Статья "Проектные умения в технологической подготовке младших школьников"
Оценка 4.9

Статья "Проектные умения в технологической подготовке младших школьников"

Оценка 4.9
Научные работы
docx
технология
Взрослым
09.07.2018
Статья "Проектные умения в технологической подготовке младших школьников"
В статье говорится о формировании проектных умений на уроках технологии в начальных классах, об успешном применении этих умений на практике. Статья опубликована в сборнике "Подготовка кадров технологического профиля в условиях реиндустриализации региона: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции г. Новосибирск 2018 год
статья ФОРМИРОВ.docx
УДК Н.В. Кинякина      (5 курс, направление «Педагогическое образование», профиль  «Технология», факультет технологии и предпринимательства, ФГБОУ ВО  «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск) ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ           В   статье   говорится   о   формировании   проектных   умений   на   уроках технологии  у учащихся начальных классов, об  успешном  применении  этих умений на практике.     Ключевые слова: проектные умения, урок технологии.           В   начальной   школе   уроки   технологии   основываются   на   предметно­ практической   работе,   Принимая   во   внимание   то,   что   в   работу   включены действия работы рук и пальцев, эти уроки характеризуются формирующимися возможностями.           Предмет   «Технология»,   то   есть   ручной   труд,   как   никакой   другой школьный предмет, позволяет развивать кисти рук. Известные ученые Б.М. Бехтерев, И.М Сеченов, А.Р. Лурия истолковали свои труды по поводу того, какую   роль   играет   координация   движения   рук   на   мозг,  за   которым   стоит точность, ловкость и скорость движения.           Благодаря   исследованиям,   можно   сделать   выводы,   что   ручной   труд развивает   зрительно­пространственную   оценку   креативного   воображения, мышления,   речи,   возникает   формирование   в   волевой,   эмоционально­ чувственной сфере.   Особенности это ярко выражено в младшем школьном возрасте.           В  общем   предмет  «Технология»  помогает   развиваться   психическому, физическому,   трудовому,   эстетическому   и   художественному   воспитанию детей. На уроках технологии учащиеся знакомятся со способами создания предметов окружающего мира, о понятиях, на которых строится мастерство, сделанное   своими   руками:   долговечность,   практичность,   художественная выразительность, творческий почерк. [1]          У школьников формируются умения работы с различным материалом в разных   техниках   изготовления,   например,   аппликация,   мозаика,   квилинг, оригами, папье­маше и другие. Чем обширней области деятельности, которые постигают учащиеся, тем легче им осваивать новые виды работ.  Так же уроки технологии учитывают одновременно с индивидуальной работой каждого   отдельного   школьника   еще   и   коллективное   творчество.   Далее расскажем об организации проектной деятельности детей.           Метод   проектов   ­   это   способ   достижения   дидактической   цели   через тщательное   создание   задачи,   которая   должна   закончиться   решением, оформленным   неким   способом;   это   система   приемов,   которые   идут   в конкретном порядке для результата поставленных цели, лично значимой для учащегося.   Когда   младший   школьник   участвует   в   создании   посильного проекта,   он   обретает   умение   применять   коммуникативные   навыки, сотрудничать   со   сверстниками,   берет   на   себя   ответственность   быть руководителем и уметь подчиняться, осваивает цель задания, понимает роль успешного   его   выполнения,   в   том   числе   планирование,   прогнозирование, контроль, исправление своей деятельности и полученного продукта. Для того, чтобы лучше понять, поясним основные этапы урока – «выбор темы проекта, возможные   пути   идеи   решения   проблемы»,   «практическая   работа»   и «подведение   итогов».   Опираясь   на   то,   что   задачами   урока   технологии являются   ознакомление   учащихся   приемам   создания   поделки,   подготовке создания технологической карты, освоение умениям работы с инструментами и  шаблонами,  умения   самим   делать   анализ   процесса   изготовления   работы, вносить   изменения,   предполагать   результат   своей   работы,   перед   учителем стоит   задача   включать   детей   в   совместную   деятельность.   Этот   метод проектов учит не только развивать умения в конструировании, воспитании чувства   любви   к   труду,   но   и   формированию   коммуникативных   знаний учащихся,   пониманию   ими   результативной   системы   деятельности. Технологическая карта учитывает ряд разделов: название изделия (поделки), материалы,   инструменты,   инструкцию   работы   с   инструментами,   способы сборки   и   украшения   изделия.   Когда   вся   схема   заполнена,   дети   легко составляют план работы: 1) заготовка инструментов и материала; 2) шаблоны деталей для изделия; 3) отделка; 4) сборка; 5) оформление. Возможности для мыслительной   деятельности   содержатся   в   энциклопедиях,   научной литературе,   Интернете,   материалах   музеев.   