ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сазонова Е.А.
Пермский институт железнодорожного транспорта, г. Пермь
В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики является поддержка талантливой молодежи. Для построения инновационной экономики и модернизации российского общества остро встает вопрос об эффективной работе с талантливой молодежью.
В поручении Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета РФ, президиума Совета при Президенте РФ по культуре и искусству и президиума Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию 22 апреля 2010 года было определено в качестве стратегической цели – выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также сопровождение их в течение всего периода становления личности, в том числе и на начальном этапе профессиональной деятельности.
Поддерживая политику государства в данном направлении во всех сферах образования осуществляется работа с одаренными детьми. Не является исключением из правил и система среднего профессионального образования.
Существует мнение, что одаренность среди студентов среднего профессионального образования это уникальное и редкое явление, но это не так. Среди студентов среднего профессионального образование немало талантливой молодежи. Об этом можно судить по итогам регулярно проводимых предметных олимпиад, конкурсов, конференции и других мероприятий городского, краевого и всероссийского уровней, в которых принимают участие студенты факультета среднего профессионального образования ПИЖТ УрГУПС.
Для продвижения и развития талантливой молодежи, обучающейся в Пермском институте железнодорожного транспорта проводятся различные мероприятия:
- В рамках студенческого научного общества организована индивидуальная работа преподавателей со студентами для проведения исследовательских работ. Используются проектные, исследовательские технологии.
- Ежегодно в институте проводится студенческая научно-практическая конференция для студентов факультета СПО и ВПО. Ей предшествует конференции, которые проходят в цикловых комиссия факультета СПО и на кафедрах факультета ВПО. На конференции отбираются лучшие исследовательские работы студентов и в дальнейшем эти студенты принимают участие в Краевых конференциях, Межвузовских конференциях и Всероссийских конференциях студентов. Так можно привести в пример исследовательскую работу «Звезды. Красота или наука» Бачуриной Марии, которая была отправлена на Молодежные Циолковские Чтения и прошла во второй тур на XI Молодежные Циолковские Чтения, проходившие 27-29 октября 2011 года в Кирове.
- В соответствии с Положением «О грантах на разработку студентам образовательных учреждений железнодорожного транспорта дипломных проектов по заданию железных дорог», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 23.03.2007 № 465р, предоставлены гранты на разработку дипломного проекта Симйонка А.В. студенту группы П-107, Максимову И.Э. студенту группы В-103 и Черновой М.Г. студенту группы Д-31.
Студенты дипломных грантов ОАО «РЖД» Симйонка А.В., группа П-107, Максимов И.Э., группа В-103 в заочно приняли участие в Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Безопасность – 2011» г. Иркутск. Симйонка А.В. выступила с секционным докладом «Технологии утилизации отработанных шпал на железнодорожном транспорте» на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные научные исследования в дорожном и строительном производстве», проходившая 19-20 мая 2011 года в г. Перми, место проведения ПГТУ.
- Ежегодно на олимпиаду дипломных проектов студентов образовательных учреждений Федерального агентства железнодорожного транспорта в конкурсную комиссию предоставляются дипломные проекты студентов факультета СПО. Так в 2011 году дипломный проект Максимова И.Э., руководитель Е.А. Сазонова тема «Разработка технологии утилизации отходов гальванических производств, образующихся на железнодорожном транспорте» занял первое место по специальности 190304 «Техническая эксплуатация подвижного состава».
- Дипломный проект «Утилизация отработанных деревянных шпал» выпускницы факультета СПО Симйонка А.В. принял участие в ежегодном городском конкурсе дипломных работ студентов, выпускников учреждений высшего, среднего специального, начального профессионального образования города Перми, который проходил на базе администрации г. Перми.
В результате участия в мероприятиях различного уровня студенты приобретают опыт выступления на конференциях, презентациях технических достижений на выставках, имеют возможность общения с молодежью из других образовательных учреждениях Пермского края и России. Участники награждаются дипломами, сертификатами, грамотами, благодарностями. Создание ситуации успеха служит мотивацией для дальнейшего совершенствования творческих способностей студентов.
В нашем институте талантливым студентам предоставляется возможность использования материально-технической, информационной и других баз для практической творческой деятельности: необходимого оборудования, инструментов, технических средств, материалов, ресурсов Интернета. Большую роль в поддержке талантливой молодежи, как материальную поддержку, так и помощь при проведении преддипломных практик, дипломных проектов и грантов на дипломное проектирование по заданию Свердловской железной дороги осуществляют предприятия железнодорожного транспорта, с которыми взаимодействует Пермский институт железнодорожного транспорта.
Следует отметить, что вся работа с талантливой молодежью опираются лишь на инициативу отдельных педагогов, сотрудников и отделов института. Анализ работы научно-исследовательского отдела показал, что наряду с положительными инициативами появляется большое количество проблем. Вот только некоторые из них:
– Тратится значительные средства на исследование, диагностику и дифференцированное обучение студентов, испытывающих затруднение в обучении, но нет единой исследовательской программы для обучения и воспитания одаренных и талантливых учащихся, обладающих высоким творческим потенциалом.
– Универсализация программ, является слабым звеном при работе с одаренными студентами в среднем профессиональном образовании. В таких программах не закладываются альтернативные пути, шкала творческого продвижения студента за пределы курса.
– Современное профессиональное обучение ориентировано на среднего студента и среднего специалиста.
– Квалификация педагогических работников не всегда достаточна для работы с одаренной молодежью. Педагогам не хватает психологических и специальных знаний.
Вам нужно постараться решить эти проблемы и относиться к одаренной и талантливой молодежи как к будущей творческой и интеллектуальной элите, от которой зависит «коридор возможностей» дальнейшего развития страны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.