Статья "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ КАБИНЕТА КОРРЕКЦИИ"
Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
воспитательная работа +1
Детсад
17.09.2019
Данная статья позволит педагогам и родителям "особых" детей грамотно сотрудничать в условиях работы кабинета коррекции. В данной статье раскрыты задачи, этапы процесса психологического сопровождения родителей и детей. Так же раскрыты методы и формы работы педагогов с родителями в кабинете коррекции.
Фуголь Анастасия Николаевна.docx
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И
РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ КАБИНЕТА КОРРЕКЦИИ
Актуальность темы: Рождение ребенка с нарушениями в развитии
всегда является стрессом для семьи. У него очень высока степень
зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме.
Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится
непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной
ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в
отчаяние.
Таким семьям необходима комплексная психолого
педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей больного ребенка,
следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей
на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение
мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его
развития.
Цель сопровождения:
Формировать социальнопсихологическое
содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями
здоровья. Устанавливать адекватные родительские реакции на заболевание
и социально психологические проблемы ребенка путем активного
привлечения родителей в психокоррекционный процесс воспитания и
обучения ребенка.
В процессе психологического сопровождения педагогов и
родителей решаются следующие задачи:
Изучить личность ребенка и его родителей, системы их
отношений.
Анализ мотивационно потребносной сферы ребенка и членов
его семьи.
Формировать у детей навыки общения со сверстниками в
процессе совместной деятельности.
Развивать и совершенствовать коммуникативные функции,
эмоциональноволевую регуляцию поведения.
Формировать адекватные родительские установки на
заболевание и социально психологические проблемы ребенка.
Развивать коммуникативные навыки в процессе совместной
деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества
взаимодействия с семьей.
Под психологическим сопровождением подразумевается система
профессиональной деятельности, куда включены взаимосвязанные
компоненты, направленные на создание специальных условий
систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед,
обсуждений;
Основные этапы процесса психологического сопровождения
взаимодействия педагогов и родителей:
1 этап
Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи
Установление контакта со всеми участниками сопровождения
ребенка.
Психологопедагогическая диагностика особенностей развития
ребенка, профилактика отклонений психического развития.
Определение модели воспитания, используемой родителями, и
диагностика их личностных характеристик (составление социально
психологической карты семьи).
2 этап
Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
Оказание необходимой помощи родителям ребенка с
ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
Просвещение и консультирование педагогов, работающих с
ребенком.
Психологические занятия, включающие в себя комплексы на
развитие внимания, памяти, мышления, эмоциональноволевой сферы.
Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми
(«Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «Дни рождения», «Осенний
праздник»).
Разработка рекомендаций,
определение оптимальной
индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
3 этап
Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена
на следующих принципах:
1. Личностноориентированный подход к детям, к родителям, где
в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение
комфортных, безопасных условий.
2. Гуманноличностный – всестороннее уважение и любовь к
ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я
концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы
слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно
рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с
логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь
осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид
деятельности, который является личностнозначимым для ребенка.
В своей работе с детьми с ограниченными возможностями мы
стремимся использовать технологию обеспечения социально
психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной
комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе
общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.
Формы и методы работы с родителями:
Консультирование – дифференцированный подход к каждой
семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в
своих детей и были помощниками для нас.
Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с
ребенком, наблюдают за работой специалистов.
Семинарыпрактикумы – где родители знакомятся с
литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
Деловые игры.
Проведение совместных праздников, где родитель может видеть
достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама
рядом).
Наша задача помочь родителю не стесняться своего ребенка,
воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе,
развивать его познавательную деятельность и эмоциональноволевую сферу.
Мы понимаем, как трудно родителям с «особыми» детьми и то, что
не все могут переступить через «барьер» и привести ребенка к нам в
группу, но мы стараемся помочь родителям в этой проблеме: публикуем
статьи в районных газетах о работе нашей группы, участвуем на городских
и международных семинарахпрактикумах, делимся опытом перед
коллегами ДОУ, используем презентации, проводим «Дни открытых
дверей».
Список литературы:
1. Калинина Р.Р. «Психолого педагогическая диагностика в детском саду»
СПетербург, «Речь»,2004,146с
2. Мамайчук И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в
развитии» СПетербург, «Речь»,2008, 220с
3. Семенова И.С. «Психолого педагогическая помощь семье,
воспитывающей «особого» ребенка»// Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения ,2008,№7
4. Ткачева В.В. «Семья ребенка с отклонениями в развитии» Москва,
Книголюб, 2007,140с
5. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду»
Ростов –на –Дону, «Феникс»,2006,75с
Статья "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ КАБИНЕТА КОРРЕКЦИИ"
Статья "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ КАБИНЕТА КОРРЕКЦИИ"
Статья "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ КАБИНЕТА КОРРЕКЦИИ"
Статья "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ КАБИНЕТА КОРРЕКЦИИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.