Статья "Применение технологии ТРИЗ на уроках биологии"
Оценка 5

Статья "Применение технологии ТРИЗ на уроках биологии"

Оценка 5
Научные работы
docx
биология
Взрослым
10.02.2017
Статья "Применение технологии ТРИЗ на уроках биологии"
Чтобы сформировать компетентного выпускника и повысить качество его подготовки, необходимо применять активные методы обучения, инновационные технологии. Сегодня активно развивается новое направление педагогики − креативная педагогика, основанная на интенсивном использовании приемах и методах ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Особенность технологии ТРИЗ состоит в том, что обучающийся изобъекта обучения становитсясубъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становитсясредством достижениянекоторой созидательной цели.ТРИЗ– это педагогическая система, обеспечивающая на всех уровнях образования (от дошкольного до послевузовского) непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей обучающихся. В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ формируются: стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности; воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. А это значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС
ТРИЗ на уроках биологии.docx

 

 

 

Применение технологии ТРИЗ на уроках биологии

 

 

 

 

Подготовила:

преподаватель биологии

ГАПОУ РО «РКТМ»

Соловьева А.Ю.


 

«Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом»

А.Л. Несмеянов.

 

В современном мире, где профессиональный труд и другие сферы жизни постоянно изменяются, образовательная система призвана развивать у обучающихся качества, которые будут способствовать успешной социализации и адаптации за порогом учебного заведения –этопрофессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Поэтому до сих пор остается актуальным высказывание Джона Бауэна: «Если Вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться Ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях». Т.е. система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Иначе говоря, самым главным требованием к современному выпускнику СПО является его компетентность.

Компетентность – это способность установить и реализовать связь между «знанием-умением» и ситуацией.

Компетентность предполагает наличие у студента внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, а также профессиональных ценностей и отношение к своей специальности как к ценности. Компетентный специалист должен быть способен выходить за рамки предмета своей профессии, а также должен обладать творческим потенциалом для саморазвития. Компетентного специалиста отличает способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения, подвергать сомнению не эффективные решения, словом обладать критическим мышлением.

В наше время преподавателям биологии нередко приходится слышать фразу: «А для чего нам учить биологию? Это не актуально».

Биология − это наука о жизни. Она формирует представление о научной картине мира. Своими исследованиями эта наука призвана убедить людей в необходимости заботливого отношения к природе, знания и соблюдения ее законов. Биология является неотъемлемой частью жизни общества, так как испокон веков человечество находится в прямой зависимости от мира природы. Это ключевая дисциплина, жизненно важная для человеческого существования. Изучение естественных наук помогает развивать передовые технологии, с помощью которых можно исследовать проблемные вопросы, которые, казалось бы, решить невозможно.

Учебная дисциплина «Биология» в системе СПО формирует следующие компетенции.

Скругленный прямоугольник: Культуроведческие
Знакомство со знаменитыми учеными-биологами. Прививать уважение и гордость к великим людям страны
Скругленный прямоугольник: Ценностно-смысловые
Уметь видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение
 

 


4.jpg

Скругленный прямоугольник: Учебно-познавательные
Использовать биологические знания в других областях. Отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме, ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы
Скругленный прямоугольник: Природоведческие
Знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми
Биология
Скругленный прямоугольник: Коммуникативные
Иметь навыки работы в группе, коллективе, уметь задать вопрос, вести дискуссию, выступать с устным сообщением
Скругленный прямоугольник: Информационные
Владеть навыками работы с различными источниками информации. Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию

 

 


 

 

 

 

 


Чтобы сформировать компетентного выпускника и повысить качество его подготовки, необходимо применять активные методы обучения, инновационные технологии.

Сегодня активно развивается новое направление педагогики − креативная педагогика, основанная на интенсивном использовании приемах и методах ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Особенность технологии ТРИЗ состоит в том, что обучающийся изобъекта обучения становитсясубъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становитсясредством достижениянекоторой созидательной цели.ТРИЗ– это педагогическая система, обеспечивающая на всех уровнях образования (от дошкольного до послевузовского) непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей обучающихся.

В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ формируются: стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности; воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. А это значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС.

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» подходе перед обучающимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач, воспитание «решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем.


 

ТРИЗ − теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом СауловичемАльтшуллером. Главная идея его теории − технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, т.к. решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций. Теория решения изобретательских задач и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям. Педагогическое кредо «тризовцев»− каждый человек изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

Основные принципы ТРИЗ

1.     Принцип объективных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира.

2.     Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий.

3.     Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии.

Дидактические возможности ТРИЗ

       решение творческих задач любой сложности и направленности;

       решение научных и исследовательских задач;

       систематизация знаний в любых областях деятельности;

       развитие творческого воображения и мышления;

       развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций.


 

Методы ТРИЗ-технологии

Методы

ТРИЗ-технологии

Краткая характеристика метода

Применение на уроках

биологии

Формирование компетенций

Системный

оператор

Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части.

Для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия

Формирование умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

Мозговой штурм

Метод предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения

 

При изучении нового материала, решении спорных, проблемных задач

Коммуникативные способности: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у обучающихся способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает

Синектика

(метод аналогий)

Аналогии бывают двух видов:

        личностная аналогия. Предложить представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

        прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.)

При изучении нового материала, решении спорных, проблемных задач

Этот метод позволяет решать задачи различной сложности, находит ответы на сложные вопросы, изобретать новое. Благодаря аналогиям существует такой раздел биологии, как бионика.

Активное применение технологии ТРИЗ на уроках биологии не заставило себя долго ждать, и показали положительный результат. Студенты РКТМ принимают активное участие в олимпиадах и конкурсах по биологии. Появился интерес к изучаемой науке. А учебные навыки решения проблемных задач, которые студенты приобрели на уроках биологии, они активно применяют при изучении других дисциплин.

В заключение хотелось бы сказать, что для себя сделала вывод: успех в работе во многом зависит от выбранной активной формы работы.


 

П рименение технологии ТРИЗ на уроках биологии

П рименение технологии ТРИЗ на уроках биологии

Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом»

Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом»

В наше время преподавателям биологии нередко приходится слышать фразу: «А для чего нам учить биологию?

В наше время преподавателям биологии нередко приходится слышать фразу: «А для чего нам учить биологию?

Чтобы сформировать компетентного выпускника и повысить качество его подготовки, необходимо применять активные методы обучения, инновационные технологии

Чтобы сформировать компетентного выпускника и повысить качество его подготовки, необходимо применять активные методы обучения, инновационные технологии

ТРИЗ − теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом

ТРИЗ − теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом

Методы ТРИЗ-технологии

Методы ТРИЗ-технологии

Синектика (метод аналогий)

Синектика (метод аналогий)

Статья "Применение технологии ТРИЗ на уроках биологии"

Статья "Применение технологии ТРИЗ на уроках биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017