В   этом   случае   важна   роль учителя: необходимо не только указать готовый источник информации, но сделать так, чтобы ребенок сам подошел к данным справочного объекта.          В   ходе   самостоятельного   поиска   исследовательской   деятельности   создается интерес создаваемому, пробуждает интерес к поставленным целям, освоению необходимыми знаниями. Все это в конечном итоге выражается на личностных, нравственных качествах растущего человека.      После того как учащиеся спланировали свои действия, они приступают к изготовлению   поделки.   Конечно,   эта   часть   деятельности   выполняется   на основе заготовок, но на этом этапе «оформление» подключается творческое воображение   практически   каждого   участника   проекта.   В   готовом   изделии дети   стремятся   увидеть   собственный   образ.   В   это   время   наступает   опыт применения   коммуникативных   умений:   умений   быть   руководителем   и подчиненным, опыт  сотрудничества  и взаимовыручки,  доброжелательности. Команда организаторов ведет наблюдение за работой, вносит изменения, дает оценку работе по созданию изделия. Для того, чтобы работа была оценена справедливо,   нужно   ответить   на   некоторые   вопросы:   соответствует   ли изделие таким качествам, как «аккуратность», «точность», «исполнение»? Все ли участники показали терпение, настойчивость, активность в работе? Чего добились, а что не получилось? Что нужно сделать для того, чтобы работа была   выполнена   более   качественно?   На   заключительном   этапе   урока   дети организуют выставку или испытывают устройство в действии.            В   процессе   исследований   получилось   расширить   интерес   учащихся, обучить их практическим действиям по созданию поделок и конструкций в соответствии   с   программой   обучения   технологии,   то   есть   сделать   своими руками   задуманное.   [3]   В   то   же   самое   время   организовать   обязательные умения в исследовательской деятельности: работать с научной литературой, группировать   наглядный   материал,   это   все   необходимо   для   побуждения приобретения  знаний  и  усвоение определенных  умений.  При этом  ученики могут применять свои знания, использовать приобретенные умения, получать новые, причем, с успехом осуществлять это самостоятельно.       В некоторой степени о сформированности проектных умений скажем, что на   уроках   технологии   ученики   на   протяжении   одного   года   обучения   в большей   мере   осваивают   опыт   планирования,   прогнозирования,   наиболее приемлемых   способах   групповой   деятельности,   проведения   контроля   за качественной работой и изменение итогов своих действий. Все перечисленные действия   в   педагогической   науке   называются   универсальные   учебные действия. В результате видна роль умений в технологической области. К ним относятся: ­ умения работать в сотрудничестве с ровесниками и взрослыми); ­   поисково­исследовательские   и   прикладные   умения,   то   есть   практико­ ориентированные умения; ­ коммуникативные умения; ­ презентационные (защита, представление); ­ рефлексивные умения (экспертиза, анализ, вывод, самооценка).      Таким образом начальное образование, учитывающее включение учащихся в посильную проектную деятельность, приобретение умений, в одном случае ведет к осознанию алгоритма обучения, в другом – дает право маленькому человеку   общества   гармонично   развиваться   в   физическом,   трудовом, духовно­нравственном и интеллектуальном развитии, а в степени взросления – жить в быстроизменяющемся мире с высокими технологиями труда. Библиографический список     Список   литературы   1.   Проснякова   Т.Н.,   Мухина   Е.А.   Методические рекомендации к курсу «Технология». – Самара: Учебная литература, 2012. – 234 с.  2. Сатарова Л.А., Строкина Ю.Ю. Креативные технологии в работе со сту­ дентами:   учебное   пособие   /   Л.А.   Сатарова,   Ю.Ю.   Строкина.  –   Астрахань: Изда­ тель Сорокин Роман Васильевич, 2014. – 189 с.   3. Хохлова М.В. Технология: программа 1–4 классы. – Москва: Вентана– Граф, 2012. – 96 с.

Статья "Проектные умения в технологической подготовке младших школьников"

Статья "Проектные умения в технологической подготовке младших школьников"

Статья "Проектные умения в технологической подготовке младших школьников"

Статья "Проектные умения в технологической подготовке младших школьников"

Статья "Проектные умения в технологической подготовке младших школьников"

Статья "Проектные умения в технологической подготовке младших школьников"

Статья "Проектные умения в технологической подготовке младших школьников"

Статья "Проектные умения в технологической подготовке младших школьников"

Статья "Проектные умения в технологической подготовке младших школьников"

Статья "Проектные умения в технологической подготовке младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018