поступлению в высшие и специальные
учебные заведения. Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную
работу по физике. Хочу отметить следующее:
включаю в содержание внеклассной работы вопросы, выходящие за рамки школьной
программы по физике, но примыкающие к ней.
включаю в содержание внеклассной работы и вопросы, вошедшие в содержание физического
образования в последние десятилетия:
в старших классах учитываю профиль и самоопределение учащихся.
Внеклассная работа осуществляется в самых разнообразных видах:
Индивидуальная работа работа с учащимися с целью руководства самостоятельной работой
учащихся по физике, подготовкой рефератов, докладов, сочинений, изготовлением моделей; работа
с консультантами; подготовка некоторых учащихся к участию в олимпиадах.
Групповая работа систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом
учащихся. К ней можно отнести факультативы, кружки.
Массовая работа эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному
виду относятся вечера, научно практические конференции, недели физики, астрономии,
олимпиады, конкурсы, соревнования.
На практике все три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.
С 2007 года руковожу секцией научного общества «Поиск». Вначале у нас была общая
секция естественных наук, а в 2009 году мы выделились в более узкую секцию по физике. В рамках
НОУ провожу открытые заседания секции «Физика» по темам: «Новое в науке», «Календарь
знаменательных дат», «Что такое нанотехнологии», «Космос в цифрах» и др. Выходим с
учащимися в младшие классы с тематическими выступлениями: «История изобретения часов,
календаря, термометра, компаса», «Они прославили русскую науку» (об ученых Ломоносове,
Чижевском). На заседаниях секции учимся работе над проектами. Итогом работы за год является
участие детей в научно практической конференции, на которой учащиеся отчитываются о работе за
год.
Ежегодно в школе проводятся недели физики и астрономии, посвященные разным темам
«Космос – далекий и близкий» (20132014), «Жизнь, отданная науке» (20142015), «Физика в
лицах» (20152016).
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются
олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и
4 развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего
образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.
Работа должна быть направлена на ожидаемые результаты для учащихся:
? формирование интереса к более глубокому изучению основ естественных наук;
?
?
расширение кругозора, развитие самостоятельности;
становление способности учитывать, анализировать и согласовывать многочисленные точки
зрения в рамках поставленной задачи с целью достижения поставленных задач;
воспитание научной культуры мышления.
?
Создание современного кабинета физики – важная задача для учителя. Я постоянно работаю в этом
направлении. Помогают мне в этом родители и учащиеся. Сейчас в кабинете есть необходимые
средства обучения для выполнения лабораторных работ, демонстрационного эксперимента,
наглядные пособия, раздаточный и справочные материалы, АРМ для учителя с доступом в
локальную сеть школы и глобальную сеть Интернет.
Считаю: успех приходит к тому, кто непрерывно работает над собой, когда рядом те, кто верит,
надеется, помогает, кто сам стремится к успеху.
5
Статья по теме " Развитие творческих способностей одаренных детей"
Статья по теме " Развитие творческих способностей одаренных детей"
Статья по теме " Развитие творческих способностей одаренных детей"
Статья по теме " Развитие творческих способностей одаренных детей"
Статья по теме " Развитие творческих способностей одаренных детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.