Данная статья представляет интерес для широкой аудитории. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
отчет взаимодействие с родителями.docx
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка
за руку в детские годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира – от этого в
решающей степени зависит, каким человеком
станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования,
направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во
многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный
результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского
сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего
взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на
всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Я работаю воспитателем в МАДОУ «ЦРР – детский сад №39» с детьми
средней группы. В работе с родителями решаются следующие, выделенные
как приоритетные, задачи:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск
и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Для решения поставленных задач на начало каждого учебного года мы
составляем перспективный план работы с родителями, в котором
прописывается работа в нескольких направлениях:
– в рамках реализации программы воспитания и обучения ребёнка в
детском саду;
– в рамках реализации программы сохранения и укрепления здоровья
детей;
– в рамках реализации целевой программы работы с семьей. В начале учебного года проводится групповое собрание, на котором мы
знакомим родителей с задачами воспитания и обучения детей на данный
учебный год.
Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной
агитации. В группе оформлен “Уголок для родителей”, где помещаются
консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и
воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических
рекомендаций для родителей, составленных педагогами и психологом
МАДОУ.
По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей выпускаются
консультации старшей медсестрой и инструктором по физической культуре
согласно годовому плану работы. Оформлены специальные “Уголки
здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию
по вопросам оздоровления детей.
В группе имеются тетради индивидуальной работы с детьми, которые
ведут специалисты дошкольного отделения: инструктор по физической
культуре, воспитатель, педагогпсихолог и логопед. Воспитатели ежедневно
оформляют информационные стенды для родителей: “Чем мы занимались”,
“Закрепите дома”, “Выучите вместе с детьми”. Ведется тетрадь протоколов
родительских собраний.
В течение года заведующим, медицинскими работниками, логопедом,
психологом, инструктором по физкультуре проводятся индивидуальные
консультации с родителями.
При составлении календарного планирования в начале каждого месяца
мы прописываем работу с родителями, где указываем темы индивидуальных и
групповых консультаций, тематику наглядной информации, работу с
родительским комитетом.
Для обеспечения наибольшей эффективности работы с родителями на
новый учебный год проводится анкетирование в мае месяце с целью выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с
родительской общественностью.
Согласно полученным данным наиболее популярными являются:
мероприятия с участием детей и родителей (90%); общие родительские
собрания (35%); родительские клубы, конференции (30%).
С большим успехом всегда проходит “Неделя открытых дверей” в мае.
Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей,
заполняют анкеты по результатам посещения. Очень хорошие отзывы,
пожелания педагогам. Эта форма работы пользуется среди родителей
наибольшей популярностью, так как позволяет увидеть реальные достижения
каждого ребёнка.
Также в течение года воспитателями организуются выставки
совместного творчества детей и родителей: “Рисуем вместе с папами”,
“Рисуем вместе с мамами”, “Зимний пейзаж”, поделки из природного
материала “Осенний подарок” и т.п. Родители с удовольствием участвуют в
таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают
огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми
изобразительным искусством. Регулярно мы оформляем выставки детских
работ.
Большую работу с родителями проводит инструктор по физическому
воспитанию. Стали традиционными физкультурно–музыкальные праздники с
родителями: “Мама и я – спортивная семья”, “Папа и я – спортивная семья”,
дружеские встречи между родителями разных возрастных групп, между
родителями педагогами МАДОУ.
Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде
фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей.
Родители активно участвуют в “Днях здоровья”. Повысилась личная
заинтересованность родителей в занятиях физкультурой вместе с детьми, у
нас появились целые спортивные семьи – на соревнования и физкультурные праздники приходят не только родители, но и бабушки, дедушки, тети, дяди,
племянники и т.п. Все дружно болеют не только за свои команды, но и за
команды соперников, а потом дружно пьют чай в помещении столовой и
обсуждают наиболее интересные моменты соревнований. Регулярно
принимаем участие в туристическом слете.
С целью морального стимулирования наиболее активных родителей по
итогам года выпускаются стенгазеты в группах, на общем родительском
собрании вручаются благодарственные письма от администрации МАДОУ,
выпускается фотогазета “Самые спортивные”, “Самые активные” с
фотографиями детей и родителей.
В нашем детском саду взаимодействие с семьями воспитанников
реализуется через разнообразные формы. Мы используем традиционные
(родительские собрания, педагогические беседы, тематические консультации,
выставки детских работ, папкипередвижки, информационные стенды и др.) и
нетрадиционные (социологические срезы, опросы, анкетирование, семинары
практикумы, выпуск газет и журналов, тематические недели) формы общения,
суть которых — обогатить родителей педагогическими знаниями.
Я использовала активные формы и методы работы с родителями:
родительские собрания («Давайте познакомимся!», «Задачи воспитания и
«Особенности
обучения детей младшего дошкольного возраста»,
психофизического развития детей пятого года жизни и основные задачи
воспитания», «О воспитании инициативности и самостоятельности ребѐнка в
речевом общении со взрослыми и сверстниками», «Роль игры в развитии
ребѐнка»);
консультации («Детская застенчивость» , «Характер ребѐнка зависит от Вас»
, «Готовимся к прогулкам по городу», «О правильной осанке» , «Если ребѐнок
плохо ест», «Воспитание любознательности у детей» и др.);
занятия с участием родителей ("Улицы, по которым я хожу», «Путешествие
в Букволандию»); совместные проекты «Моя родословная», «Улицы, по которым я хожу»;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.
("Светофорик», «Мастерская Деда Мороза», «Мой маршрут до детского
сада», «Макет моей улицы», «Увлечения моей семьи», «Генеалогическое
древо», «Дары осени»);
совместные экскурсии в театр, школу, библиотеку, музей.
экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу».
Дни добрых дел (подготовка участка к летнему сезону, группы к новому
учебному году, ремонт помещения и оборудования).
Дни открытых дверей;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
оформление фотовыставок («Мой город», «Моя мама лучше всех», «Папа
солдат»);
совместное создание предметно – развивающей среды;
работа с родительским комитетом группы;
беседы с детьми и родителями («Как правильно одеваться», «Правила
чистки зубов», «Режим дня в выходные дни»);
родительский уголок.
В результате повысился уровень воспитательнообразовательной
деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой
инициативы.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нѐм
мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем
занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно
поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том,
что эти формы работы являются востребованными. Наглядно –
информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских
обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым
привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в
организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие
позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности
во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это
делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим
ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе проведены:
развлечения «Мы с мамой друзья» , «Самый лучший папа на свете» ,
«Супермама », «Наши бабушки»;
спортивный досуг «Мама, папа, я — спортивная семья», спортивный
праздник «За здоровьем всей семьѐй»;
празднование дней рождений;
выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»;
совместные походы «В мир прекрасного».
В результате проделанной работы, использовании различных форм и
методов общения с родителями, повысилась психологопедагогическая
повысилась культура межличностного
грамотность родителей;
взаимодействия детей в группе.
Все формы взаимодействия с родителями, используемые мною в работе,
создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых,
окружающих ребенка. Хорошо налажено общение между семьей и группой
детского сада, что способствует поддержке ребенка, тому, что его жизнь в
детском саду полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению.
В заключении хотелось бы отметить, что семья и детский сад – два
воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку
социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Постепенно уходит непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие
родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс,
долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного
следования выбранной цели.
Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное
сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий
помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает
авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов.
Статья по теме "Взаимодействие с родителями"
Статья по теме "Взаимодействие с родителями"
Статья по теме "Взаимодействие с родителями"
Статья по теме "Взаимодействие с родителями"
Статья по теме "Взаимодействие с родителями"
Статья по теме "Взаимодействие с родителями"
Статья по теме "Взаимодействие с родителями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.